Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части ограничения размеров оплаты труда руководителей отдельных организаций)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенным депутатами Государственной Думы О.А.Ниловым и О.Л.Михеевым предлагается изложить в новой редакции статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), регулирующую условия и предельные размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций.
Законопроектом предлагается установить предельные размеры оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Указанным лицам предлагается ограничивать ежемесячный должностной оклад, выплаты стимулирующего характера и иные выплаты (за исключением выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров).
При этом одновременно вводятся два ограничения.
Во-первых, указанные выплаты не могут превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации по показателям предыдущего календарного года.
Во-вторых, учредителем соответствующей организации должен быть установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов в максимальной кратности от 1 до 8.
Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на совершенствование механизмов оплаты труда внутри различных государственных организаций, экономии бюджетных средств, социальной справедливости и соразмерной оплаты труда для всех категорий работников.
Вместе с тем, проблемы, на решение которых направлен законопроект, достаточно полно обсуждались при рассмотрении Государственной Думой внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части обязательного установления предельных размеров соотношения между среднемесячной заработной платы руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за их несоблюдение).
В результате принятый Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в достаточной мере урегулировал вопросы ограничения оплаты труда руководителей и других руководящих работников с учетом различий в правовом статусе государственных (муниципальных) организаций и в принципах финансового обеспечения их деятельности.
Указанным Федеральным законом в ТК РФ внесены изменения в части обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников:
- государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Предельный уровень соотношения заработной платы в указанных организациях будет устанавливаться государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений и предприятий.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления дано право утверждать перечни организаций, на которые данные предельные размеры не распространяются.
Установлена обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате указанных категорий работников в сети "Интернет" на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.
Установлена дополнительная ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения его заработной платы, заработных плат заместителей руководителя и главного бухгалтера и зарплаты работников организации. Данное нарушение включено в число оснований прекращения трудового договора с руководителем организации.
Таким образом, принятие проекта федерального закона, предложенного депутатами Государственной Думы О.А.Ниловым и О.Л.Михеевым представляется не актуальным.
Кроме того, нормы проектируемой редакции статьи 145 ТК РФ не согласуются с нормами других статей ТК РФ (например, статьям 129 и 349.3), содержат ряд понятий, которые в ТК РФ не используются, а законопроектом их содержание не раскрывается (например, положение о том, что оплата труда перечисленным категориям лиц устанавливается "с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности, показателей результативности таких лиц и объемов производства продукции"), что вносит неопределенность в проектируемые нормы, влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение. Эти и другие замечания юридического характера подробно изложены в заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.