Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране", внесенный Правительством Российской Федерации и поддерживает его концепцию.
Законопроект направлен на повышение эффективности правового регулирования отношений, возникающих при создании и осуществлении деятельности общественных объединений добровольной пожарной охраны.
В законопроекте предлагается:
уточнить определение понятий "добровольная пожарная дружина" и "добровольная пожарная команда";
дополнить понятийный аппарат, используемый в Федеральном законе "О добровольной пожарной охране" такими понятиями как "участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ", "участие в профилактике пожаров";
установить упрощенные правила создания общественных объединений добровольной пожарной охраны, (общественные объединения пожарной охраны могут регистрироваться в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица);
предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей;
предоставить право работодателю предоставлять добровольным пожарным 3 дня ежегодного дополнительного отпуска с сохранением заработной платы.
Отмечая важность совершенствования законодательства Российской Федерации направленного на осуществление деятельности добровольной пожарной охраны, Комитет считает необходимым высказать по законопроекту ряд следующих замечаний.
1. Требуют уточнения положения пункта 6 законопроекта касающиеся получения физическим лицом статуса "добровольного пожарного", его участия в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также участия в профилактике пожаров.
В предлагаемой в законопроекте новой редакции части 2 статьи 10 установлено, что "добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья (I группа состояния здоровья по результатам проведенной диспансеризации) исполнять обязанности, связанные с участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Однако в абзаце втором указанной части установлено, что "участвовать в профилактике пожаров вправе добровольные пожарные без предъявления требований к их состоянию здоровья.
Вместе с тем, исходя их положений абзаца первого, приобретать статус "добровольного пожарного" могут физические лица, отвечающие требованиям к возрасту и состоянию здоровья. Таким образом, физические лица, без предъявления требований к их состоянию здоровья, не могут участвовать в профилактике пожаров в качестве "добровольного пожарного".
2. Одним из требований к физическому лицу при получении статуса "добровольного пожарного" законопроекте предлагается установить 1 группу состояния здоровья по результатам диспансеризации, однако, в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "1 группа состояния здоровья по результатам проведенной диспансеризации", а также порядок установления указанной группы состояния здоровья.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе проводится предварительный медицинский осмотр. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы представлены отдельные замечания юридико-технического характера, которые необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В Комитет поступили отзывы из 60 субъектов Российской Федерации, в которых 59 субъектов Российской Федерации законопроект поддерживают.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный проект федерального закона.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.