Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Метод измерения коэффициента сцепления портативным прибором ударного действия
В.1 Требования к средствам измерений и вспомогательным устройствам
При выполнении измерений применяют следующие средства измерений и вспомогательные устройства:
- портативный прибор для измерения коэффициента сцепления дорожных покрытий типа ППК-МАДИ-ВНИИБД с диапазоном измерения коэффициента сцепления от 0,05 до 0,65, ценой деления 0,01;
- устройство измерения температуры воздуха с погрешностью измерения не более 1°С в диапазоне от 0°С до 45°С;
- вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, с отсутствием сплошной пленки нефтепродуктов, жиров, масел на поверхности.
Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной погрешностью.
В.2 Требования безопасности
В.2.1 Места проведения измерений и схема организации движения на время проведения измерений должны быть согласованы с органами, ответственными за организацию безопасности дорожного движения.
В.2.2 Места проведения измерений должны быть обозначены временными дорожными знаками в соответствии с ГОСТ 32945, а также в соответствии с национальными Правилами дорожного движения и требованиями к дорожным знакам и правилам их применения на национальном уровне.
В.2.3 Места проведения измерений должны быть обозначены направляющими и ограждающими устройствами. На участке автомобильной дороги при проведении измерений должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В.3 Требования к условиям измерений
В.3.1 Измерения проводятся при температуре окружающего воздуха в пределах от 5°С до 40°С.
В.3.2 Поверхность автомобильной дороги перед измерением должна быть сухой. При наличии на дорожном покрытии каких-либо загрязнений (песок, мелкий гравий, грунт и т.д.) необходимо сделать соответствующую отметку в протоколе измерений.
В.3.3 Не допускается проведение измерений во время дождя или тумана.
В.4 Подготовка к выполнению измерений
В.4.1 Перед началом проведения измерений необходимо провести подготовку испытательной установки в соответствии с рекомендациями компании-изготовителя.
В.5 Порядок выполнения измерений
При выполнении измерений в точке измерения необходимо выполнить следующие операции:
а) измерить температуру окружающего воздуха;
б) установить прибор в точке измерения коэффициента сцепления;
в) зафиксировать груз прибора в верхнем положении;
г) увлажнить дорожное покрытие водой по траектории движения имитаторов, из расчета от 0,15 до 0,25 л под каждый имитатор;
д) сбросить груз на тяги прибора;
е) по измерительному кольцу на шкале прибора зафиксировать значение коэффициента сцепления;
ж) выполнить действия по перечислениям в) - е) не менее четырех раз.
Схема проведения измерений представлена на рисунке В.1.
В.5.2 При наличии на автомобильной дороге двух или более полос в одном направлении движения, измерения необходимо проводить по каждой из них.
В.5.3 На автомобильных дорогах, находящихся в эксплуатации, измерения следует проводить по полосе наката левых колес транспортных средств, использующих данную полосу движения, а на дорогах с вновь устроенным покрытием - в пределах ширины полосы движения.
В.5.4 Участки автомобильной дороги длиной более 1 км необходимо разбить на несколько участков длиной до 1 км.
На участке автомобильной дороги длиной не более 1 км следует последовательно выполнить Измерения коэффициента сцепления не менее чем в пяти точках, расположенных через примерно равное расстояние.
Рисунок В.1 - Схема проведения испытаний по измерению коэффициента сцепления прибором ППК-МАДИ-ВНИИБД
В.6 Обработка результатов измерений
В.6.1 Результат первого измерения в точке исключается из расчетов, а нагружение считается пробным. Коэффициент сцепления в точке измерения вычисляют как среднее арифметическое значение результатов не менее чем трех измерений.
8.6.2 Значение коэффициента сцепления в точке измерения приводят к температуре 20°С по формуле
,
(В.1)
где - коэффициент сцепления в точке измерений;
- среднее арифметическое значение результатов трех измерений при фактической температуре;
K - температурная поправка по таблице 1.
В.6.3 Значение коэффициента сцепления на участке автомобильной дороги не более 1 км вычисляют как среднее арифметическое значение из пяти измерений.
В.7 Оформление результатов измерений
Результаты измерений оформляют в виде протокола, который должен содержать:
- наименование организации, проводившей измерения;
- вид покрытия;
- наименование автомобильной дороги;
- индекс автомобильной дороги;
- номер автомобильной дороги;
- привязку к километражу;
- номер полосы движения;
- дату и время проведения измерений;
- температуру воздуха в момент проведения измерений;
- значение коэффициента сцепления;
- состояние дорожного покрытия;
- ссылку на настоящий стандарт.
В.8 Контроль точности результатов измерений
Настоящий метод измерений должен обеспечивать получение значений коэффициента сцепления в диапазоне работы испытательного оборудования с погрешностью до 10%.
Точность результатов измерений обеспечивается:
- соблюдением требований настоящего стандарта;
- проведением периодической оценки метрологических характеристик средств измерений;
- проведением периодической аттестации испытательного оборудования.
Специалисты, проводящие измерения, должны быть ознакомлены с требованиями настоящего стандарта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.