Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 13 октября 2016 г. N 2/2
по проекту федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"
(об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год)
Досье на проект федерального закона
Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год).
Как следует из пояснительной записки Правительства к законопроекту, это связано с тем, что, в последнее время российская экономика сталкивается с внешними вызовами, приводящими к изменению макроэкономических условий. Главный вызов - это резкое изменение условий внешней торговли: произошло значительное снижение цен на сырую нефть и нефтепродукты - основной товар российского экспорта. В результате такого снижения резко сократились стоимостные объемы экспорта.
Второй по важности вызов - введенные санкционные ограничения со стороны ряда иностранных государств, которые привели к качественному изменению доступности международных финансовых рынков. Ключевым результатом стало резкое сокращение притока иностранного капитала и снижение коэффициента пролонгации имеющейся внешней задолженности финансового и нефинансового секторов экономики. В результате Россия столкнулась с серьезным увеличением дефицита финансового счета платежного баланса.
Таким образом, можно констатировать формирование заметно изменившихся условий социально-экономического развития Российской Федерации, которые, с одной стороны, приводят к необходимости серьезной корректировки основных параметров федерального бюджета, а с другой - ставят перед бюджетной политикой новые задачи.
В этих условиях бюджетная политика в 2016 году была направлена на нейтрализацию последствий для экономики очередных возможных шоков со стороны внешнеэкономической конъюнктуры. Принимаемые меры в течение текущего года заключались в основном в точечной поддержке приоритетных отраслей и смягчении барьеров для перемещения факторов производства.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета был осуществлен комплекс мер по мобилизации доходов, включающий решения о дополнительной приватизации и направлении на выплату дивидендов не менее 50% прибыли акционерных обществ с государственным участием, а также повышение акцизов на нефтепродукты.
Кроме того, на фоне ухудшения макроэкономической ситуации по сравнению с прогнозируемой, и, соответственно, снижения доходов федерального бюджета при ограниченных возможностях по финансированию дефицита важной задачей было осуществление эффективного маневра в расходах. Этот маневр предполагает обеспечение исполнения расходных обязательств, увеличившихся по сравнению с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) из-за ухудшения макроэкономической ситуации, с одновременным принятием комплекса мер, направленных на оптимизацию расходов в целях недопущения дестабилизации состояния государственных финансов. К мерам по оптимизации расходов относится сокращение лимитов бюджетных обязательств до 10 процентов от общего объема по отдельным направлениям расходов федерального бюджета в 2016 году.
Что касается предложений по конкретным параметрам федерального бюджета на 2016 год, в части касающейся вопросов ведения Комитета, первостепенными являются показатели изменения расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации на 2016 год "Внешнеполитическая деятельность".
Изменение расходов федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность" представлено в таблице.
млн. рублей | ||||||
Наименование |
ГП |
Федеральный закон N 359-ФЗ |
Изменение (+/-) |
Федеральный закон N 359-ФЗ с учетом изменений |
Справочно: Кассовое исполнение на 1 сентября |
|
ВСЕГО |
из них: сокращение на 10% |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" |
41 |
127 721,2 |
-6 014,3 |
-2 028,1 |
121 706,8 |
98 070,2 |
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность" в 2016 году были предусмотрены в объеме 127 721,2 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы предлагается уменьшить на 6 014,3 млн. рублей, соответственно он составит 121 706,8 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 2 028,1 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- оказание финансовой помощи Республике Абхазия в связи с уменьшением объема финансирования Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республике Абхазия и уменьшением объема финансовой помощи в целях социально-экономического развития Республики Абхазия в сумме 2 502,6 млн. рублей;
- строительство объектов недвижимости за рубежом в связи с сокращением объемов работ по проектированию и строительству объектов в сумме 884,2 млн. рублей;
- военно-техническое сотрудничество в связи с сокращением числа направляемых Минобороны России за пределы территории Российской Федерации российских специалистов в соответствии с договорами, заключенными с иностранными государствами, в сумме 120,0 млн. рублей;
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году и неиспользованных на 1 июня 2016 года, в сумме 19,9 млн. рублей.
(Более детально изменение расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации на 2016 год смотрите в приложении)
Также следует отметить, что в Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года" в 2016 году предусмотрены в объеме 148 000,9 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы предлагается уменьшить на 23 147,1 млн. рублей, соответственно он составит 124 853,8 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в объеме 14 749,9 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований предусмотренных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года":
- в целях финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 25.01.2016 N ДК-П13-9пр, в сумме 6 566,1 млн. рублей;
- мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского и Севастопольского государственного университета в связи с невозможностью выполнения в 2016 году строительно-монтажных работ и направлением средств на проведение капитального ремонта объектов МДЦ "Артек" в рамках государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в сумме 1 369,1 млн. рублей;
- мероприятия по обеспечению каналами связи Крымского федерального округа с единой сетью электросвязи Российской Федерации и строительству аврийно-спасательного флота и обеспечение безопасности мореплавания и транспортной безопасности в связи со сложившейся экономией в объеме 461,9 млн. рублей.
Изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" затрагивают и другие статьи соответствующего федерального бюджета, которые по определению представляют интерес для членов Комитета. С этими предложениями можно ознакомиться в Интранете в Базе данных Государственной Думы АСОДЗ. С учетом изложенного, Комитет предлагает принять к сведению предложения Правительства Российской Федерации по уточнению параметров федерального бюджета на 2016 год и рекомендует принять проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.