Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1072859-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.К.Шматкова", в соответствии с которым пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав.
В соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда законопроектом в действующее правовое регулирование вносятся изменения, направленные на создание правового механизма восстановления пенсионных прав граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных, гарантирующего им пенсионное обеспечение на тех условиях, которые применялись бы к ним в случае отсутствия незаконного или необоснованного уголовного преследования.
Поскольку с 1 января 2015 года положение пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 173-ФЗ не применяется, рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 12 действующего с 1 января 2015 года Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) новым пунктом 10, предусматривающим зачет в страховой стаж периода, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный год такого периода устанавливается в размере 1,8.
Финансовое обеспечение реализации предлагаемых изменений будет осуществляться в рамках межбюджетного трансферта бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета, в связи с чем законопроектом вносятся соответствующие изменения в статью 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вместе с тем, комитет полагает необходимым отметить, что не за все нестраховые периоды, содержащиеся в статье 12 Федерального закона N 400-ФЗ, устанавливаются индивидуальные коэффициенты. В частности, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (пункт 5 части первой статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ) подлежит зачету в страховой стаж без установления индивидуальных коэффициентов.
В этой связи предлагаемый в законопроекте вариант зачета рассматриваемого нестрахового периода в страховой стаж с одновременным установлением за него индивидуальных коэффициентов может повлечь за собой необходимость аналогичного подхода и к другим нестраховым периодам, за которые индивидуальные коэффициенты не устанавливаются.
Кроме того, по действующему порядку нестраховые периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, могут быть учтены в размере страховой пенсии по выбору застрахованного лица либо исходя из стоимости страхового года в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан", либо путем установления соответствующей величины индивидуального коэффициента. Для рассматриваемого периода такой выбор не предоставлен.
В заключении Правового управления содержатся замечания, в том числе юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении высказывает замечания к выбранному варианту реализации указанного Постановления Конституционного Суда.
По итогам рассмотрения Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.