Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2016 г. N 53-АПГ16-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Литвиненко В.В. на решение Красноярского краевого суда от 6 сентября 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Паращенко В.Л. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Норильскому одномандатному избирательному округу N 21 о регистрации кандидата Литвиненко В.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края.
Решением избирательной комиссии Красноярского края от 18 мая 2016 г. N 184/1871-6 полномочия окружной избирательной комиссии по Норильскому одномандатному избирательному округу N 21 возложены на территориальную избирательную комиссию г. Норильска (далее - ТИК, Комиссия).
Кандидатами в депутаты по указанному избирательному округу зарегистрированы Паращенко В.Л. (решение ТИК от 4 августа 2016 г. N 14/19), выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ", и Литвиненко В.В. (решение Комиссии от 23 августа 2016 г. N 22/27), выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Паращенко В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ТИК о регистрации кандидата Литвиненко В.В., сославшись на то, что форма финансового отчёта, представленного названным кандидатом для регистрации в ТИК, не соответствует форме, установленной решением избирательной комиссии Красноярского края от 17 июня 2016 г. N 187/1918-6. Кроме того, 23 августа 2016 г. специальный избирательный счёт кандидата Литвиненко В.В. был закрыт самим кандидатом.
Красноярским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Литвиненко В.В., полагая, что судом не были исследованы все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из вывода о том, что имеются предусмотренные законом основания для отмены решения ТИК о регистрации Литвиненко В.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края в связи с несозданием кандидатом избирательного фонда.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Уставным законом Красноярского края от 21 апреля 2016 г. N 10-443 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее - Уставный закон края).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Уставного закона Красноярского края следует читать как "N 10-4435"
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата.
В числе таких оснований подпунктом "ж" этого пункта названо несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьёй 58 Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата.
В силу пункта 6 статьи 76 Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктами 24-26 Федерального закона" имеется в виду "пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона"
Аналогичные правовые предписания и правовые последствия неисполнения требований закона закреплены статьёй 41, подпунктом "к" пункта 4 статьи 27, пунктом 7 статьи 59 Уставного закона края.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 23 августа 2016 г. по инициативе самого Литвиненко В.В. его специальный избирательный счёт N ... был закрыт ПАО "...", другой избирательный счёт не открывался и об этом было известно ТИК на момент принятия ею оспариваемого решения о регистрации кандидата.
Судом проверялся и не нашёл подтверждения довод о нарушении действующего законодательства со стороны упомянутого банка при закрытии избирательного счёта ответчика.
Судом отмечено, что действия Литвиненко В.В. по закрытию специального избирательного счёта являлись его собственным усмотрением и не были объективно обусловлены сложившейся ситуацией, связанной с обжалованием в судебном порядке ранее принятого ТИК решения об отказе в регистрации кандидатом и повторной подачей документов на выдвижение и регистрацию, а также не были продиктованы требованиями Комиссии.
Иные доводы как Литвиненко В.В., так и Комиссии, как не имеющие правового значения для разрешения данного спора, правомерно отвергнуты судом первой инстанции.
Поскольку установленные подпунктом "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, подпунктом "к" пункта 4 статьи 26 Уставного закона края требования носят императивный характер и не допускают иного толкования закона, вывод в решении суда об отсутствии законных оснований для принятия ТИК решения о регистрации Литвиненко В.В. кандидатом в депутаты является правильным, а судебное постановление об удовлетворении административного иска - законным и обоснованным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта "к" пункта 4 статьи 26" имеется в виду "подпункт "к" пункта 4 статьи 27"
При принятии решения судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, иных нарушений, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые содержатся в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия не имеет оснований для отмены решения суда по доводам жалобы Литвиненко В.В., направленным по существу на иную оценку обстоятельств административного дела.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 6 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Литвиненко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2016 г. N 53-АПГ16-27
Текст определения официально опубликован не был