Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2016 г. N 59-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "РЖД" о признании недействующим приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 декабря 2015 г. N 216-пр/в "Об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы" в части, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "РЖД" на решение Амурского областного суда от 20 мая 2016 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Никифорова С.Б., объяснения представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "РЖД" Казака Е.Г., Попрядухина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала РЖД" (далее - общество) обратилось в Амурский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 декабря 2015 г. N 216-пр/в "Об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы" в части установления тарифов на водоснабжение и водоотведение для потребителей Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "РЖД".
Решением Амурского областного суда от 20 мая 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области и прокуратура Амурской области представили отзыв и возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, прокуратура Амурской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление) является органом исполнительной власти Амурской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 Положения об Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 22 декабря 2008 г. N 491).
Управлением 21 декабря 2015 г. издан приказ N 216-пр/в "Об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы", в том числе для потребителей Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "РЖД" (приложение N 16) (далее - приказ от 21 декабря 2015 г. N 216-пр/в).
Данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, опубликованным 25 декабря 2015 г. и 26 декабря 2015 г. в официальном печатном издании - газете "Амурская правда" N 240, 241.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на то, что названный приказ принят с нарушением требований Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела следует, что основной задачей деятельности общества на территории Забайкальского края, является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, в том числе оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД", а также на договорной основе сторонних потребителей в объемах собственной генерации (пункт 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению; пункт 9 Положения о Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению).
Судом установлено, что 29 апреля 2015 г. общество обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2016-2018 годы с применением метода индексации установленных тарифов.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
Решение об установлении тарифов принято при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифа регулируемой организации на периоды регулирования.
В процессе проведения экспертизы Управлением исключены экономически необоснованные расходы общества по статье "Затраты на оплату труда".
Согласно экспертному заключению фонд оплаты труда на 2016 год рассчитан обществом в размере 14 610,67 тыс. руб., при штатной численности рабочих 43 единицы. Среднемесячная заработная плата по расчетам общества составляет 28 315,25 руб. в месяц. Минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда предусматривалась на 2016 год в размере 7 759 руб.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются сведения о размере фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, плановое значение индекса потребительских цен.
Принимая во внимание, что в материалы тарифного дела не представлены расчет нормативной численности основного производственного, цехового, административно-управленческого персонала с учетом производительности сооружений и технологической схемы водоснабжения, водоотведения, расчетные листки за 2014 год и 1 полугодие 2015 года основного производственного, цехового персонала, АУП, ведомости начисления заработной платы, а также иные бухгалтерские документы, подтверждающие фактические расходы на оплату труда, расчет нормативной численности произведен Управлением методом интерполяции на основании Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. N 66.
Расходы по указанной статье затрат Управлением определены в размере 3 215,89 тыс. руб. исходя из минимальной тарифной ставки 7 255 руб., учтенной в тарифе 2015 года с учетом индекса роста потребительских цен - 107,4% со 2 полугодия 2016 года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Среднемесячная заработная плата основного производственного персонала составила 22 711,11 руб.
При расчете фона оплаты труда Управлением учтены доплаты за вредные условия, зональная надбавка в соответствии с приказом от 27 февраля 2015 г. N 15 "Об установлении зональной надбавки на 2015 год в размере 15% и выплаты по дальневосточному и районному коэффициентам".
Коэффициент планируемых невыходов и коэффициент сменности не применены Управлением в связи с непредставлением обществом при установлении тарифов расчета указанных коэффициентов с приложением документального подтверждения фактических невыходов и утвержденных графиков сменности.
Доплата за работу в ночное время и работу в праздничные дни также исключена Управлением из состава расходов общества, в связи с отсутствием ее обоснованного расчета и документального подтверждения.
Таким образом, произведенный Управлением расчет расходов по статье "Затраты на оплату труда" на 2016 год является обоснованным и не противоречит пункту 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также пункту 17 Методических указаний N 1746-э.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 20 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2016 г. N 59-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был