Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1100781-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 июня 2016 года (протокол N 312, пункт 84) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 1100781-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Представленным законопроектом предлагается уточнить порядок отнесения территорий субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов субъектов Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения либо к территориям с высокой плотностью сельского населения с целью совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления.
Законопроектом предлагается дополнить статью 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) более общим положением о том, что установленные сроки действия ограничений на изменение указанных перечней (не чаще одного раза в пять лет) не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.
Кроме того, законопроектом вносятся отдельные юридико-технические изменения в статью 11 Федерального закона N 131-ФЗ в целях единообразного использования применяемых в ней терминов.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Федеральным законом N 131-ФЗ установлен ряд особенностей территориальной организации местного самоуправления для территорий соответственно с низкой и высокой плотностью сельского населения (пункты 2, 6, 8 и 11 части 1 статьи 11, статьи 13.1 и 13.2 Федерального закона N 131-ФЗ).
В частности, на территориях с низкой плотностью сельского населения (более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации) допускается создание межселенных территорий, находящихся вне границ поселений, в пределах которых решение всех вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.
Для территорий с высокой плотностью сельского населения (более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации) устанавливаются более высокие критерии минимальной численности жителей сельских населенных пунктов, включаемых в состав сельского поселения.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ перечни субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения, утверждаются Правительством Российской Федерации и могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Данные требования обеспечивают стабильность правового регулирования территориальной организации местного самоуправления.
Указанные перечни утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения" (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации N 707-р) и не пересматривались с 2004 года.
В пояснительной записке к данному законопроекту указывается, что за истекшее время принят ряд федеральных конституционных законов, предусматривающих образование в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и др), в связи с чем проектируемыми нормами законопроекта предлагается предусмотреть исключение из норм частей 3 и 4 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, для случаев, когда в составе Российской Федерации образуются новые субъекты Российской Федерации.
Наличие такого исключения необходимо для обеспечения возможности применения соответствующих особенностей организации местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, на территориях вновь образованных субъектов Российской Федерации.
При этом данное исключение не нарушит принципа стабильности правового регулирования, поскольку будет касаться только указанных случаев.
Вместе с тем, полагаем, что в целях эффективной реализации норм законопроекта, следует предусмотреть утверждение методики расчета плотности сельского населения, поскольку при отсутствии единой утвержденной методики возможны варианты расчета плотности сельского населения, приводящие к различным результатам.
Кроме того, следует определить источник сведений о численности сельского населения (перепись населения, сведения территориальных органов Росстата ежегодно на 1 января, иное), а также источник сведений о площади Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального района, применяющейся для расчета.
В частности, сведения о площади могут как представляться Росреестром , так и быть взяты из документов территориального планирования соответствующих публично-правовых образований (причем сведения из различных источников могут заметно различаться).
Целесообразно также отметить, что в распоряжении Правительства Российской Федерации N707-р указаны перечни субъектов Российской Федерации с различной плотностью населения в целом по региону, а не только плотностью сельского населения, что вызывает необходимость внесения соответствующих юридико-технических корректив в соответствующие нормативные акты данной сферы правоотношений.
Комитет отмечает необходимость доработки положений законопроекта в рамках действующего законодательства Российской Федерации с учетом представленных замечаний.
В связи с вышеизложенным Комитет считает возможным поддержать концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.