Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Анализ исполнения расходов бюджета Фонда по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации
В 2015 году фактические расходы бюджета ФСС составили 612 140 807,4 тыс. рублей, или 101,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 98,2% от показателя сводной бюджетной росписи, что выше уровня расходов 2014 года на 65 955 944,8 тыс. рублей, или на 12,0% (в 2014 году - 546 184 862,6 тыс. рублей). Исполнение бюджета Фонда по расходам в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации приведено в таблице.
тыс. рублей | |||||
Наименование |
Показатель |
||||
Утверждено Законом о бюджете Фонда на 2015 год |
Исполнено |
Процент исполнения (%) |
|||
Всего |
|
|
602 687 289,0 |
612 140 807,4 |
101,6 |
Общегосударственные вопросы |
01 |
|
25 665 712,5 |
24 328 005,3 |
94,8 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
01 |
08 |
11 570,0 |
8 653,9 |
74,8 |
Другие общегосударственные вопросы |
01 |
13 |
25 654 142,5 |
24 319 351,4 |
94,8 |
Образование |
07 |
|
96 912,4 |
54 373,5 |
56,1 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
07 |
05 |
96 912,4 |
54 373,5 |
56,1 |
Социальная политика |
10 |
|
576 924 664,1 |
587 758 428,7 |
101,9 |
Социальное обеспечение населения |
10 |
03 |
576 056 221,4 |
586 998 998,0 |
101,9 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
10 |
05 |
26 400,0 |
15 970,0 |
60,5 |
Другие вопросы в области социальной политики |
10 |
06 |
842 042,7 |
743 460,7 |
88,3 |
Сводная бюджетная роспись бюджета Фонда на 2015 год в объеме 594 084 426,8 тыс. рублей утверждена постановлением Фонда от 12 декабря 2014 г. N 189 и соответствовала показателям, утвержденным Федеральным законом N 386-ФЗ. В связи с принятием Федерального закона N 95-ФЗ объем сводной бюджетной росписи составил 602 687 289,0 тыс. рублей.
В 2015 году Фондом в сводную бюджетную роспись изменения вносились 64 раза, из них 31 раз в связи с экономией бюджетных средств.
Наибольший объем внесенных изменений (на 20 446 874,4 тыс. рублей) приходится на подраздел 10 03 "Социальное обеспечение населения", что связано с выделением дополнительных средств на обеспечение инвалидов TCP, а также с особым порядком выделения средств на финансовое обеспечение оплаты стоимости санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан.
На конец 2015 года объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи составил 623 129 163,4 тыс. рублей, что на 20 441874,4 тыс. рублей, или на 3,4% больше объема бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете Фонда.
Составление и ведение сводной бюджетной росписи осуществлялось Фондом в соответствии с частью 2 статьи 217 БК РФ, показатели сводной бюджетной росписи соответствуют Закону о бюджете Фонда.
В целом расходы бюджета ФСС в 2015 году сложилась следующим образом:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 479 898 272,5 тыс. рублей (78,4% от общих расходов), что на 11,1% больше расходов 2014 года (431 693 737,5 тыс. рублей);
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве - 84 096 128,4 тыс. рублей (13,8% от общих расходов), что на 11,7% больше расходов 2014 года (75 257 875,0 тыс. рублей);
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 30 012 126,1 тыс. рублей (4,9% от общих расходов), что почти на 41,2% выше уровня 2014 года (21 256 485,4 тыс. рублей);
за счет межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС - 18 134 280,5 тыс. рублей (2,9% от общих расходов), что на 0,9% выше уровня 2014 года (17 976 764,6 тыс. рублей).
Основную долю (525 085 199,2 тыс. рублей, или 85,8% от общих расходов) составили расходы, связанные с исполнением публичных нормативных обязательств. Данные расходы составили 99,6% от планового значения и выросли на 14,6% по сравнению с 2014 годом (469 496 446,3 тыс. рублей).
Расходы по подразделу 01 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" составили 8 653,9 тыс. рублей, или 74,8% от показателя, утвержденного Законом о бюджете и показателя сводной бюджетной росписи.
В рамках данной статьи расходов Фондом осуществлена выплата ежегодного членского взноса в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) в объеме 6 653,9 тыс. рублей.
В нарушение статьи 84 БК РФ и Положения о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 440, Фондом осуществлена выплата ежегодного членского взноса в международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов (далее - МАПСФ) в размере 2 000,0 тыс. рублей. Счетной палатой Российской Федерации неоднократно отмечалось, что с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств подобные траты нельзя считать обоснованными, поскольку уплата членских взносов осуществляется Фондом без соответствующего нормативного правового регулирования.
В то же время Фондом письмом от 24 декабря 2015 г. N 02-09-14/14-25826 в МАПСФ сообщено о приостановке членства в данной организации с 2016 года. В бюджете Фонда на 2016 год денежные средства на уплату взносов в МАПСФ не предусмотрены.
В целях развития международной деятельности приказом Фонда от 26 декабря 2014 г. N 610 утвержден План мероприятий по международной работе Фонда на 2015 год.
В течение 2015 года представители Фонда приняли участие в международных мероприятиях в Российской Федерации и в 7 странах мира. Нарушений при исполнении указанного плана, а также мероприятий, темы которых не соответствовали выполняемым Фондом функций, не выявлено.
Расходы по подразделу 01 13 "Другие общегосударственные вопросы" составили 24 319 351,4 тыс. рублей, или 94,8% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью.
На оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда (КБК 393 01 13 03 5 0059 100) израсходовано 16 567 972,3 тыс. рублей, или 4% от общего объема расходов Фонда, что не превышает уровень расходов 2014 года. Индексация заработной платы в 2015 году работникам Фонда не предусматривалась.
На развитие информационных систем Фонда (КБК 393 01 13 03 5 0059 242) израсходовано 3 099 080,0 тыс. рублей, или 90,5% от показателя сводной бюджетной росписи. Значительная доля средств (более 30%) направлена на развитие, модернизацию и эксплуатацию ЕИИС "Соцстрах".
В ходе проверки установлено, что Фондом итоговый проект плана информатизации на 2015 - 2017 годы, доработанный с учетом замечаний Минкомсвязи России, направлен на согласование в Минкомсвязи России в августе 2015 года (письмо Фонда от 11 августа 2015 г. N 02-11-08/12-3392П). Положительное заключение Минкомсвязи России получено в сентябре 2015 года (письмо Минкомсвязи России от 7 сентября 2015 г. N ОП-П8-16192).
При этом в нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), до утверждения плана информатизации на 2015 год были Фондом заключены государственные контракты N 23 от 2 февраля 2015 года на сумму 979 000,0 тыс. рублей с ООО "Новые сервисные технологии" на модернизацию и развитие ЕИИС "Соцстрах" и N 168 от 5 мая 2015 года на сумму 32 500,0 тыс. рублей с ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации" на разработку системного проекта модернизации прикладных информационных систем Фонда.
Расходы на финансирование объектов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение административных зданий и сооружений для территориальных органов Фонда (КБК 393 01 13 03 5 4009 400) в 2015 году предусматривались в объеме 427 570 тыс. рублей, из них на приобретение - 221 041,0 тыс. рублей, на строительство - 206 529,4 тыс. рублей.
Данные расходы осуществлялись в соответствии с Инвестиционной программой государственных капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение административных зданий и сооружений для территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, утвержденной приказом Фонда от 4 декабря 2014 г. N 563.
Средства освоены в объеме 417 721,5 тыс. рублей, или 97,7% от запланированных, в том числе на приобретение объектов недвижимого имущества - 100%, на строительство - 95,2 процента.
Инвестиционная программа выполнена в полном объеме. Приобретены служебные помещения в г. Симферополе для филиалов N 1 и N 5 (99 950 тыс. рублей), для регионального отделения Фонда в г. Омске (11 500 тыс. рублей) и служебное помещение в г. Челябинске (109 591 тыс. рублей), осуществляется строительство 13 объектов недвижимости в 12 субъектах Российской Федерации, окончено строительство и введены в эксплуатацию семь объектов общей стоимостью 445 467,2 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года сумма незавершенного строительства составила 344 019,3 тыс. рублей, что на 243 168,6 тыс. рублей меньше суммы, имевшейся на начало 2015 года (587 187,9 тыс. рублей). В 2015 году строительство новых объектов не начиналось.
В ходе проверки регионального отделения ФСС по Нижегородской области выявлено, что на балансе отделения на 1 января 2016 года числятся в составе незавершенных капитальных вложений 150,6 тыс. рублей, израсходованные Фондом в 2012 - 2013 годах на подготовку документов по реконструкции административного здания отделения, находящегося с собственности Нижегородской области. До настоящего времени здание в федеральную собственность не переведено, реконструкция не произведена. Средства в сумме 150,6 тыс. рублей использованы неэффективно.
Всего в оперативном управлении Фонда и его региональных отделений в проверяемом периоде находилось 321 628,0 кв. метров служебной площади. Кроме того, подразделения Фонда занимали 139 733,0 кв. метров арендованной площади. Обеспеченность собственными площадями в среднем составляет 13,8 кв. метров на человека, арендованными - 11,4 кв. метров.
Общая сумма расходов, направленная на аренду помещений, составила в 2015 году 991 175,8 тыс. рублей.
При этом в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. метров общей площади на одного работника аппарата управления. С учетом применения указанного норматива общей площади на одного сотрудника при расчете расходов на аренду помещений ФСС при средней стоимости арендуемого квадратного метра в сумме 6,8 тыс. рублей Фонд мог бы экономить ежегодно более 240 000,0 тыс. рублей (расчетно).
В ходе контрольного мероприятия проверены итоги ежегодной инвентаризации недвижимого имущества и автотранспорта всех региональных отделений Фонда. В соответствии с представленной информацией, инвентаризация федеральной собственности проведена в полном объеме.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение N 447), в центральном аппарате Фонда подключены рабочие места к Автоматизированной системе учета федерального имущества (АСУФИ), в которой ведутся 1 061 карта учета имущества Фонда.
В ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения Фондом и его региональными отделениями полномочий в части учета федерального имущества.
Так, в нарушение пункта 14 Положения N 447 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1166) Фондом в 2015 году не направлялись в Росимущество для внесения изменений в реестр государственного (муниципального) имущества сведения о приобретенных основных средствах, стоимость которых превышает 500,0 тыс. рублей (сервер Dell PowerEdge R430 по цене 735,8 тыс. рублей, сервер Dell PowerEdge R430 по цене 630,53 тыс. рублей, сервер Dell PowerEdge R430 по цене 513,0 тыс. рублей).
В нарушение пункта 28 Положения N 447 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1166) в 2015 году Фондом до 10 апреля 2015 года в территориальный орган Росимущества не представлены копии инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Московским региональным отделением Фонда в Росимущество в 2015 году не представлены копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Фондом заключен государственный контракт от 9 декабря 2014 г. N 300 с ООО "Гео-ГИД" на сумму 220 000,0 тыс. рублей на оказание услуг по технико-экономическому аудиту зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве оперативного управления за ФСС, региональными отделениями ФСС, и земельных участков, предоставленных ФСС и его региональным отделениям на праве постоянного (бессрочного) пользования (далее - государственный контракт N 300). В 2015 году расходы на выполнение обязательств по данному контракту составили 154 000,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 28 Положения N 447 для обеспечения контроля правообладатель федерального имущества ежегодно, до 10 апреля текущего года, представляет в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом надлежащим образом оформленные документы о состоянии федерального имущества.
Контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется в порядке, установленном приказом Росимущества от 12 сентября 2011 г. N 296 "Об утверждении Порядка контроля полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра федерального имущества и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей".
Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Фонд обязан ежегодно проводить инвентаризацию имеющегося в его оперативном управлении федерального имущества. Кроме того, проведение ежегодной инвентаризации определено Учетной политикой по исполнению бюджета Фонда, утвержденной постановлением Фонда от 15 января 2014 г. N 2.
В структуре центрального аппарата ФСС в 2014 году образовано Управление учета и защиты имущественных прав, которому были переданы функции упраздненного Управления имущества и социальных коммуникаций в части учета имущества Фонда, а также защиты имущественных прав Фонда. Штатная численность Управления составляет 17 штатных единиц с фондом оплаты труда за 2015 год - 16,5 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Положения об Управлении учета и защиты имущественных прав, утвержденного приказом Фонда от 5 марта 2014 г. N 89, его основными функциями являются организация работы по учету и технико-экономическому аудиту имущества Фонда и его территориальных органов, создание и ведение электронного реестра имущества ФСС.
Таким образом, государственный контракт N 300 заключен фактически на оказание услуг в части осуществления функций и полномочий центрального аппарата Фонда и его региональных отделений.
По пояснениям Фонда, государственный контракт N 300 был заключен в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 (далее - госпрограмма), которой предусматривается проведение комплекса мероприятий по выявлению и учету федерального имущества, формированию в отношении него полных и достоверных сведений в рамках проведения инвентаризации федерального имущества.
При этом в соответствии с Планом реализации госпрограммы на 2014 и плановый периоды 2015 и 2016 годов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1106-р, контрольное событие 1.13 "Завершен этап работ по представлению правообладателями результатов инвентаризации федерального имущества за 2013 год" должно было быть исполнено Росимуществом до 1 апреля 2014 года. Иных мероприятий по инвентаризации федерального имущества в указанном Плане не предусмотрено.
Таким образом, к моменту заключения государственного контракта N 300 работа по выявлению и учету федерального имущества, формированию в отношении него полных и достоверных сведений в рамках проведения инвентаризации федерального имущества Росимуществом должна была быть завершена. Никакой информации о наличии дополнительных поручений Росимущества по продолжению данной работы на момент заключения государственного контракта N 300 в ходе проверки не выявлено.
Пояснения Фонда о необходимости заключения государственного контракта N 300 для исполнения мероприятия госпрограммы являются необоснованными.
Государственный контракт N 300 включен в план-график 23 сентября 2014 года с указанием ориентировочной начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) в 220 000,0 тыс. рублей. Конкурсная процедура объявлена 9 октября 2014 года.
При этом все действия по организации формирования государственного контракта N 300 проведены ФСС в отсутствие решения о его заключении. Указанное решение было принято Правлением Фонда 22 октября 2014 года, то есть более чем через месяц после включения данной закупки в план-график.
В нарушение подпункта 2 пункта 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом от 20 сентября 2013 г. Минэкономразвития России и Федерального казначейства N 544/18н (далее - приказ Минэкономразвития и Федерального казначейства N 544/18н), изменение в план-график в части размещения заказа на услуги, предусмотренные государственным контрактом N 300, внесены без надлежащего обоснования. В качестве обоснования в графе 14 плана-графика Фонда указан пункт 3 части 13 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом согласно части 2 статьи 114 Федерального закона N 44-ФЗ части 12-15 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ вступили в силу с 1 января 2016 года. Таким образом, обоснование закупки не соответствует действующему законодательству.
Документы, обосновывающие ориентировочную НМЦК при включении закупки в план-график закупок ФСС, не представлены. Расчет ориентировочной стоимости услуг отсутствовал. Запросы о коммерческом предложении по стоимости работ, предусмотренных контрактом, были направлены в адрес пяти организаций 1 октября 2014 года, ответы получены 7 октября 2014 года, т.е. после включения закупки в план-график.
В техническом задании к государственному контракту N 300 указано, что НМЦК определена методом анализа рыночной стоимости как среднеарифметическое значение цен на данный вид оказания услуг, предложенных организациями. Вместе с тем статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), такого метода определения НМЦК не предусмотрено.
При расчете НМЦК не учтены Методические рекомендации по определению начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации Минэкономразвития России). Фондом НМЦК определена согласно информации о стоимости работ и услуг, представленной ООО "Гео-ГИД" (г. Санкт-Петербург) на сумму 230 000,0 тыс. рублей, ООО "Инженерный центр энергетики Поволжья на сумму 212 600,0 тыс. рублей и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на сумму 212 600,0 тыс. рублей, которая расчет стоимости работ и услуг не содержала.
Оценить обоснованность определения НМЦК государственного контракта N 300 не представляется возможным.
При принятии решения о включении в план-график данной закупки соответствующая работа с территориальными органами Фонда на предмет оценки стоимости данных работ в случае их осуществления в субъектах Российской Федерации ФСС не проведена. Сопоставить объем расходов при децентрализованном заключении аналогичных контрактов региональными отделениями не представляется возможным.
Контрактом предусмотрено формирование информации о состоянии 905 объектов, в том числе 739 зданий, сооружений, помещений и 166 земельных участков. Работы были проведены в четыре этапа. При размещении заказа предполагалось, что работы по контракту будут проводиться в отношении всего имущества территориальных отделений Фонда, очевидно, основываясь на том, что территориальные отделения Фонда не исполняют полномочия по предоставлению сведений в реестр федерального имущества. Однако оснований для таких предположений в ходе контрольного мероприятия не выявлено. Сбор данных об имуществе по государственному контракту N 300 проводился вне зависимости от фактов надлежащего или ненадлежащего осуществления полномочий территориальными отделениями Фонда, что может свидетельствовать о необоснованном определении объема необходимых работ для закупки.
Работы по первому, третьему и четвертому этапам были приняты Фондом своевременно и без разногласий. По каждому этапу работ Фондом подготовлено экспертное заключение.
Первый этап состоял в формировании информации о состоянии 905 объектов недвижимости. Технические паспорта и справки БТИ, а также свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества и земельные участки представлены ООО "Гео-ГИД" Фондом. Таким образом, основной объем работ по первому этапу был осуществлен Фондом. При этом оплата за первый этап составила 66 млн. рублей.
По условиям государственного контракта N 300 окончание первого этапа должно было завершиться 15 января 2015 года. Акт приема-передачи технической документации подписан заместителем начальника Управления учета и защиты имущественных прав Фонда С.П. Боровиком 24 декабря 2014 года. Средства перечислены ООО "Гео-ГИД" 25 декабря 2015 года (платежное поручение N 780057 от 25 декабря 2014 г.).
Вторым и третьим этапом государственного контракта N 300 предусмотрено проведение полевых выходов ООО "Гео-ГИД" с представителями Фонда с целью внутренних обмеров объектов недвижимого имущества, проведение работ по координированию объектов недвижимого имущества и земельных участков.
По условиям государственного контракта N 300 второй этап работ должен был быть выполнен в августе 2015 года. Комиссией Фонда по приемке товаров, работ (услуг) по государственному контракту N 300 услуги, оказанные в рамках второго этапа, признаны исполненными надлежащим образом только 2 декабря 2015 года.
За несвоевременную сдачу работ в адрес ООО "Гео-ГИД" направлены претензии и штрафные санкции на общую сумму 2,2 млн. рублей (от 24 сентября 2015 года исх. N 02-09-14/04-17401 и 9 декабря 2015 года исх. N 02-09-14/04-24316). Оплачено только 1,1 млн. рублей. Вторая претензия Фонда осталась без ответа. Претензионной работы в отношении второй претензии Фонд не проводил.
В ходе проверки установлено, что к проведению работ по второму и третьему этапам были привлечены специалисты ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ". Так, согласно акту технико-экономического аудита объекта недвижимого имущества N 6, составленного по итогам аудита гаража, находящегося по адресу Тверская обл., г. Торжок, ул. Гражданская, во дворе д. 6, работы по аудиту проведены специалистами Тверского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ". При этом условиями контракта привлечение третьей стороны не предусматривалось.
В рамках исполнения государственного контракта N 300 предусматривалось привлечение кадастрового инженера. При этом необходимость привлечения кадастрового инженера избыточна, поскольку в качестве результата исполнения государственного контракта N 300 не предусматривалось получение установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевого плана, технического плана или акта обследования, которые являются результатом кадастровых работ кадастрового инженера. Кроме того, в техническом задании отсутствует указание на необходимость использования результата работ кадастрового инженера для постановки имущества на кадастровый учет.
В ходе проверки проведена выборочная сверка данных реестра недвижимости, составленного ООО "Гео-ГИД", и данных бюджетного учета Фонда.
В ходе сверки установлено, что по ряду объектов недвижимости данные об объекте не соответствуют данным бюджетного учета Фонда. Так, по Новгородскому региональному отделению в реестре, представленном "Гео-ГИД", два объекта числятся находящимися в оперативном управлении отделения. В то же время, по данным бюджетного учета, указанные объекты арендуются. По Магаданскому региональному отделению в реестре четыре объекта числятся как находящиеся на праве оперативного управления отделения, по данным бюджетного учета указанные объекты арендуются. Данная ситуация вызывает сомнение в достоверности информации, подготовленной в рамках исполнения государственного контракта N 300.
В настоящее время Фондом в территориальные отделения ФСС направлен график устранения недостатков по предоставлению сведений в реестр федерального имущества (исх. от 9 февраля 2016 г. N 02-09-11/18-2426). При его исполнении производится проверка данных, полученных в ходе исполнения государственного контракта N 300, и данных территориальных отделений Фонда с последующей актуализацией реестра недвижимости, составленного ООО "Гео-ГИД".
Изложенные обстоятельства, связанные с исполнением государственного контракта N 300, могут свидетельствовать о наличии коррупционных рисков при заключении, исполнении и приемке выполненных работ.
По состоянию на начало проверяемого периода на учете в центральном аппарате Фонда и региональных подразделениях находилось 1 648 средств автотранспорта, на 1 января 2016 года числилось 1 502 автомобиля.
В центральном аппарате Фонда на 1 января 2015 года числился 41 автомобиль первоначальной стоимостью 45 857,3 тыс. рублей и остаточной стоимостью 20 966,4 тыс. рублей, на 1 января 2016 года - 36 автомобилей первоначальной стоимостью 42 314,1 тыс. рублей и остаточной стоимостью 18 109,1 тыс. рублей. В проверяемом периоде центральным аппаратом ФСС приобретено 5 автомашин: четыре автомашины "Ford Mondeo" и автобус "Ford Tranzit 222700".
В целом за 2015 год Фондом реализовано 103 автомобиля с нулевой остаточной стоимостью, перераспределено между центральным аппаратом и региональными отделениями 11 автомобилей, утилизировано 2 автомобиля.
Кассовые расходы на содержание автопарка центрального аппарата Фонда составили 58 891,9 тыс. рублей. Основные затраты произведены на выплату заработной платы водителям и начисления на выплаты по оплате труда - 50 591,6 тыс. рублей (85,9%).
В ходе проверки установлено расходование средств бюджета ФСС, связанных с содержанием неиспользуемого движимого имущества.
Так, в Московском региональном отделении Фонда в проверяемом периоде не эксплуатировалось 14 автотранспортных средств с нулевой остаточной стоимостью. Транспортный налог уплачен отделением Фонда на автотранспортные средства в сумме 37,85 тыс. рублей. При этом, в 2015 году на данные автомобили была также оплачена стоянка в сумме 509,6 тыс. рублей (государственные контракты от 13 января 2015 г. N 002 и от 27 мая 2015 г. N095).
Аналогично в ходе проведения проверки регионального отделения ФСС по Нижегородской области установлено расходование средств бюджета ФСС, связанных с содержанием неиспользуемого движимого имущества в виде оплаты транспортного налога в сумме 59,3 тыс. рублей.
Проверка деятельности Фонда и его региональных отделений в сфере государственных закупок показала отсутствие надлежащего контроля при заключении и исполнении государственных контрактов.
Совокупный годовой объем закупок центральным аппаратом Фонда в 2015 году составил 5 203 241,3 тыс. рублей. Объем закупок у участников, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации составил 13 836,8 тыс. рублей.
В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ в 2015 году доля закупок Фонда у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составила 0,26% вместо установленных не менее пятнадцати процентов.
В нарушение пункта 2 совместного приказа Минэкономразвития и Федерального казначейства N 544/18н план-график на 2015 год Московским региональным отделением ФСС размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16 января 2015 года, т.е. на 4 дня позже установленного срока.
Должностными лицами Фонда и его региональных отделений при определении и обосновании НМЦК Методические рекомендации Минэкономразвития России не применялись.
Так, при формировании НМЦК при заключении государственных контрактов от 7 октября 2015 г. N 375 и от 8 июня 2015 г. N 232 для расчета НМЦК использована ценовая информация, не содержащая расчет цен товаров, работ, услуг.
Московским региональным отделением ФСС при заключении государственного контракта от 4 декабря 2015 г. N 218 на поставку климатического оборудования для нужд отделения Фонда и его филиалов в целях получения информации о цене товара запрос направлен в три организации вместо пяти. Кроме того, при заключении указанного государственного контракта победителем электронного аукциона была предложена цена контракта на 25,0% ниже рассчитанной отделением, что может свидетельствовать об изначально неверном подходе к формированию НМЦК.
По результатам выборочной проверки 30 государственных контрактов на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Московского регионального отделения ФСС установлено массовое расторжение государственных контрактов в конце года. Причинами неполного исполнения контрактов, как правило, являются изменения потребности в услугах по приобретению TCP, путевок на санаторно-курортное лечение, оплате стоимости бензина, услуг стоянок автомобилей. В 2015 году по соглашению сторон расторгнуто 82 государственных контракта на сумму 79 728,7 тыс. рублей. Данная ситуация обуславливается недостатками планирования, завышением плановых значений по отдельным товарам и услугам и приводит к нерациональному использованию бюджетных средств.
В ходе проверки заключенных Фондом в 2015 году государственных контрактов по подразделу 01 13 "Другие общегосударственные вопросы" установлено, что Фондом с ООО "Академсервис" заключен государственный контракт от 6 апреля 2015 г. N 121 на сумму 8 496,0 тыс. рублей на оказание услуг по проведению Международного технического семинара на тему "Инновационные подходы по предупреждению профессиональной заболеваемости". Техническая документация к данному государственному контракту содержит требования к предоставляемым услугам, влекущие ограничения количества участников закупки, в том числе, наличие в конференц-центре бюро путешествий, справочного бюро, пункта банковских услуг, пункта обмена валюты, требование о расположении залов для проведения семинара, зала для пресс-конференции, холла для регистрации участников, зоны для кофе-брейков должны находиться на одном этаже и в шаговой доступности в пределах 1-2 минут друг от друга.
Содержание требований, изложенных в технической документации к данному государственному контракту, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает положения пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, применяемый ФСС подход к определению требований к оказанию услуг формирует риски подготовки технической документации к государственным контрактам под конкретного поставщика услуг и, соответственно, формального проведения конкурсных процедур.
В результате, заявка на участие в конкурсе поступила только от ООО "Академсервис". Конкурс признан несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 51 Федерального закона 44-ФЗ. Государственный контракт заключен с единственным поставщиком. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ возможность заключения контракта согласована ФАС (письмо ФАС России от 27 марта 2015 г. N ГЗЕ/170/Р).
Ведомственной структурой расходов, утвержденной Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ, Фонду предусмотрены расходы по разделу 07 "Образование" подразделу 05 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" в объеме 96 912,4 тыс. рублей.
Расходы на данные цели составили 54 373,5 тыс. рублей, или 56,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 59,2% от показателя сводной бюджетной росписи. Остаток средств по данной статье расходов в сумме 37 538,9 тыс. рублей образовался в результате снижения стоимости услуг в ходе проведения конкурсных процедур, а также расторжения Фондом в одностороннем порядке государственного контракта N 208 от 29 мая 2015 г. на оказание услуг по проведению обучения кадров Фонда на сумму 12,8 млн. рублей из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств АНО ВПО "Институт Экономики Бизнеса".
По подразделу 10 03 "Социальное обеспечение населения" расходы составили 586 998 998,0 тыс. рублей, или 101,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 98,4% показателя сводной бюджетной росписи.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством наибольший удельный вес (56,6%, или 271821291,7 тыс. рублей) составили расходы на исполнение публичных нормативных обязательств, связанных с рождением и воспитанием детей.
Расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (КБК 393 10 03 03 3 3084 300) составили 541 240,9 тыс. рублей, или 98,6% от показателя, утвержденного Законом Фонда о бюджете, и 98,8% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы выросли на 52 045,6 тыс. рублей, или на 10,6%, что связано с увеличением размера пособия с 562,5 рублей до 591,6 рублей и численности получателей с 869,7 тыс. женщин до 914,8 тыс. женщин.
Расходы на выплату пособия по беременности и родам (КБК 393 10 03 03 3 3092 300) составили 111 414 229,0 тыс. рублей, или 104,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 98,8% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы выросли на 15 750 224,5 тыс. рублей, или на 16,5%, что обусловлено увеличением общего числа оплаченных календарных дней с 164 895,4 тыс. дней до 169 176,1 тыс. дней, среднедневного размера пособия с 580,2 рублей до 658,6 рублей и общего числа случаев получения пособий с 1 191,5 тыс. случаев до 1 221,4 тыс. случаев.
На выплату пособия при рождении ребенка (КБК 393 10 03 03 3 3083 300) израсходовано 21 108 043,9 тыс. рублей, или 100,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 99,8% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 1 432 219,5 тыс. рублей, или на 7,3%, что связано с увеличением количества выплаченных пособий с 1 313,1 тыс. пособий до 1 336,8 тыс. пособий и среднего размера пособия с 14,98 тыс. рублей до 15,79 тыс. рублей.
Расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (КБК 393 10 03 03 3 3082 300) составили 138 757 777,9 тыс. рублей, или 104,8% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 99,9% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы выросли на 17 376 165,8 тыс. рублей, или на 14,3%, что объясняется увеличением количества выплаченных пособий с 17 231,1 тыс. пособий до 17 878,3 тыс. пособий, среднего размера пособия с 7,0 тыс. рублей до 7,8 тыс. рублей, а также численности получателей пособий с 2 455,4 тыс. человек до 2 496,6 тыс. человек.
Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (КБК 393 10 03 03 3 3091 300) произведены в объеме 194 312 293,3 тыс. рублей, или 94,4% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 98,6% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом рост расходов составил 17 897 361,4 тыс. рублей, или 10,1%, что обусловлено увеличением среднедневного размера пособия с 580,27 рублей до 648,42 рублей, а также размера заработной платы, из которой исчисляется размер дневного пособия. При этом наблюдается уменьшение случаев получения пособия с 26 558,8 тыс. случаев до 26 426 тыс. случаев, числа оплаченных дней с 304 020,6 тыс. дней до 299 670,3 тыс. дней, продолжительности одного случая временной нетрудоспособности с 11,39 дней до 11,28 дней.
Расходы на оплату стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплату социальных пособий на погребение (КБК 393 10 03 03 1 3090 300) произведены в объеме 531 199,2 тыс. рублей, что на 6 715,2 тыс. рублей, или на 1,3% больше, чем в 2014 году. Средний размер пособия увеличился по сравнению с 2014 годом на 5,8% и составил 5 757,3 рублей, при этом количество выплаченных пособий уменьшилось на 4,1 тыс. и составило в 2015 году 92,3 тыс. пособий.
На выполнение обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году израсходовано 84 096 128,4 тыс. рублей, или 97,4% от утвержденного показателя Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. По сравнению с 2014 годов расходы увеличились на 8 820 253,4 тыс. рублей, или на 11,7 процента.
На выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (КБК 393 10 03 03 1 3095 300) израсходовано 2 341006,4 тыс. рублей, или 88,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. Неполное освоение средств связано с уменьшением количества оплаченных дней по сравнению с планируемым (планировалось 3,2 млн. дней, фактически оплачено 3,03 млн. дней), а также недостижением планируемого уровня среднедневного размера пособия, который сложился в 2015 году в размере 776,96 рублей (планировалось 819,8 рублей).
На единовременные страховые выплаты (КБК 393 10 03 03 1 3096 300) израсходовано 2 100 047,2 тыс. рублей, или 129,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 89,2% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 11,2 процента. Пособие получили в 2015 году 15,5 тыс. человек (в 2014 году - 16,9 тыс. человек). Сумма заработка, из которого исчисляется размер единовременной страховой выплаты, в 2015 году составляла 84 964,2 рубля, что на 4 429,4 рублей больше 2014 года (80 534,8 рублей).
Расходы на ежемесячные страховые выплаты (КБК 393 10 03 03 1 3097 300) составили 49 966 281,3 тыс. рублей, или 97,4% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 98,8% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 3 076 226,2 тыс. рублей, или на 6,6%, что связано с индексацией размера выплаты на 5,5 процента. Данную выплату получали в 2015 году 5 540,2 тыс. человек (в 2014 году - 5 558,8 тыс. человек). Неполное освоение средств связано с сокращением числа несчастных случаев на производстве на 9 процентов.
Общая численность граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, составила 49,77 тыс. человек (в 2014 году - 54,72 тыс. человек), количество случаев, приведших к временной нетрудоспособности - 28,66 тыс. человек (в 2014 году - 32,84 тыс. человек). Из общей численности пострадавших граждан получили повреждения здоровья 42,81 тыс. человек (в 2014 году - 47,45 тыс. человек), в том числе приведших к смертельному исходу - 1,88 тыс. человек (в 2014 году - 2,22 тыс. человек). Количество несчастных случаев, приведших к профессиональным заболеваниям, составило 6,9 тыс. случаев (в 2014 году - 7,2 тыс. случаев).
На доставку и пересылку страховых выплат (КБК 393 10 03 03 1 3961 200) Фондом в 2015 году израсходовано 226 965,0 тыс. рублей, или 93,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (КБК 393 10 03 03 1 3963 300) составили 18 268 446,1 тыс. рублей, или 98% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. Неисполнение планируемого показателя связано с фактическим уменьшением числа несчастных случаев на производстве. За счет средств, предусмотренных по данной статье расходов, для 91,2 тыс. человек приобретены лекарства, изделия медицинского назначения и индивидуального ухода, 12,3 тыс. пострадавшим оплачены услуги по специальному медицинскому и бытовому уходу, 109,9 тыс. пострадавших получили медицинскую реабилитацию, 33,6 тыс. пострадавших обеспечены протезно-ортопедическими изделиями, более 1,28 тыс. пострадавших - транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации), 120 застрахованным лицам оплачены услуги по профессиональному обучению (переобучению).
В ходе проверки установлено, что из 109,9 тыс. граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших услуги по медицинской реабилитации, почти половина (54,5 тыс. человек) данные услуги получали в социально-реабилитационных центрах, подведомственных Фонду.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 386-ФЗ предусмотрено, что в 2015 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователями до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В 2015 году предоставленным правом расходования средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний воспользовалось 44,5 тыс. страхователей, что на 7,5% больше, чем в 2014 году. На данные цели израсходовано 9 527 973,2 тыс. рублей. Средства направлены на проведение специальной оценки условий труда на 1 077,9 тыс. рабочих местах, обязательные периодические медицинские осмотры 1 047,2 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на оплату услуг по санаторно-курортному лечению 59 тыс. работников, приобретение средства индивидуальной защиты для 1 877,6 тыс. застрахованных лиц.
В расходной части бюджета Фонда (КБК 393 10 03 05 19999 800) на 2015 год предусмотрены средства на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в объеме 90 000,0 тыс. рублей. Согласно пункту 2 части 5 статьи 7 Федерального закона N 386-ФЗ предусмотрено, что данная выплата предоставляется в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Методикой распределения бюджетных ассигнований на указанные цели. В связи с тем, что Методика Правительством Российской Федерации не утверждена, средства в объеме 90 000,0 тыс. рублей остались не израсходованными.
Расходы на "Прикладные научные исследования и разработки" (КБК 393 10 05 03 5 0059 200) утверждены в сумме 26 400,0 тыс. рублей. Исполнение составило 15 970,0 тыс. рублей, или 60,5% от утвержденного показателя.
Научно-исследовательские работы (далее - НИР) выполнялись в рамках Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год, утвержденного приказом Фонда от 26 декабря 2014 г. N 611 (с изменениями), включающего в себя 4 НИР.
В целях исполнения указанного плана Фондом в 2015 году заключены 4 государственных контракта на общую сумму 15 970,0 тыс. рублей.
В рамках расходов, предусмотренных на прикладные научные исследования и разработки, Фондом и Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский новый университет" заключен государственный контракт от 7 октября 2015 г. N 375 на выполнение НИР на тему "Создание института досудебного урегулирования споров в Фонде социального страхования Российской Федерации" стоимостью 3 800,0 тыс. рублей. Предметом НИР является регламентация процессов досудебного урегулирования споров по вопросам обязательного социального страхования, предоставления льготным категориям граждан государственных услуг и правовое регулирование создания института социального омбудсмена в системе обязательного социального страхования в ФСС.
Результатом исполнения НИР являются подготовленные проекты приказов Фонда об утверждении положения об уполномоченном по правам получателей услуг Фонда, положения об экспертном Совете при Фонде и порядка досудебного урегулирования споров с получателями услуг Фонда. На момент проведения контрольного мероприятия указанные акты результаты НИР не востребованы, план внедрения НИР отсутствует.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840, а также нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда, создание института социального омбудсмена не предусмотрено.
В связи с изложенным, целесообразность выполнения данной НИР вызывает сомнение.
Расходы бюджета Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС составили 48 146 406,5 тыс. рублей, или 7,9% от общих расходов бюджета Фонда.
За счет средств бюджета ФОМС на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни (КБК 393 10 03 01 4 3964 300) израсходовано 18 134 280,5 тыс. рублей, или 95,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 87,7% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 157 515,9 тыс. рублей, или на 0,9 процента. Сводной бюджетной росписью показатель по данной статье расходов утвержден в объеме 20 676 876,0 тыс. рублей (с учетом неиспользованных средств бюджета ФОМС в 2014 году и возвратов в 2015 году средств, ранее отнесенных на расходы прошлых периодов в объеме 1 646 869,0 тыс. рублей).
Рост расходов по сравнению с 2014 годом обусловлен увеличением в 2015 году оплаченных государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказанных женщинам услуг в период беременности и предоставления медицинской помощи в женских консультациях на основании талона N 1 родовых сертификатов с 1 682,0 тыс. до 1 717,5 тыс. и оказанных женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовом периоде услуг в перинатальных центрах и родильных домах на основании талона N 2 родовых сертификатов с 1 763,2 тыс. услуг до 1 782,2 тыс. услуг. При этом в связи со снижением численности рожденных в 2015 году детей, предоставление услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни уменьшилось с 2 325,1 тыс. услуг до 2 275,3 тыс. услуг.
Остаток межбюджетного трансферта из бюджета ФОМС на 1 января 2016 года составил 1 880 220,0 тыс. рублей и в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" в 2016 году используется на те же цели.
На исполнение отдельных государственных полномочий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета израсходовано 30 012 126,1 тыс. рублей, или 187,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 96,5% от показателя сводной бюджетной росписи.
Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (КБК 393 10 03 03 3 3003 300) составили 2 055 281,4 тыс. рублей, или 94,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. По сравнению с 2014 годом расходы снизились на 448 336,5 тыс. рублей, или на 21,8%, что обусловлено уменьшением числа получателей с 62,7 тыс. до 41,9 тыс. человек.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в соответствии с Федеральным законом N 175-ФЗ (КБК 393 10 03 03 3 3007 300) составили 2 359,7 тыс. рублей, или 73,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. По сравнению с 2014 годом расходы снизились на 2 363,8 тыс. рублей, или на 50,0%, в связи с уменьшением получателей пособий в два раза.
Расходы в соответствии с Законом N 1244-1 на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (КБК 393 10 03 03 1 3080 300) составили 17 185,0 тыс. рублей, или 86,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. По сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 991,3 тыс. рублей, или на 6,1%, в связи с индексацией пособий на 5,5 процента.
Расходы на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (КБК 393 10 03 03 13088 300) составили 3,4 тыс. рублей, или 178,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 100,0% от показателя сводной бюджетной росписи. Пособие получал в 2015 году 1 человек (в 2014 году получателей пособия не было).
Расходы на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Федеральным законом N 175-ФЗ (КБК 393 10 03 03 13089 300) составили 267,8 тыс. рублей, или 109,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 100,5% от показателя сводной бюджетной росписи.
Расходы по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (КБК 393 10 03 03 3 3094 300) составили 30 374,1 тыс. рублей, или 76,4% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом расходы выросли на 3 795,9 тыс. рублей, или на 12,5%, что обусловлено увеличением численности получателей пособий с 12,8 тыс. человек до 13,7 тыс. человек.
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами (КБК 393 10 03033 3098 300) составили 2418 712,1 тыс. рублей, или 90,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и 90% от показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2014 годом рост расходов составил 731 409,7 тыс. рублей, или на 30,2%, что объясняется увеличением количества оплаченных дней с 1 112,8 тыс. дней до 1 164,5 тыс. дней.
Расходы по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (КБК 393 10 03 03 3 3104 300) составили 62,5 тыс. рублей, или 40,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью. Низкий процент исполнения обусловлен отсутствием потребности в средствах на данные цели. Указанное пособие в 2015 году выплачивалось 3 женщинам (в 2014 году - 2 женщинам), общее количество оплаченных дней составило 436 дней (в 2014 году - 156 дней).
В 2015 году, как и в 2014 году, средства федерального бюджета по ряду социальных выплат не использованы в полном объеме. Так, не израсходованы на 59,8% средства на выплату пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на 23,6% - пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на 9% - на обеспечение оплаты четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами, на 5,2% - на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Данная ситуация свидетельствует о том, что при планировании Фондом не осуществляется анализ фактических расходов за предыдущие годы, не учитываются остатки средств на конец финансового года, а также динамика численности получателей.
Основную долю межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в 2015 году (69,3%), составили средства, выделенные на обеспечение инвалидов TCP. Изначально Законом о бюджете Фонда на обеспечение инвалидов TCP были утверждены ассигнования в объеме 11 001 806,7 тыс. рублей, в том числе 10 289313,4 тыс. рублей на обеспечение TCP (КБК 393 10 03 04 2 3957 300) и 793 445,7 тыс. рублей - на административные расходы (КБК 393 01 13 04 2 3957 000).
Общий объем межбюджетного трансферта на обеспечение инвалидов TCP с учетом дополнительно выделенных в течение года средств в сумме 3 343 540,0 тыс. рублей (письмо Минфина России от 17 июля 2015 г. N 20-3/В-576), 7 270 420,6 тыс. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1906-р) и неиспользованного остатка средств 2014 года (232 566,56 тыс. рублей) составил 21 929 286,27 тыс. рублей.
Фактические расходы составили 21 340 131,8 тыс. рублей, из них на обеспечение инвалидов TCP - 20 625 193,1 тыс. рублей, или 97,6% от показателя сводной бюджетной росписи, на административные расходы - 714 938,7 тыс. рублей, или 90,1% от показателя сводной бюджетной росписи.
В 2015 году было выдано 292,0 млн. единиц TCP. Доля обеспеченности инвалидов изделиями TCP составила 99,1% (в 2014 году - 76,6%).
В 2015 году приказом Минтруда России от 30 января 2015 г. N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая административные расходы на осуществление указанных полномочий (далее - Правила N 52н).
Согласно пункту 8 Правил N 52н перечисление межбюджетных трансфертов Фонду осуществлялось на основании соглашения между Минтрудом России и Фондом от 4 марта 2015 г. N 15-С-13-53. Приложением N 1 к указанному соглашению предусмотрена Методика распределения средств федерального бюджета между региональными отделениями ФСС.
В нарушение Методики распределение межбюджетного трансферта региональным отделениям ФСС было осуществлено Фондом без учета средней стоимости по каждому виду TCP.
Контроль за качеством планирования региональными отделениями ФСС необходимого объема средств на обеспечение инвалидов TCP Фондом осуществлялся не на должном уровне.
Региональными отделениями при уточнении потребности в средствах федерального бюджета заявки предоставляются без обоснований, что не позволяет оценить необходимость увеличения (снижения) объема бюджетных ассигнований.
Так, в конце 2015 года 26 региональных отделений ФСС представляли в Фонд уточненные сведения об объемах средств после утверждения Фондом распределения, из них в 19 отделениях ФСС потребность в средствах снижалась, затем снова увеличивалась по несколько раз.
В результате, внесение региональными отделениями ФСС многочисленных изменений при уточнении необходимого объема финансирования расходов на обеспечение инвалидов TCP привело к тому, что бюджетные ассигнования на 2015 год, поступившие в бюджет ФСС в октябре 2015 года, не смогли быть перечислены Фондом своевременно в полном объеме. Последний транш был перечислен 25 декабря 2015 года на сумму 22 778,4 тыс. рублей. В связи с чем 596 885,13 тыс. рублей, предусмотренных на обеспечение инвалидов TCP, региональными отделениями ФСС не израсходованы.
В нарушение пункта 12 Правил N 52н отчет о расходах территориальных органов Фонда, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты на обеспечение инвалидов TCP, за 2015 год представлен в Минтруд России на месяц позже установленного срока.
Оценка эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение инвалидов TCP и санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан, проведена Счетной палатой Российской Федерации в 2015 - 2016 годах в рамках контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2014 годах и за истекший период 2015 года на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (совместно с контрольно-счетными органами Тамбовской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга)". Отчет Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки от 8 апреля 2016 г. N ОМ-47/11-04, утвержденный Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 марта 2016 г. N 13К (1088), направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации письмами от 11 апреля 2016 г. N 01-979/11-04 и N 01-980/11-04.
Сводной бюджетной росписью расходов Фонда на оплату стоимости санаторно-курортного лечения (КБК 393 10 03 03 1 5193 300) с учетом остатка средств за 2014 год предусмотрены средства в сумме 3 995 843,3 тыс. рублей. Фактические расходы составили 3 877 558,8 тыс. рублей, или 97% к показателю сводной бюджетной росписи.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2015 г. N 460 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1538" в части распространения действия постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. N 921 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, и предоставлением бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации" Фонду разрешено использовать остаток средств 2014 года в объеме 270 729,2 тыс. рублей на реализацию мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан в санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, в 2015 году. Данный остаток израсходован на 99,8%, 545,7 рублей возвращено в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 2015 года Фондом выдано 154,9 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан.
В соответствии с государственным контрактом от 30 декабря 2010 г. N ФПКБА-10-1051/327, заключенным между Фондом и ОАО "Федеральная пассажирская компания" на возмездное оказание услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг на железнодорожном транспорте в поездах дальнего следования и дополнительным соглашением от 22 ноября 2013 г. N ФПКБА-10-1051 (5) предусмотрена оплата услуг по изготовлению специальных талонов на право безденежного проезда в поездах дальнего следования, предоставляемого в рамках обеспечения санаторно-курортного лечения граждан. В 2015 году оплата услуг по изготовлению талонов не осуществлялась.
По подразделу 10 06 "Другие вопросы в области социальной политики" расходы составили 743 460,7 тыс. рублей, или 88,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, что по сравнению с 2014 годом ниже на 28 888,4 тыс. рублей, или на 18,2 процента. Данная статья включает следующие направления расходов: изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности, информационно-разъяснительная деятельность и прочие текущие расходы. Экономия средств по данным расходам объясняется наличием в ряде региональных отделений ФСС запасов бланочной продукции, самостоятельным приобретением бланков страхователями, а также снижением судебных расходов по исковым заявлениям к региональным отделениям Фонда.
Расхождений с отчетом Правительства Российской Федерации об исполнении бюджета Фонда за 2015 год по статьям расходов не установлено.
Общая сумма дебиторской задолженности на 1 января 2016 года составила 130 508,4 тыс. рублей, в том числе по региональным отделениям - 116 305,7 тыс. рублей и центральному аппарату Фонда - 14 202,7 тыс. рублей. Дебиторская задолженность Фонда по сравнению с 2014 годом увеличилась на 29 515,1 тыс. рублей, или на 29,2 процента.
Дебиторская задолженность числится на следующих счетах 020600000 "Расчеты по выданным авансам" - 24 107,2 тыс. рублей, 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" - 1 751,3 тыс. рублей, 020900000 "Расчеты по недостачам" - 97 190,6 тыс. рублей (в основном по фактам совершенных краж имущества в региональных отделениях Фонда на общую сумму 36 202,4 тыс. рублей и в центральном аппарате по факту порчи имущества, в том числе, вычислительной техники, материальных запасов на сумму 10 588,0 тыс. рублей), 021000000 "Расчеты с прочими дебиторами" - 7 459,4 тыс. рублей.
В 2015 году в основном задолженность увеличилась за счет неисполненных кредитными организациями обязательств в связи с отзывом у них лицензий на осуществление банковских операций.
По состоянию на 1 января 2016 года кредиторская задолженность числится на счете 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на общую сумму 1 749 311,9 тыс. рублей, в том числе по региональным отделениям - 1 695 052,0 тыс. рублей и центральному аппарату Фонда - 48 259,9 тыс. рублей. В основном кредиторская задолженность образовалась за неоплаченные ФСС и его региональными отделениями на конец года коммунальные, транспортные услуги, услуги связи, стоимость выполненных работ до окончания отчетного периода. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками по сравнению с 2014 годом снизилась на 51 036,7 тыс. рублей, или 2,8 процента.
Кредиторская задолженность Фонда перед страхователями, сложившая в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий над суммой начисленных в 2015 году страховых взносов, по состоянию на 1 января 2016 года составила 64 412 980,9 тыс. рублей, что на 7 699 961,3 тыс. рублей, или на 13,6%, больше кредиторской задолженности на 1 января 2015 года.
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Заключение Счетной палаты РФ от 30 августа 2016 г. N ЗКМ-104/11-04 на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.