Протокол
по стойким органическим загрязнителям к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
(Орхус, 24 июня 1998 г.)
Стороны,
преисполненные решимости осуществлять Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния,
признавая, что выбросы многих стойких органических загрязнителей переносятся через международные границы и осаждаются в Европе, Северной Америке и Арктике, далеко от их места происхождения, и что преобладающей средой переноса является атмосфера,
сознавая, что стойкие органические загрязнители плохо поддаются распаду в природных условиях и что с ними связано негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду,
будучи обеспокоены тем, что стойкие органические загрязнители склонны к биологическому накоплению на верхних трофических уровнях до концентраций, которые могут воздействовать на здоровье диких животных и людей,
признавая, что экосистемы Арктики и особенно ее коренное население, основными продуктами питания которого являются арктические млекопитающие и рыба, находятся под особой угрозой вследствие повышения концентрации стойких органических загрязнителей в каждом новом звене пищевой цепи,
сознавая, что меры по ограничению выбросов стойких органических загрязнителей также способствовали бы охране окружающей среды и здоровья человека в районах за пределами региона Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, включая Арктику и международные воды,
твердо намереваясь принимать меры в целях предвидения, предотвращения или сведения к минимуму выбросов стойких органических загрязнителей с учетом применения подхода, основанного на принципе принятия мер предосторожности, который установлен в принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию,
подтверждая, что согласно Уставу Организации Объединенных Наций и принципам международного права государства обладают суверенным правом на эксплуатацию своих собственных ресурсов в соответствии со своей собственной политикой в области охраны окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции,
отмечая необходимость действий на глобальном уровне в отношении стойких органических загрязнителей и напоминая о той роли, которую должны играть в соответствии с главой 9 Повестки дня на XXI век региональные соглашения в сокращении глобального трансграничного загрязнения воздуха, и в частности Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций, - в обмене накопленным ею региональном опыте с другими регионами мира,
признавая наличие действующих субрегиональных, региональных и глобальных режимов, включая международные документы, регулирующие управление опасными отходами, их трансграничную перевозку и удаление, в частности Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением,
считая, что преобладающими источниками загрязнения воздуха, способствующими накоплению стойких органических загрязнителей, являются использование некоторых пестицидов, производство и использование некоторых химикатов, а также непреднамеренное образование некоторых веществ в процессе сжигания отходов, горения, производства металлов и функционирования мобильных источников,
учитывая, что существуют методы и практика управления, обеспечивающие возможность сокращения выбросов в воздух стойких органических загрязнителей,
сознавая необходимость затратоэффективного регионального подхода к борьбе с загрязнением воздуха,
отмечая важный вклад частного и неправительственного секторов в накопление знаний о воздействии, связанном со стойкими органическими загрязнителями, об имеющихся альтернативах и методах борьбы с загрязнением, а также их роль в содействии сокращению выбросов стойких органических загрязнителей,
памятуя о том, что меры, принимаемые для сокращения выбросов стойких органических загрязнителей, не должны являться средством произвольной или неоправданной дискриминации или скрытой формой ограничения международной конкуренции и торговли,
принимая во внимание имеющиеся научно-технические данные о выбросах, атмосферных процессах и воздействии стойких органических загрязнителей на здоровье человека и окружающую среду, а также о затратах на борьбу с загрязнением, и признавая необходимость продолжения научно-технического сотрудничества для углубления понимания этих проблем,
отмечая меры в отношении стойких органических загрязнителей, которые уже принимаются некоторыми Сторонами на национальном уровне и/или в соответствии с другими международными конвенциями,
согласились о нижеследующем:
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в Орхусе (Дания) двадцать четвертого июня одна тысяча девятьсот девяносто восьмого года.
Решение 1998/2 исполнительного органа о подлежащей представлению информации и процедуре добавления веществ в Приложения I, II или III к Протоколу по стойким органическим загрязнителям
Исполнительный орган,
решив принять самые срочные меры с целью разработки критериев и процедур добавления веществ в протокол по стойким органическим загрязнителям, принятие которого предстоит в ближайшее время,
принимает со ссылкой на пункт 6 статьи 14 протокола излагаемые ниже требования, касающиеся подлежащей представлению информации и процедуры добавления веществ в приложения I, II или III к протоколу по стойким органическим загрязнителям.
Подлежащая представлению информация
и процедура добавления веществ в Приложения I, II или III к Протоколу по стойким органическим загрязнителям
1. Сторона, предлагающая внести поправку в приложения I, II или III в соответствии с пунктом 6 статьи 14, представляет Исполнительному органу характеристику риска для соответствующего вещества и указываемую ниже информацию, подготовленную в соответствии с ориентировочными критериями и индикативными цифровыми показателями, относительно:
a) потенциала трансграничного атмосферного переноса на большие расстояния: доказательство того, что давление насыщенного пара этого вещества ниже 1 000 Па и что период полураспада в атмосфере превышает два дня. В качестве альтернативного варианта могут представляться данные мониторинга, свидетельствующие о присутствии этого вещества в отдаленных районах; и
b) токсичности: т.е. потенциала оказывать вредное воздействие на здоровье человека и/или окружающую среду; и
c) стойкости: доказательство того, что период полураспада вещества в воде превышает два месяца или что период его полураспада в почве превышает шесть месяцев, или что период его полураспада в осажденном материале превышает шесть месяцев. В качестве альтернативного варианта может представляться информация, свидетельствующая о том, что данное вещество является достаточно стойким по иным показателям, чтобы на него распространялась сфера действия протокола; и
d) биологической аккумуляции:
i) доказательство того, что значение КБЦ или КБА для данного вещества превышает 5 000 или что показатель log Kow превышает 5; или
ii) в качестве альтернативного варианта, если потенциал биологической аккумуляции значительно ниже потенциала биологической аккумуляции, указываемого в пункте i) выше, доказательство того, что другие факторы, такие, как высокая токсичность вещества, оправдывают распространение на него сферы действия протокола.
Это предложение также должно содержать краткий доклад и включать, при наличии возможности, информацию, касающуюся:
i) производства/использования/выбросов, измеренных уровней концентрации вещества в окружающей среде в районах, удаленных от источников, процессов и степени абиотической и биотической деструкции, продуктов деструкции, присутствия в биологической среде; и
ii) социально-экономических факторов, относящихся к альтернативам и/или методам, которые могут использоваться для сокращения выбросов предлагаемого вещества, включая:
- альтернативы существующим видам использования и их эффективность;
- любое известное негативное воздействие на окружающую среду или здоровье человека, связанное с указанными альтернативами;
- изменения в процессах, технологии ограничения выбросов, производственную практику и другие методы предотвращения загрязнения, которые могут быть использованы для сокращения выбросов соответствующего вещества, а также информацию об их применимости и эффективности; и
- нефинансовые затраты и выгоды, а также определяемые в количественном отношении затраты и выгоды, связанные с использованием этих альтернатив и/или методов.
2. По получении представления, подготовленного в соответствии с пунктом 1 выше, Стороны на совещании Исполнительного органа и с использованием процедуры консенсуса обеспечивают, чтобы технический обзор(ы) предложения проводился(лись) на основе представления и любой другой соответствующей информации, представленной Исполнительному органу, если сочтено необходимым продолжить рассмотрение вопроса о включении данного вещества. Любой такой технический обзор(ы) должен составляться в письменной форме, и в нем должна производиться оценка, среди прочего:
a) результатов мониторинга или эквивалентной научно-технической информации, предполагающей атмосферный трансграничный перенос на большие расстояния; и
b) существования достаточной информации, позволяющей сделать предположение о том, что данное вещество может оказывать значительное неблагоприятное воздействие на здоровье человека и/или окружающую среду в результате его трансграничного атмосферного переноса на большие расстояния; и
c) списка источников попадания такого вещества в атмосферу, включая использование продуктов, оценку общего объема выбросов из этих источников и использованных методологий; и
d) наличия мер, которые могут уменьшать опасность неблагоприятного воздействия на здоровье человека и/или окружающую среду в результате его атмосферного трансграничного переноса на большие расстояния и осуществимости таких мер в техническом отношении, а также последствий и издержек, связанных с такими мерами.
3. Термин "характеристика риска", используемый в пунктах 1 и 2 выше, относится к всеобъемлющему обзору научной информации, касающейся определения общей степени риска для здоровья человека и окружающей среды, связанной с использованием и выбросами какого-либо вещества. Такой обзор необязательно должен быть направлен на рассмотрение риска, связанного с трансграничным загрязнением воздуха на большие расстояния, однако он должен позволять получать пригодную информацию для оценки такого риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол по стойким органическим загрязнителям к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Орхус, 24 июня 1998 г.)
Протокол вступил в силу 23 октября 2003 г.
Россия не является участником данного Протокола
Текст Протокола официально опубликован не был