Протокол
по тяжелым металлам к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
(Орхус, 24 июня 1998 г.)
Стороны,
будучи преисполнены решимости осуществлять Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния,
будучи обеспокоены тем, что выбросы некоторых тяжелых металлов переносятся через национальные границы и могут причинять ущерб экосистемам, имеющим важное экологическое и экономическое значение, и могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека,
считая, что сжигание и промышленные процессы являются преобладающими антропогенными источниками выбросов тяжелых металлов в атмосферу,
признавая, что тяжелые металлы являются естественными составляющими земной коры и что многие тяжелые металлы в некоторых формах и в соответствующих концентрациях имеют важное значение для жизни,
учитывая имеющиеся научно-технические данные о выбросах, геохимических процессах, атмосферном переносе и воздействии тяжелых металлов на здоровье человека и окружающую среду, а также о методах борьбы с загрязнением воздуха и связанных с этим затратах,
сознавая, что существуют методы и практика управления, позволяющие уменьшить загрязнение воздуха, вызываемое выбросами тяжелых металлов,
признавая, что в странах региона Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) имеются различные экономические условия, и что в некоторых странах существует экономика переходного периода,
твердо намереваясь принимать меры в целях предвидения, предотвращения или сведения к минимуму выбросов некоторых тяжелых металлов и включающих их соединений с учетом применения подхода, основанного на принципе принятия мер предосторожности, который установлен в Принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде,
подтверждая, что согласно Уставу Организации Объединенных Наций и принципам международного права государства обладают суверенным правом на эксплуатацию своих собственных ресурсов в соответствии со своей собственной политикой в области охраны окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией или контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции,
сознавая, что меры по ограничению выбросов тяжелых металлов также способствовали бы охране окружающей среды и здоровья человека в районах, расположенных за пределами региона ЕЭК ООН, включая Арктику и международные воды,
отмечая, что борьба с выбросами отдельных тяжелых металлов может предоставлять дополнительные возможности для борьбы с выбросами других загрязнителей,
сознавая, что для ограничения и уменьшения выбросов некоторых тяжелых металлов могут оказаться необходимыми дополнительные и более эффективные меры и что, например, ориентированные на воздействие исследования могут обеспечить основу для принятия дальнейших мер,
отмечая важный вклад частного и неправительственного секторов в накопление знаний о воздействии, связанном с тяжелыми металлами, об имеющихся альтернативах и методах борьбы с загрязнением воздуха, а также их роль в содействии сокращению выбросов тяжелых металлов,
принимая во внимание деятельность, связанную с ограничениями в отношении тяжелых металлов, проводимую на национальном уровне и в рамках международных форумов,
согласились о нижеследующем:
В удостоверении чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в Орхусе (Дания) двадцать четвертого июня одна тысяча девятьсот девяносто восьмого года.
Решение 1998/1
Исполнительного органа о критериях и процедурах добавления тяжелых металлов и продуктов в Протокол по тяжелым металлам
Исполнительный орган,
будучи преисполнен решимости как можно скорее приступить к разработке критериев и процедур добавления тяжелых металлов и продуктов в протокол по тяжелым металлам, принятие которого ожидается в ближайшее время;
принимает со ссылкой на пункты 6 и 7 статьи 13 протокола приводимые ниже критерии и процедуры добавления тяжелых металлов и продуктов в приложения I, VI или VII:
Критерии
и процедуры добавления тяжелых металлов и продуктов в Приложения I, VI или VII к Протоколу по тяжелым металлам
1. Сторона, вносящая предложение о внесении поправок в:
a) приложение I с целью добавления тяжелого металла; или
b) приложение VI с целью добавления меры регулирования в отношении продукта; или
c) приложение VII с целью добавления продукта или группы продуктов в порядке изменения протокола согласно пункту 6 статьи 13, должна предоставить Исполнительному органу соответствующую информацию в соответствии с нижеизложенными пунктами 2, 3 или 4.
2. Предложения о внесении поправок в приложение I с целью добавления тяжелого металла должны включать:
a) характеристику риска и следующую информацию:
i) данные об измерениях параметров окружающей среды и об относительной доле источников в районах, удаленных от антропогенных источников, или данные моделирования трансграничного атмосферного переноса на большие расстояния, включая методологию, в отношении соединений, о которых имеются сведения об их отрицательном воздействии, доказывающие возможность трансграничного атмосферного переноса на большие расстояния;
ii) данные о распределении между отдельными компонентами окружающей среды, присутствии в биологической среде, процессах трансформации, биологической амплификации и накоплении, которые наглядно свидетельствуют о присутствии в окружающей среде в местах, удаленных от антропогенных источников; и
iii) данные о токсичности, доказывающие возможность вредного воздействия на здоровье человека или окружающую среду;
b) имеющуюся информацию о:
i) производстве/использовании/выбросах;
ii) предлагаемых мерах регулирования (например, технологическое оборудование, изменение процесса и альтернативные варианты);
iii) эффективности, применимости, рисках и поддающихся количественному определению и нефинансовых издержках и выгодах, связанных с предлагаемыми мерами регулирования или альтернативными вариантами; и
iv) способах обращения с тяжелым металлом и его удаления при применении мер регулирования.
3. Предложения о внесении поправок в приложение VI с целью добавления меры регулирования в отношении продукта должны включать:
a) описание:
i) продукта или группы продуктов, в отношении которых должна применяться мера регулирования, включая согласованный тарифный код, если таковой может быть применен; и
ii) описание предлагаемой меры регулирования в отношении продукта;
b) имеющуюся информацию о:
i) производстве, использовании и удалении продукта или группы продуктов, в отношении которых должна применяться мера регулирования;
ii) доле этого продукта или группы продуктов в общем объеме выбросов тяжелого металла, указанного в приложении I, на территории Стороны Конвенции и в регионе ЕЭК ООН в целом до принятия каких-либо мер регулирования в отношении продукта с целью сокращения этой доли, а также об используемой методологии; и
iii) эффективности, применимости, рисках и поддающихся количественному определению и нефинансовых издержках и выгодах, связанных с применением предлагаемой меры.
4. В предложения о внесении поправок в приложение VII с целью добавления продукта или группы продуктов должны включаться:
a) описание:
i) действий, предпринимаемых той или иной Стороной Конвенции с целью сокращения атмосферных выбросов продукта или группы продуктов; и
ii) продукта или группы продуктов, в отношении которых должны предприниматься действия, включая согласованный тарифный код, если таковой может быть применен;
b) имеющаяся информация о:
i) доле продукта или группы продуктов в общем объеме выбросов тяжелого металла, указанного в приложении I, на территории Стороны Конвенции и в регионе ЕЭК ООН в целом до принятия каких-либо мер регулирования в отношении продукта с целью сокращения этой доли, а также об используемой методологии; и
ii) обосновании предпринимаемых действий, в том числе информация о предполагаемом риске, а также об издержках и выгодах, связанных с применением такой меры, и достигнутом размере сокращения выбросов.
5. По получении предложения, подготовленного в соответствии с пунктами 2, 3 или 4 выше, и, если степень риска представляется приемлемой, Стороны на совещании Исполнительного органа и на основе консенсуса обеспечивают, чтобы в случае необходимости дополнительного изучения тяжелого металла, продукта, группы продуктов или меры регулирования в отношении продукта на основе предложения или любой другой соответствующей информации, представленной Исполнительному органу, проводились один или несколько технических обзоров предложения. Любой такой технический обзор составляется в письменном виде и содержит оценку:
a) в случае добавления тяжелого металла в приложение I:
i) данных мониторинга или эквивалентной научной информации, свидетельствующих о трансграничном атмосферном переносе на большие расстояния из антропогенных источников;
ii) потенциальной способности атмосферных выбросов данного тяжелого металла приобретать такую форму присутствия в биологической среде, которая может накапливаться или повышать концентрацию токсических веществ в каждом новом звене пищевой цепи до опасных уровней;
iii) наличия достаточной информации о том, что уровни концентрации, обусловленные трансграничным атмосферным переносом данного тяжелого металла на большие расстояния, обладают потенциальной способностью оказывать значительное вредное воздействие на здоровье человека или окружающую среду;
iv) информации, касающейся источников выбросов данного тяжелого металла в атмосферу, в том числе в результате использования продуктов, оценок общего объема выбросов из этих источников и использовавшейся методологии; и
v) наличия мер по снижению риска вредного воздействия на здоровье людей и/или окружающую среду в результате его трансграничного атмосферного переноса на большие расстояния и практической осуществимости этих мер, а также побочного воздействия и издержек таких мер;
b) в случае добавления меры по регулированию в отношении продукта в приложение VI:
i) преднамеренно ли продукт или группа продуктов содержат один или более тяжелых металлов, указанных в приложении I;
ii) потенциальной способности атмосферных выбросов, возникающих в ходе изготовления, обработки, распределения в торговле, использования и удаления продукта или группы продуктов, приобретать ту или иную форму присутствия в биологической среде и, с учетом принимаемых мер по регулированию на каждом этапе данного процесса, являться значительным компонентом общих трансграничных атмосферных выбросов тяжелого металла, упомянутого в приложении I, в регионе ЕЭК ООН, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека или окружающую среду; и
iii) масштабов, в которых предлагаемая мера позволяет сократить выбросы, а также издержек, выгод и, при необходимости, эффективности и рисков, связанных с данной мерой, или наличия подходящих альтернативных мер;
c) в случае добавления продукта или группы продуктов в приложение VII:
i) преднамеренно ли продукт или группа продуктов содержат один или более тяжелых металлов, указанных в приложении I;
ii) мер, принятых любой Стороной Конвенции, и их прогнозируемой эффективности с точки зрения уменьшения выбросов в атмосферу данного тяжелого металла;
iii) обоснованности, эффективности с точки зрения сокращения выбросов, издержек и преимуществ таких мер; и
iv) потенциальной способности атмосферных выбросов, возникающих в ходе изготовления, обработки, распределения в торговле, использования и удаления продукта или группы продуктов, приобретать ту или иную форму присутствия в биологической среде и, с учетом принимаемых мер по регулированию на каждом этапе данного процесса, являться значительным компонентом общих атмосферных выбросов тяжелого металла, указанного в приложении I, на территории Стороны Конвенции, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека или окружающую среду.
6. Термин "характеристика риска", используемый в пунктах 2 и 5 выше, относится к всеобъемлющему обзору научной информации, касающейся определения общей степени риска для здоровья человека и окружающей среды, связанного с использованием и выбросами какого-либо вещества. Такой обзор необязательно должен быть направлен на рассмотрение риска, связанного с трансграничным загрязнением воздуха на большие расстояния, однако он должен позволять получать пригодную информацию для оценки такого риска.
7. На основе представленной информации, о которой говорится выше в пунктах 2, 3 или 4, и любых технических обзоров, которые могут быть подготовлены в соответствии с пунктом 5 выше, Стороны на совещании Исполнительного органа завершают свою оценку соответствующего предложения с учетом цели Протокола, определенной в статье 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол по тяжелым металлам к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Орхус, 24 июня 1998 г.)
Протокол вступил в силу 29 декабря 2003 г.
Россия не является участником данного Протокола
Текст Протокола официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение 2012/6 "Внесение поправок в приложение III к Протоколу по тяжелым металлам 1998 года"
Текст приводится без учета названных изменений
Решение 2012/5 "Внесение поправок в текст Протокола по тяжелым металлам 1998 года и приложения к нему, за исключением приложений III и VII"
Текст приводится без учета названных изменений