Заключение Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ЗСП-156/16-06
на проект федерального закона N 1053173-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1053173-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 23 июня 2016 г. N 312) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы В.Н. Тетекиным, предусматривается установление предельного срока оплаты заказчиком работ по договору подряда и возмездного оказания услуг - не позднее 30 дней с момента оказания услуг (выполнения работ). При этом законопроект не устанавливает, каким образом определяется момент оказания услуг (выполнения работ), в связи с чем может возникнуть правовая неопределенность при его реализации.
Согласно действующему законодательству вопросы сроков оплаты выполненных работ и оказанных услуг являются предметом договоренности сторон.
Необходимо отметить, что установление в федеральном законе единого для всех случаев заключения договора подряда предельного срока оплаты выполненных работ противоречит доктринальной сути этого договора, раскрываемой в статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой исполнение обязательства заказчика по договору подряда принять и затем оплатить результат выполненных работ является встречным по отношению к исполнению обязательства подрядчика сдать такой результат заказчику,
Встречным исполнением обязательства согласно статье 328 ГК РФ признается исполнение обязательства одной из сторон договора, которое обусловлено исполнением другой стороной договора своих обязательств.
Однако из материалов к законопроекту не представляется возможным сделать вывод о том, что обязательство заказчика сдать и подрядчика принять результат работ во всех случаях подряда практически исполнимо в 30-дневный срок.
Таким образом, предусматриваемая законопроектом новелла, увязывающая оплату подрядных работ с юридическим фактом истечения 30-дневного срока с момента их выполнения, позволяет исключить либо сократить такую стадию исполнения договора подряда, как приемка работ заказчиком, что концептуально неверно, так как именно на этой стадии и выявляются качество выполненных работ и соблюдение установленных (включая промежуточные) сроков, а следовательно, и эффективность затраченных средств, в том числе бюджетных.
Как результат, предусматриваемые нормы в практической плоскости затруднят применение статьи 723 ГК РФ об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работ в виде безвозмездного в разумный срок устранения недостатков, соразмерного уменьшения установленной за работу цены, возмещения заказчиком своих дополнительных расходов на устранение недостатков (по выбору заказчика), фактически продлевающей срок действия договора подряда в случае отступления от его требований и условий.
Необходимо отметить, что предлагаемое регулирование ставило бы стороны договора подряда в заведомо экономически неравное положение и противоречило бы основным началам гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых им отношений и неприкосновенности собственности.
Кроме того, в случае принятия законопроекта будет создана правовая предпосылка как для недобросовестных подрядчиков через соответствующие судебные инстанции требовать понуждения заказчика к оплате выполненных работ в полном предусмотренном договором объеме в зависимости от юридического факта истечения 30-дневного срока с момента выполнения работы, так и для недобросовестных заказчиков осуществлять такую оплату без полноценной приемки работ.
Следует обратить особое внимание, что предлагаемые законопроектом изменения вносятся в разделы ГК РФ, регулирующие общие положения о подряде, что автоматически распространяет их действие на все предусмотренные ГК РФ виды договоров подряда, включая подрядные работы для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, введение предусматриваемого законопроектом механизма может привести к неэффективным затратам государственных средств, в том числе в рамках казначейского сопровождения отдельных государственных контрактов, их отвлечению без достижения целевых показателей, снижению эффективности исполнения бюджета и, как следствие, ухудшению финансовой дисциплины в целом.
Также следует отметить, что поправка, которая вносится в статью 711 ГК РФ, регулирует порядок оплаты работ, а не оказания услуг, как предусматривается законопроектом.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.