Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1186208-6 "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1186208-6 "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению" (далее - законопроект, Соглашение, протоколы к Соглашению), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 3 октября 2016 года.
Законопроектом предусматривается приостановление действия Соглашения и протоколов к Соглашению в связи с коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении Российской Федерации и неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония.
Соглашение, подписанное Российской Федерацией 29 августа 2000 года и США 1 сентября 2000 года, предусматривает утилизацию каждой из договаривающихся сторон 34 тонн оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ. В 2006 году был подписан Протокол, вносящий изменения в Соглашение в части, касающейся вопросов гражданской ответственности за любые убытки и ущерб, причиненные в результате деятельности, осуществляемой по его реализации, а в 2010 году - Протокол, регулирующий вопросы финансирования, а также фиксирующий двусторонние договоренности о способе утилизации плутония, согласно которым весь подпадающий под действие Соглашения плутоний утилизируется путем облучения в ядерных реакторах.
Измененное Протоколами, Соглашение обеспечило полную паритетность России и США как в количестве и формах утилизируемого плутония, так и во всех аспектах, связанных с реализацией и подтверждением выполнения его условий. Рассматривая Соглашение как один из важных шагов на пути к ядерному разоружению, Государственная Дума 20 мая 2011 года приняла Федеральные законы о ратификации Соглашения и протоколов к Соглашению, а 13 июля 2011 года указанные международные договоры вступили в силу.
К сожалению, в период после вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению США предприняли ряд недружественных по отношению к Российской Федерации шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в российско-американских отношениях в области стратегической стабильности. К таким шагам, в частности, относится введение экономических и политических санкций в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц; активное наращивание военного присутствия США в непосредственной близости от российских границ; принятие США законов, направленных на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, поддержку экономической преступности. Более того, в последнее время США предпринимали попытки пересмотра предусмотренного в Протоколе 2010 года способа утилизации плутония (американская сторона планирует осуществлять утилизацию плутония путем его захоронения, а не путем облучения, что идет вразрез с установленными Протоколом договоренностями и не обеспечивает необратимость утилизации плутония).
Коренное изменение обстоятельств, существовавших на момент заключения Соглашения и протоколов к Соглашению и вступления этих международных договоров в силу, является международно-правовым основанием для приостановления их действия Российской Федерацией, что в полной мере соответствует положениям статьи 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В соответствии с указанной нормой участник вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для приостановления действия международного договора, если такое изменение не предвиделось участником и произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора. Кроме того, наличие таких обстоятельств должно составлять существенное основание согласия участников принять на себя договорное обязательство, а последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору ("а", "b" п. 1 ст. 62).
Важно отметить, что Российская Федерация не прекращает Соглашение и протоколы к нему, а приостанавливает их действие. Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В соответствии со статьей 2 рассматриваемого законопроекта действие Соглашения и протоколов к Соглашению может быть возобновлено после устранения США причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, а именно, при условии сокращения военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территориях стран-членов НАТО, вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению; отказа США от недружественной политики в отношении Российской Федерации; представления США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения.
Со своей стороны, Российская Федерация не отказывается от взятых обязательств в области ядерного разоружения. Российский плутоний, подпадающий под действие Соглашения, будет оставаться вне оружейной деятельности, т.е. не использоваться для целей изготовления ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также для исследований, разработок, проектирования или испытаний, связанных с такими устройствами, или для любых других военных целей.
По мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, законопроект о приостановлении Соглашения и протоколов к Соглашению направлен на предотвращение возникновения обстоятельств, угрожающих национальной безопасности Российской Федерации. По мнению Правительства Российской Федерации, принятие законопроекта не приведет к увеличению расходов федерального бюджета (заключение Правительства Российской Федерации N 7523п-П7 от 3 октября 2016 г.)
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1186208-6 "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.