Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам от 13 октября 2016 г. N 2
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - закон N 384-ФЗ) утвержден общий объем расходов федерального бюджета на 2015 год в сумме 15 513 079,3 млн. рублей. Минсельхозу России предусмотрено 195 492,6 млн. рублей, уточненной бюджетной росписью - 244 532,2 млн. рублей (что составило примерно 1,5 процента от расходной части федерального бюджета), на реализацию "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Госпрограмма) утверждены бюджетные ассигнования в сумме 187 864,1 млн. рублей, уточненной бюджетной росписью - 234 055,4 млн. рублей.
В связи с реализацией Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р, бюджетные ассигнования Минсельхоза России увеличились на 53 361,6 млн. рублей, что составило 24% от общего объема финансирования Госпрограммы, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ - на 20 000,0 млн. рублей, отдельными решениями Правительства Российской Федерации - на 33 361,6 млн. рублей.
Федеральным законом N 384-ФЗ объем бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов на 2015 год утвержден Минсельхозу России в сумме 123 557,4 млн. рублей. С учетом изменений (увеличен на 35 947,1 млн. рублей) объем межбюджетных трансфертов составил 175 517,3 млн. рублей.
Фактическое финансирование межбюджетных трансфертов на реализацию Госпрограммы осуществлено в объеме 165 004,3 млн. рублей, или 94,0%.
На 1 января 2016 года общий объем остатков межбюджетных трансфертов на счетах субъектов Российской Федерации составил 10 123,1 млн. рублей. Основная доля неиспользованных межбюджетных трансфертов приходилась на субсидирование процентной ставки по кредитам - 7 713,3 млн. рублей (76,2%).
Как следует из заключения Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2016 года N ЗКМ-35/09-02, анализ соглашений, заключенных между Минсельхозом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, о предоставлении субсидий показал, что по состоянию на 15 августа 2015 года Минсельхозом России не были заключены соглашения по 18 направлениям государственной поддержки на сумму 1765,9 млн. рублей (по информации Федерального казначейства, 2 792,3 млн. рублей).
Кроме того, по 10 видам государственной поддержки не были приняты акты Правительства Российской Федерации о распределении средств между субъектами Российской Федерации на сумму 2900,0 млн. рублей (по информации Федерального казначейства, 1 510,6 млн. рублей).
В нарушение условий заключенных соглашений по итогам 2015 года субъектами Российской Федерации допущены нарушения обязательств по достижению значений показателя результативности использования субсидий по 33 видам государственной поддержки.
Анализ равномерности кассовых расходов в течение 2015 финансового года свидетельствует о неравномерном распределении средств федерального бюджета Минсельхозом России. Наименьшее распределение в I квартале 2015 года (15,4% от объемов ЛБО) связано с поздним заключением соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий и выплатой на их основе аванса. Наибольшие объемы средств федерального бюджета были израсходованы Минсельхозом России во II и IV кварталах 2015 года - 151 027,8 млн. рублей, или 64,6% общих расходов за год.
Использование средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы
С учетом необходимости импортозамещения постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1421 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" Госпрограмма дополнена 5 приоритетными направлениями.
В 2015 году в рамках реализации Госпрограммы приняты 17 распоряжений Правительства Российской Федерации по перераспределению субсидий по различным видам господдержки.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию Госпрограммы утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 187 864,1 млн. рублей.
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
187 864,1 |
197 875,0 |
(+) 36 180,4 |
(+) 615,0 |
(+) 35 565,4 |
234 055,4 |
(+) 46 191,3 |
По состоянию на 1 января 2016 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 234 055,4 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по Госпрограмме составило 222 274,1 млн. рублей или 95,0% к уточненной росписи.
Основная часть расходов федерального бюджета была направлена в сельское хозяйство на оказание мер господдержки сельхозтоваропроизводителям, участвующим в реализации Госпрограммы.
Степень достижения показателей Госпрограммы в 2015 году составила 82,4 процента. Не были реализованы включенные в Госпрограмму в качестве приоритетных для целей импортозамещения основные мероприятия:
по возмещению части затрат на строительство и модернизацию объектов АПК (кроме тепличных комплексов в рамках подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" и комплексов молочного направления (молочных ферм) в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства");
по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), взятым на строительство и модернизацию селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров (подпрограмма "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства");
по компенсации части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) в рамках подпрограммы "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания".
Одной из причин невыполнения указанных мероприятий стала возросшая инфляция при одновременном удорожании кредитных и материально-технических ресурсов. Это также привело к снижению индекса физического объема инвестиций в основной капитал отрасли на 8,2 процентного пункта по сравнению с целевым значением показателя, предусмотренного Госпрограммой.
Кроме того, не выполнены такие целевые показатели (индикаторы), как: "Количество высокопроизводительных рабочих мест" (план - 375, факт - 320,5 тыс. единиц); "Площадь закладки виноградников" (9,024 и 3,35 тыс. гектаров); "Прирост мощностей по хранению плодов" (87,7 и 60,8 тыс. тонн); "Объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники тракторов сельхозтоваропроизводителям" (1 360 и 979 штук); "Производство молока в хозяйствах всех категорий" (33,65 и 30,78 млн. тонн).
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", из них: |
57 118,0 |
73 474,5 |
70 075,0 |
122,7 |
95,4 |
-3 399,5 |
Необходимо отметить неполное исполнение бюджетных ассигнований по некоторым направлениям.
По направлению "Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства" исполнение бюджетных ассигнований составило 77,1% вследствие сокращения количества случаев страхования посевов сельскохозяйственными товаропроизводителями в связи с отсутствием свободных собственных средств на уплату части страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования.
94,5 процентов исполнения бюджета по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" обусловлено снижением объемов привлекаемых кредитных ресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями и малыми формами хозяйствования;
97,9 процентов исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" определено несвоевременным представлением субъектами РФ необходимого для получения субсидий пакета документов; высокой закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, ростом ставок по кредитам, ужесточением требований банков для кредитования, удорожанием материально-технических ресурсов, банкротством ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей; наличие задолженности у отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей по предоставленным инвестиционным кредитам (займам);
"Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями" финансирование выполнено на 87,6 процентов (предоставление претендентами документов, не соответствующих установленным требованиям на получение субсидии, а также сокращение объема свободных посевных площадей);
по направлению "Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками" 58% - введение моратория на использование земель (Краснодарский край); отсутствие денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей; нехватка сертифицированного посадочного материала, отсутствие в достаточном объеме поливной воды.
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", из них: |
33 795,9 |
45 150,5 |
42 617,6 |
126,1 |
94,4 |
-2 532,8 |
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований являются:
по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" (90,3%) - отсутствие потребности у сельскохозяйственных товаропроизводителей в возмещении части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам), предоставление рядом сельскохозяйственных товаропроизводителей неполного пакета документов для предоставления субсидии; высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост ставок по кредитам, ужесточение требований банков для кредитования, удорожание материально-технических ресурсов, банкротство отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства" (96,4%) - сокращение количества заключенных инвестиционных кредитов (займов) в связи с ростом процентных ставок по кредитам, ужесточением требований банков к заемщикам, удорожанием материально-технических ресурсов, невыполнением заемщиками обязательств, а также банкротством отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей; предоставление рядом сельскохозяйственных товаропроизводителей неполного пакета документов для предоставления субсидии;
по направлению "Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства" (77,9%) - сокращение количества случаев страхования в связи со снижением удельного веса застрахованного поголовья, с недостаточным количеством заявителей для получения субсидий и отсутствием свободных денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" |
7 446,7 |
7 446,7 |
7 265,5 |
97,6 |
97,6 |
-181,2 |
Причиной неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства" (96,4%) является сокращение количества заключенных инвестиционных кредитов (займов) в связи с ростом процентных ставок по кредитам.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" |
12 312,5 |
13 933,1 |
11 807,6 |
95,9 |
84,7 |
-2 125,5 |
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований являются:
по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования" 70,7% - снижение объемов привлекаемых кредитных ресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями и малыми формами хозяйствования;
по направлению "Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" 80,9% - несвоевременное предоставление сельскохозяйственными товаропроизводителями пакета документов, необходимого для предоставления субсидий.
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие", из них: |
2 144,5 |
5 264,9 |
5 264,9 |
в 2,5 раза |
100,0 |
0,0 |
Механизм реализации стимулирования приобретения сельхозтоваропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" (далее - постановление N 1432), определяющим критерии, на основании которых производителю техники предоставляются субсидии.
В соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ Минсельхозу России на 2015 год в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" целевая строка "Субсидии производителям сельскохозяйственной техники" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 900 млн. рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 2679-р и на основании пункта 9 части 2 статьи 21 Федерального закона N 384-ФЗ бюджетные ассигнования в размере 1 294,9 млн. рублей были перераспределены и направлены на субсидии производителям сельхозтехники в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие". В 2015 году с 35 заводами - изготовителями сельхозтехники были заключены соглашения о предоставлении субсидий производителям сельхозтехники. В 2015 году было реализовано 6405 единиц сельхозтехники, в том числе; 979 тракторов (72% от планового значения целевого индикатора), 2 195 зерноуборочных комбайнов (264%), 106 кормоуборочных комбайнов (51%) и 3 125 единиц прочей техники.
ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
12 593,2 |
12 613,4 |
12 215,0 |
97,0 |
96,8 |
-398,4 |
Причиной неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (96,8%) является экономия ассигнований при проведении аукционов по выбору исполнителей работ на объектах капитального строительства; отказ Новгородской и Ростовской областей от предоставления субсидий; несоблюдение уровня софинансирования расходного обязательства субъектов Российской Федерации.
По 7 мероприятиям ФЦП "УРСТ" плановые значения достигнуты по 6 целевым индикаторам и показателям. Причина невыполнения 1 целевого индикатора связана с поздним заключением Росавтодором соглашений с субъектами Российской Федерации и неисполнением поставщиками условий заключенных государственных контрактов.
При 100-процентном финансировании из федерального бюджета 10 субъектами Российской Федерации не выполнен показатель "Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции" (84,986 км, или 15,6% от общего планового показателя 545,8 км). При этом кассовое исполнение из средств федерального бюджета составило 770,4 млн. рублей (18,5% от кассовых расходов Росавтодора - 4 163,25 млн. рублей).
ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" |
7 365,7 |
8 090,7 |
7 835,1 |
106,4 |
96,8 |
-255,5 |
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований являются:
по направлению "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" (98,2%) - экономия, сложившаяся в результате проведения конкурсных процедур;
по направлению "Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (93,3%) - отсутствие потребности у ряда субъектов Российской Федерации в бюджетных ассигнованиях и невыполнение субъектами Российской Федерации индикаторов по строительству, реконструкции, техническому перевооружению мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Причиной невыполнения целевого показателя "Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования" стало невыполнение рядом субъектов Российской Федерации (Вологодская, Саратовская, Челябинская области, Республики Калмыкия, Крым и г. Севастополь) обязательств по соглашениям.
Подпрограмма "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" |
- |
947,0 |
882,1 |
- |
93,2 |
-64,8 |
Причиной неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов" (93,2%) является нарушение подрядными организациями условий договоров в части сроков выполнения работ и иных условий контрактов.
Подпрограмма "Развитие молочного скотоводства"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточенной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие молочного скотоводства" |
11 259,8 |
11 605,7 |
10 468,8 |
93,0 |
90,2 |
-1 136,9 |
При исполнении обязательств по софинансированию из федерального бюджета в полном объеме по субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока показатель результативности ее использования не был достигнут в 37 из 83 регионов, при этом Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиками финансирование из бюджетов не осуществлялось, а республиками Ингушетия, Марий Эл, Калужской и Еврейской автономной областями финансирование из региональных бюджетов произведено на 8,2%, 47,7%, 22,9%, 27,8%, соответственно.
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства" (78,4%) являются:
сокращение количества заключенных инвестиционных кредитов (займов) в связи с ростом процентных ставок по кредитам, ужесточением требований банков к заемщикам;
удорожание материально-технических ресурсов, невыполнение заемщиками обязательства, банкротство отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также наличие задолженности у отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей по предоставленным инвестиционным кредитам (займам);
предоставление рядом сельскохозяйственных товаропроизводителей неполного пакета документов, необходимого для предоставления субсидии.
Подпрограмма "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" |
7 036,3 |
7 036,3 |
6 598,9 |
93,8 |
93,8 |
-437,4 |
Причиной неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян" (82,6%) является несоблюдение достаточного объема уровня софинансирования расходного обязательства рядом субъектов Российской Федерации.
Показатель результативности использования данной субсидии не был достигнут в 21 из 79 регионов. Карачаево-Черкесской Республикой финансирование из бюджета не осуществлялось, а республиками Калмыкия и Северная Осетия-Алания финансирование осуществлено в пределах 50% от средств, предусмотренных в региональных бюджетах.
По субсидии на поддержку племенного животноводства показатель результативности ее использования не был достигнут в 24 регионах из 81. При этом финансирование со стороны субъектов Российской Федерации в объеме до 50% осуществлено республиками Хакасия и Калмыкия, Свердловской областью. Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиками финансирование из бюджетов субъектов не осуществлялось.
Подпрограмма "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания" |
5 708,4 |
5 486,7 |
4 576,9 |
80,2 |
83,4 |
-909,8 |
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства" (83,4%) являются:
отсутствие потребности у сельскохозяйственных товаропроизводителей в возмещении части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам);
высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост ставок по кредитам, ужесточение требований банков для кредитования, удорожание материально-технических ресурсов;
банкротство отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Подпрограмма "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" |
- |
12 000,0 |
12 000,0 |
- |
100,0 |
0,0 |
Взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Россельхозбанк", г. Москва |
- |
10 000,0 |
10 000,0 |
- |
100,0 |
0,0 |
Взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг", г. Москва |
- |
2 000,0 |
2 000,0 |
- |
100,0 |
0,0 |
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 г. N 540-р в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 21 Федерального закона N 384-ФЗ и пунктом 37 Плана N 98-р бюджетные ассигнования в размере 10 000 млн. рублей направлены для осуществления взноса в уставный капитал АО "Россельхозбанк".
Банком не достигнуто значение 3 показателей: объем кредитов, выданных АО "Россельхозбанк" на развитие сельскохозяйственного производства (76,4% к плану), объем долгосрочных кредитов, выданных АО "Россельхозбанк" на развитие АПК (80,7%), объем долгосрочных кредитов, выданных АО "Россельхозбанк" на развитие молочного и мясного скотоводства (40,6%).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2015 г. N 286-р на основании пункта 10 части 1 статьи 21 Федерального закона N 384-ФЗ, пункта 45 Плана N 98-р бюджетные ассигнования в размере 2 000 млн. рублей были направлены для осуществления взноса в уставный капитал АО "Росагролизинг" в целях реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельхозтехники российского производства и поддержки экспорта, а также повышения обеспеченности сельхозтоваропроизводителей субъектов Российской Федерации сельхозтехникой и оборудованием для проведения сезонных полевых работ в 2015 году.
В Минсельхоз России были направлены отчеты АО "Росагролизинг" об использовании бюджетных инвестиций в 2015 году. Обществом в регионы было поставлено на условиях лизинга 40 тракторов на сумму 270,2 млн. рублей; 194 зерноуборочных комбайна на сумму 1 149,1 млн, рублей; 21 кормоуборочный комбайн на сумму 76,16 млн. рублей и 533 единицы прочей техники на сумму 505,6 млн. рублей. Кроме того, в IV квартале 2015 года за счет средств федерального бюджета, инвестированных в уставный капитал общества АО "Росагролизинг", осуществлена поставка 3 тракторов на сумму 18,2 млн. рублей в Республику Казахстан.
Необходимо отметить, что по данным Минсельхоза России основными факторами, повлиявшими на ход реализации Госпрограммы в 2015 году, являются высокая инфляция при одновременном удорожании кредитных и материально-технических ресурсов, которая не полностью компенсировалась выделением дополнительных бюджетных средств, что может привести к снижению привлекаемых в отрасль инвестиций, следовательно, и к невыполнению плановых значений целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы.
Кроме того, развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации в 2015 году происходило под влиянием ряда факторов внутреннего и внешнего характера, в том числе таких как: членство России в ВТО и ее одновременное участие в региональных интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ; наличие сложных внутренних макроэкономических условий и системных проблем в развитии аграрной сферы; введение и продление в отношении России экономических санкций и ответных мер; повышение конкуренции на внутреннем и мировом рынках; усиление монополизации отдельных наиболее важных продуктовых сегментов агропродовольственного рынка.
Несмотря на эти факторы, в 2015 году сельскому хозяйству удалось сохранить положительную динамику производства. По данным Росстата, прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 3%, в том числе в растениеводстве - 2,9%, животноводстве - 3,1%.
Значение показателя эффективности реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в 2015 году составляет 0,808 (или 80,8%).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает принятие федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в первом чтении с учетом изыскания возможности увеличения финансирования реализации мероприятий Госпрограммы на 2017 - 2019 годы по таким приоритетным направлениям, как мелиорация и повышение плодородия почв, обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, а также мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.