Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1088479-6 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
Изменения в Закон о бюджете Фонда были внесены Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи с уточнением показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года и реализацией мер утвержденного Правительством Российской Федерации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Доходы и расходы бюджета Фонда были увеличены на 151,64 млрд. рублей без изменения объема дефицита бюджета Фонда.
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2015 году сложилось в следующих объемах:
(млрд. рублей) | |||
Показатели |
Утверждено |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
7 146,81 |
7 126,63 |
99,7 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) |
7 007,26 |
6 957,39 |
99,3 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
139,55 |
169,24 |
121,3 |
Из общего объема доходов средства федерального бюджета: |
3 004,01 |
3 088,7 |
102,8 |
из них: - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
342,9 |
342,9 |
100,0 |
- на обязательное пенсионное страхование |
689,9 |
814,18 |
118,0 |
- на выплату пенсий, пособий, социальных выплат и другие выплаты за счет федерального бюджета |
1 971,2 |
1 931,62 |
98,0 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3,9 |
3,0 |
76,8 |
РАСХОДЫ |
7 769,78 |
7 670,27 |
98,7 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) |
7 228,38 |
7 123,93 |
98,6 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
541,40 |
546,34 |
100,9 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ(-) |
-622,97 |
-543,64 |
|
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
-221,12 |
-166,54 |
|
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-401,85 |
-377,10 |
|
Исполнение бюджета Фонда в 2015 году осуществлялось в условиях зачисления в 2015 году также, как и в 2014 году, всех поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования (на выплату страховой части трудовой пенсии), сохранения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на уровне 2012 года в размере 22% и тарифа страховых вносов в размере 10% сверх предельной величины облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов была проиндексирована с учетом роста средней месячной заработной платы и определена в размере 711 тыс. рублей (в 2014 году - 624 тыс. рублей).
Для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2015 году сохранены пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20 процентов.
В 2015 году расширен круг плательщиков страховых взносов с применением пониженных тарифов в связи с принятием федеральных законов "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
В 2015 года дополнительные тарифы страховых взносов увеличились и составили для застрахованных лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - 9% и для занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью - 6% (для занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 и в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Для плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (по "самозанятым" гражданам), установлены взносы в фиксированном размере, исходя из 1 МРОТ (5965 рубля в месяц) с доходов до 300 тыс. рублей и тарифа страховых взносов 26% (в размере 18 610,8 рублей), и дополнительно 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей до верхней границы платежа, рассчитанного исходя из 8 МРОТ.
С 1 января 2015 года осуществлен переход на новую формулу расчета пенсии в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с изменением порядка индексации формирующихся пенсионных прав - через определение стоимости пенсионного коэффициента.
Доходы бюджета Фонда в 2015 году сложились в сумме 7 126,6 млрд. рублей, что на 20,2 млрд. рублей меньше прогнозируемых объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда, и на 967,5 млрд. рублей или на 15,7% выше уровня 2014 года (6 159,1 млрд. рублей).
Расходы бюджета Фонда за 2015 год исполнены в сумме 7 670,3 млрд. рублей или 98,7% к утвержденному объему и увеличились по сравнению с 2014 годом на 1 480,2 млрд. рублей или на 23,9 процента(6 190,1 млрд. рублей).
Бюджет Фонда за 2015 год исполнен с дефицитом в объеме 543,64 млрд. рублей, что на 79,3 млрд. рублей меньше прогнозного показателя дефицита.
В целом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год поступили в сумме 3 878,73 млрд. рублей или 99,0% от прогнозного плана поступлений. По сравнению с 2014 годом поступления страховых взносов возросли на 4,5%, что в основном обусловлено увеличением предельной величины облагаемой базы.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохранился на уровне 2014 года и составил 98,7 процента.
В части "самозанятого" населения (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой), поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в 2015 году составило 74,74 млрд. рублей или 86,4% от прогнозного показателя. По сравнению с 2014 годом объем поступлений возрос на 28,7%, что связано с увеличением численности плательщиков на 0,11 млн. человек или на 3,1% (на 1 января 2016 года численность плательщиков страховых взносов в фиксированном размере составила 3,75 млн. человек).
При этом отмечается недопоступление страховых взносов от граждан, уплативших страховые взносы в размере 1% от доходов свыше 300 тыс. рублей, что обусловлено снижением на 60,7% численности данной категории граждан (с 2,14 млн. граждан до 0,84 млн. граждан). Это свидетельствует о снижении доходов "самозанятого" населения в 2015 году.
Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ поступили в общем объеме 73,13 млрд. рублей или на 19,7% больше, чем поступления в 2014 году, в том числе соответственно по занятым, указанным в подпункте 1, - 21,43 млрд. рублей или 82,5% прогнозного показателя и указанным в подпунктах 2-18 - 51,70 млрд. рублей или 82,1% прогнозного показателя. Такое положение связано со снижением в 2015 году на 6,2% числа организаций, осуществляющих выплаты работникам, занятым на опасных и вредных производствах, и на 0,8% численности застрахованных лиц, с доходов которых начисляются указанные страховые взносы
Счетная палата отмечает, что в доходной части бюджета Фонда отсутствуют показатели поступления по дополнительным тарифам страховых взносов в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в статье 27 Федерального закона N 173-ФЗ, что не позволяет оценить объемы уплаченных страховых взносов страхователями, перешедшими на оплату дополнительного тарифа по результатам специальной оценки условий труда, и влечет за собой недостатки в планировании доходов Фонда.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение данного вопроса федеральными органами исполнительной власти с учетом передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и приятием федеральных законов от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ и N 250-ФЗ.
Взносы в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии поступили от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в сумме 5,66 млрд. рублей или 92,8% к объему поступлений в 2014 году (6,1 млрд. рублей). Такое положение связано с уменьшением на 10,9% (с 341 единиц до 304 единиц) числа организаций, использующих труд членов летных экипажей, а также банкротством и отзывом сертификатов эксплуатанта у ряда крупных отраслевых предприятий, в том числе ОАО "Авиационная компания ТРАНСАЭРО".
Взносы, поступившие в бюджет Фонда на выплату доплаты к пенсии работникам угольной промышленности, составили 1,85 млрд. рублей или 96,8% прогнозных показателей (98,9% к уровню поступлений в 2014 году), что обусловлено сокращением в 2015 году объемов добычи угля подземным способом и снижением численности застрахованных лиц на предприятиях угольной отрасли.
По данным Счетной палаты в течение 2015 года общий объем задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование вырос на 37,2% и составил 259,57 млрд. рублей, в том числе недоимка - 220,4 млрд. рублей (увеличение на 33,7%). Рост абсолютной величины задолженности связан с увеличением темпов роста начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и недостаточной исполнительской дисциплиной плательщиков.
Количество предприятий, находящихся в процедуре банкротства, увеличилось за 2015 год на 11,1% (с 25 320 до 28 123), задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование указанных предприятий возросла на 30,1% и составила 80,0 млрд. рублей.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которая является безнадежной к взысканию, по состоянию на 1 января 2016 года составила 6,0 млрд. рублей (снизилась на 7,1%), текущая задолженность, по которой проводится взыскание - 1,56 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направлены в бюджет Фонда в сумме 3 088,7 млрд. рублей или 102,8% от утвержденных показателей Законом о бюджете Фонда и возросли по сравнению с 2014 годом на 675,7 млрд. рублей.
В 2015 году средства федерального бюджета составили 43,2% всех доходов бюджета Фонда против 39,1% и 44,5% соответственно в 2014 и 2013 годах. При этом 62,5% трансфертов из федерального бюджета направляются на обеспечение выплаты пенсий, пособий и других расходов, осуществляемых за счет федерального бюджета, и 37,5% - на обеспечение выплаты страховой пенсии (на обязательное пенсионное страхование и компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда). В 2014 году это соотношение составляло соответственно 74,1% и 25,9% и в 2103 году 55,2% и 44,8 процента.
В 2015 году в связи с уточнением показателей социально-экономического развития Российской Федерации и принятыми Правительством Российской Федерации решениями о размерах индексации с 1 февраля 2015 года страховых пенсий объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование был увеличен дважды: на 258,6 млрд. рублей и на 124,26 млрд. рублей, - и составил в сумме 814,2 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года в 2,4 раза.
Также был увеличен межбюджетный трансферт из федерального бюджета на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала на 22,66 млрд. рублей и сокращен на 32,2 млрд. рублей межбюджетный трансферт на предоставление материнского (семейного) капитала (с учетом переходящих остатков на 1 января 2015 года в сумме 35,3 млрд. рублей). Средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала составили 312,2 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния составили 9,4 млрд. рублей (100%), что на 24,1% меньше поступлений 2014 года, что связано с фактической уплатой гражданами добровольных страховых взносов на накопительную пенсию.
Страховые взносы по пониженным тарифам в 2015 году уплачивали 172,42 тыс. страхователей или 4,6% от общего числа страхователей. На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов из федерального бюджета выделено 342,9 млрд. рублей с увеличением к уровню 2014 года в 1,2 раза.
Проведенный Счетной палатой анализ показал, что общий объем задолженности по организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (и другим плательщикам, применяющим пониженные тарифы) на конец 2015 года составил 4,68 млрд. рублей. По итогам 2014 года задолженность данных плательщиков страховых взносов выросла на 58,1% и в 2015 года - на 36 процентов. Таким образом, применение указанной меры поддержки страхователей не оказывает положительного влияния на уплату страховых взносов указанными плательщиками.
При этом в настоящее время мониторинг эффективности применения пониженных тарифов федеральными органами исполнительной власти не проводится, методика проведения такого мониторинга отсутствует
Комитет поддерживает предложение Счетной палаты о необходимости проведения федеральными органами исполнительной власти мониторинга эффективности применения пониженных тарифов страховых взносов и оценку экономического результата от применения пониженных тарифов.
Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2015 года по отдельным показателям, в соответствии с Законом о бюджете Фонда использовались в 2015 году по их целевым назначениям.
В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, (по распределительной составляющей) доходы бюджета Фонда в 2015 году составили 6 957,39 млрд. рублей или 99,3% к утвержденным прогнозируемым объемам и с ростом к уровню 2014 года на 14,5 процента. Расходы осуществлены в сумме 7 123,9 млрд. рублей, что ниже утвержденных показателей на 104,5 млрд. рублей и выше произведенных расходов в 2014 году на 955,9 млрд. рублей.
По распределительной составляющей дефицит бюджета Фонда составил 166,5 млрд. рублей, что в 1,3 раза меньше прогнозного показателя дефицита и в 1,8 раза больше уровня 2014 года. На его покрытие были направлены переходящие остатки средств бюджета, которые на 1 января 2015 года сформировались в размере 324,8 млрд. рублей. По итогам 2015 года остатки средств Фонда по распределительной составляющей, образовавшиеся на начало 2016 года, составили 158,2 тыс. рублей.
На финансирование страховой пенсии страховые взносы (включая страховые взносы, определяемые исходя из стоимости страхового года, страховые взносы в виде фиксированного платежа и поступления в счет погашения недоимки по страховым взносам) поступили в объеме 3 862,4 млрд. рублей, превысив уровень поступления страховых взносов в 2014 году на 262,1 млрд. рублей или на 7,3 процента.
Пролонгированное на 2015 год решение о зачислении всех поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии позволило обеспечить финансирование страховых пенсий (без учета расходов на валоризацию расчетного пенсионного капитала и по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета) за счет поступивших страховых взносов на 75,8% против 82,8% в 2014 году (69,8% в 2013 году).
Фондом осуществлено пенсионное обеспечение 42,7 млн. пенсионеров, численность которых за 2015 год возросла на 1,27 млн. человек (на 3,0%).
С 2015 года назначение и повышение пенсий осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента. Обязательства по повышению пенсий и пособий выполнены в установленные сроки в полном объеме.
С 1 января 2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости установлена в сумме 3 935 рублей в месяц, что на 24,66 рубля выше аналогичного ей фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2014 года. Размер фиксированной выплаты был проиндексирован с 1 февраля 2015 года на уровень инфляции предыдущего года в размере 11,4% и составил 4 383,6 рубля.
Стоимость одного пенсионного коэффициента также была проиндексирована с 1 февраля 2015 года на 11,4% и установлена в сумме 71,41 рубля.
В связи с тем, что коэффициент произведенной корректировки страховых пенсий с 1 февраля 2015 года составил 1,114 и превысил индекс роста заработной платы (1,092), стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 апреля 2015 года утверждена Законом о бюджете Фонда на 2015 год в том же размере, что и с 1 февраля 2015 года.
Статьей 35 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Счетная палата отмечает, что в связи с тем, что показатель "индекс роста доходов бюджета Фонда за предыдущий год в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий" нормативными правовыми актами не установлен, проверка правомерности принятого Правительством Российской Федерации решения об отсутствии оснований для индексации страховых пенсий с 1 апреля 2015 года невозможна.
Необходимо отметить, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения одного индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренная статьей 15 Федерального закона N 400-ФЗ.
Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также другие выплаты, размер которых зависит от роста социальных пенсий, проиндексированы на 10,3% на темп роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.
Осуществлен перерасчет пенсий работающим пенсионерам с учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При уровне инфляции в 2015 году в размере 12,9% рост трудовых пенсий к уровню 2014 года составил 11,0 процента.
Средний размер страховой пенсии по старости за 2015 год увеличился на 1 261 рубль (на 10,9%) и на конец года составил 12 830 рублей. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,6 раза и составил 12 754 рубля.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2015 год на 754 рубля и составил на конец года 8 302 рубля при величине прожиточного минимума пенсионера - 8 182 рубля.
Размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) и сумма материнского (семейного) капитала были проиндексированы в установленные сроки в соответствии с заложенными параметрами на 5,5 процента.
В целом расходы на пенсионное обеспечение составили 6 264,05 млрд. рублей или 98,9 % от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда.
Расходы на выплату страховой пенсии в 2015 году составили 5 782,13 млрд. рублей или 99,0% к утвержденным показателям и с ростом к уровню 2014 года 16,2 процента. Недоисполнение планового показателя обусловлено снижением объема средств, перечисленных на обеспечение выплат за выходные и праздничные дни января 2016 года, в объеме 56,06 млрд. рублей.
В 2015 году для финансового обеспечения выплат страховой пенсии из федерального бюджета в бюджет Фонда поступило 1 846,24 млрд. рублей, из которых 814,18 млрд. рублей на обязательное пенсионное страхование, 342,9 млрд. рублей - на компенсацию выпадающих доходов, 680,1 млрд. рублей - на валоризацию расчетного пенсионного капитала, 9,07 млрд. рублей - в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.
По мнению Счетной палаты объем трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование мог быть снижен (расчетно) на 53,7 млрд. рублей, в связи с тем, что общий объем трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование и объем привлеченных на выплату страховой пенсии остатков средств федерального бюджета на 1 января 2015 года составил 819,14 млрд. рублей и превысил общий недостаток средств для осуществления расходов на выплату страховой пенсии и финансирование текущей деятельности Фонда, который сложился в сумме 765,44 млрд. рублей.
За счет средств федерального бюджета осуществлена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии 2,5 млн. человек, средний размер выплаты - 1 284,1 рублей. Расходы на указанные цели в 2015 году составили 42,1 млрд. рублей или 96,0% к утвержденному показателю. Недовыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 129,8 тыс. человек (4,6%) и снижением размера среднегодовой выплаты к запланированному. По сравнению с 2014 годом расходы возросли на 14,1 процента.
За счет трансфертов из федерального бюджета Фондом осуществлены расходы в сумме 1 915,8 млрд. рублей на пенсии, социальные и другие выплаты, из них:
- на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций 458,14 млрд. рублей или 96,7 % от утвержденного показателя;
- на ежемесячные денежные выплаты:
инвалидам - 277,83 млрд. рублей (86,6% утвержденного показателя),
ветеранам - 64,35 млрд. рублей (89,9% утвержденного показателя),
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 14,7 млрд. рублей (121,3% утвержденного показателя),
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 1,9 млрд. рублей (97,7% утвержденного показателя),
- на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан - 6,0 млрд. рублей (3,3% утвержденного показателя),
- на осуществление единовременной выплаты некоторым категориям граждан в связи с празднованием 70-летия Победы - 11,1 млрд. рублей,
- на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года - 2,95 млрд. рублей (88,3% утвержденного показателя),
- на осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса - 7,2 млрд. рублей (103,3% утвержденного показателя).
Снижение расходов от утвержденных в основном связано с уменьшением фактической численности получателей от запланированной.
Также за счет средств федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, единовременную выплату Фондом осуществлены расходы в сумме 328,57 млрд. рублей (105,3% утвержденного показателя). Увеличение расходов связано с обращениями граждан с заявлениями о предоставлении единовременной выплаты в связи с принятием в апреле 2015 года Федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала". В 2015 году единовременные выплаты получили 1,83 млн. семей с детьми в объеме 36,2 млрд. рублей.
Размер материнского (семейного) капитала в 2015 году составил 453 026 рублей.
Расходы Фонда на предоставление субсидий на софинансирование социальных программ 78 субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета составили 0,93 млрд. рублей, что позволило осуществить строительство (реконструкцию) 18 объектов, ремонт 203 учреждений и оснащение технологическим оборудованием 76 учреждений социального обслуживания, приобретение автомобильного транспорта для 90 учреждений социального обслуживания населения.
Остатки средств федерального бюджета в течение 2015 года увеличились на 11,9 % с 90,75 млрд. рублей до 101,56 млрд. рублей.
В связи с этим Счетная палата отмечает, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, которая предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Расходы на доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности осуществлены в соответствии с поступившими в бюджет Фонда взносами составили 1,84 млрд. рублей (96,3% утвержденного показателя) и к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 5,9 млрд. рублей (90,1% утвержденного показателя). Средние размеры доплат к пенсии составили для работников организаций угольной промышленности 2 556,0 рублей и для членов летных экипажей 12 034,0 рубля.
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда поступили в объеме 169,24 млрд. рублей, что составляет 121,3% к прогнозным показателям, расходы составили 546,34 млрд. рублей и превысили утвержденные показатели на 0,1 процента. Дефицит по накопительной составляющей сложился в сумме 377,1 млрд. рублей.
В связи с продлением "моратория" на зачисление страховых взносов на накопительную пенсию на выплату страховой пенсии в доходах по накопительной составляющей отражена уплаченная задолженность по уплате страховых взносов на накопительную пенсию за периоды до 31 декабря 2013 года, а также пени штрафы в сумме 1,8 млрд. рублей.
Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц поступили в сумме 7,1 млрд. рублей, что на 15,5 млрд. рублей меньше прогнозных показателей и на 27,5% ниже уровня 2014 года. Сложившийся уровень исполнения объясняется тем, что фактически уплатили дополнительные страховые взносы в 2015 году 952,42 тыс. человек, или 38,1% от планируемой численности, средний размер дополнительных страховых взносов составил 7 334 рубля (планировался 9 133 рубля).
Число граждан, уплативших в 2015 году дополнительные страховые взносы, составило лишь 5,9% от общего числа граждан, вступивших в правоотношения по добровольному страхованию.
Средства федерального бюджета, поступившие на софинансирование формирования пенсионных накоплений, с учетом фактически уплаченных дополнительных страховых взносов составили 9,4 млрд. рублей.
Доходы, полученные от временного размещения средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателей, составили 0,4 млрд. рублей.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Фонд, составили 81,0 млрд. рублей (91,2% прогнозного показателя) и превысили объем поступлений 2014 года в 18,6 раза.
Доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, составили 11,94 млрд. рублей и превысили прогнозные показатели более чем в 750 раз, но от уровня поступлений 2014 года составили 53,7 процента.
Доходы от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию составили 1,7 млрд. рублей и превысили прогнозные показатели в 7,2 раза.
В целом средства пенсионных накоплений, переданные негосударственными пенсионными фондами (НПФ) в Фонд, составили 13,3 млрд. рублей и превысили прогнозные показатели почти в 2 раза.
Средства, перечисленные Банком России в Фонд в счет возмещения недостатка средств пенсионных накоплений для осуществления Фондом выплат за счет средств пенсионных накоплений, составили 42,4 млрд. рублей.
Фондом во исполнение Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" утвержден минимальный размер резерва обязательного пенсионного страхования в объеме 9,69 млрд. рублей. На 1 января 2016 года указанный резерв составил 16,2 млрд. рублей.
В 2015 году Фондом за счет средств пенсионных накоплений осуществлены выплаты:
накопительных пенсий в сумме 0,23 млрд. рублей (118,9% утвержденного показателя);
срочных пенсионных выплат в сумме 0,05 млрд. рублей (в 2,1 раза больше утвержденного показателя);
единовременных выплат в сумме 15,7 млрд. рублей (144,0% утвержденного показателя);
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в суме 3,3 млрд. рублей (86,0% утвержденного показателя).
Произведенные Фондом расходы обусловлены фактическим количеством обращений граждан за назначением указанных выплат.
Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) осуществлена в сумме 527,0 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений за 2015 год сократился на 378,88 млрд. рублей и на 1 января 2016 года составил 1 546,3 млрд. рублей, из которых 1 479,3 млрд. рублей переданы в доверительное управление управляющим компаниям.
В государственной управляющей компании на 1 января 2015 года находилось 1 499,0 млрд. рублей и в управляющих компаниях, отобранных по конкурсу, - 29,85 млрд. рублей, соответственно на 1 января 2016 года - 1 450,4 млрд. рублей (или 98,0% всех средств) и 28,86 млрд. рублей (2,0%).
В результате инвестирования средств пенсионных накоплений в 2015 году получены доходы всеми управляющими компаниями в объеме 245,9 млрд. рублей, в том числе государственной управляющей компанией - 239,8 млрд. рублей и управляющими компаниями - 6,1 млрд. рублей.
Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений управляющими компаниями по результатам 2015 года сложилась в диапазоне от 1,94% годовых (УК "Метрополь") до 23,57% годовых (УК "Регион ЭСМ"). Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компании по расширенному портфелю составила 13,15% годовых, по портфелю государственных ценных бумаг - 15,31% годовых.
Доходы НПФ, полученные в 2015 году, совокупно составили 172,93 млрд. рублей. Показатели доходности инвестирования средств пенсионных накоплений за 2015 год в НПФ сложились в диапазоне от (-) 2,09% годовых (Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Капитан") до 17,80% годовых (Акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Образование и наука").
При этом доходность инвестирования средств пенсионных накоплений за 2015 год в 11 из 15 НПФ, в которых находятся наибольшие объемы средств пенсионных накоплений, сложилась от 5,58% до 12,6%, то есть ниже показателя доходности расширенного портфеля ГУК (13,15% годовых).
Средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, на 1 января 2016 года составили 67,0 млрд. рублей, из них 37,1 млрд. рублей направлены на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов.
В ходе проверки исполнения бюджета Фонда Счетной палатой отмечены отдельные случаи нарушения Фондом законодательных и нормативных актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия формирования накопительной части трудовой пенсии, касающиеся:
нарушения сроков выплаты пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц (от 1 до 5 дней),
не соблюдение требований об отражении в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица сведений о правопреемниках умершего застрахованного лица и выплаченных им средств пенсионных накоплений,
временного размещения на депозитах в кредитных организациях перечисленных в Фонд управляющей компанией средств для финансирования выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц, не предусмотренного законодательством,
не направление в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию средств страховых взносов на накопительную пенсию, не учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц,
не соблюдения сроков направления уведомлений 39 гражданам о передаче в НПФ средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.
Также Счетная палата отмечает, что до настоящего времени не обеспечен предусмотренный законодательством обособленный учет резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию, а также средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.
Подготовленный Фондом законопроект, направленный на урегулирование данной ситуации, находится на рассмотрении в Минтруде России с 22 декабря 2015 года.
По мнению Комитета, необходимо ускорить рассмотрение и согласование соответствующего законопроекта и обеспечить внесение его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
В 2015 году расходы, связанные с обеспечением деятельности Фонда, были осуществлены в следующих объемах:
- на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов - 102,4 млрд. рублей (98,6% к утвержденным показателям),
- на переподготовку и повышение квалификации кадров - 0,1 млрд. рублей (89,8%). Недоиспользование средств обусловлено экономией, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур, исключением четырех мероприятий из Плана обучения кадров системы Фонда на 2015 год и сокращением численности обучаемых;
- на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам - 0,04 млрд. рублей (56,8 %) вследствие исключения 5 работ из Плана проведения научно-исследовательских работ Фонда на 2015 год,
- на взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения - 0,007 млрд. рублей (53,7%),
- на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников Фонда - 0,089 млрд. рублей (99,2%). Единовременные субсидии выделены 21 сотруднику Фонда;
- на финансирование информационно-разъяснительной работы Фонда по пенсионной реформе и социальной тематике составили 0,6 млрд. рублей (95,3%).
Счетная палата отмечает, что в рамках расходов на обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов общий объем расходов на исполнение Плана информатизации Фонда в 2015 году составил 11,7 млрд. рублей. При этом Фондом осуществлено в период с 1 января по 18 июня 2015 года финансирование мероприятий по информатизации по 4 государственным контрактам на общую сумму 0,63 млрд. рублей в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015 год.
Расходы на капитальные вложения составили 2,36 млрд. рублей (100,2% от утвержденного показателя) и осуществлялись в течение года неравномерно. Основная часть расходов (50,9%) осуществлена в четвертом квартале 2015 года - 1,2 млрд. рублей, из них в декабре - 0,76 млрд. рублей или 32,4 процента. Завершено строительство 7 и реконструкция 8 зданий общей площадью 67,5 тыс. кв. м, приобретено 4 здания и 7 помещений общей площадью 16,5 тыс. кв. метров. При этом Счетной палатой установлены факты недостаточного контроля технического состояния приобретаемого объекта на стадии его приемки, так как приобретенные здания в г. Вологде и Вологодском районе (на сумму 0,35 млрд. рублей) оказались непригодны к эксплуатации из-за их неудовлетворительного технического состояния. В целях оптимизации бюджетных расходов распоряжением Фонда от 25 февраля 2015 года N 72р приостановлено выделение средств на аренду новых (дополнительных) площадей для органов Фонда в 2015 году.
Остаток средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2016 года составил 219,55 млрд. тыс. рублей и снизился на 61,7 % по сравнению с 1 января 2015 года.
Счетная палата в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте.
Фактов нецелевого использования средств бюджета Фонда в ходе проведенных Счетной палатой проверок не выявлено. Вместе с тем, Счетной палатой отмечен ряд нарушений и недостатков при исполнении бюджета Фонда в 2015 году.
Так, Фондом нарушались нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также сроки утверждения Регламента проведения ведомственного контроля в сфере закупок. Материалы проверок, содержащие признаки административных правонарушений, Фондом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не направлялись.
В нарушение 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый контроль в 2015 году Фондом не осуществлялся.
Следует отметить, что нормативный правовой акт, определяющий статус Фонда, до настоящего времени не принят, а срок разработки проекта федерального закона о совершенствовании статуса Пенсионного фонда Российской Федерации перенесен на апрель 2017 года.
Выводы и предложения.
Комитет отмечает, что деятельность Фонда по исполнению бюджета в 2015 году в целом осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и основными задачами бюджетной и социальной политики.
Показатели, установленные Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в основном выполнены.
Фондом исполнены задачи по повышению размеров пенсий и все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 7 030,1 млрд. рублей или 91,7% от общего объема расходов бюджета Фонда.
В целях совершенствования работы Фонда Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации:
- ускорить принятие федерального закона, определяющего статус Пенсионного фонда Российской Федерации;
- ускорить рассмотрение вопроса об обособленном учете резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, а также средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;
- утвердить методику расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации;
- утвердить методику определения одного индивидуального пенсионного коэффициента;
- провести мониторинг эффективности применения пониженных тарифов страховых взносов и оценку экономического результата от применения пониженных тарифов;
- рассмотреть вопрос об отражении в доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации показателей поступления по дополнительным тарифам страховых взносов в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в статье 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.