Заключение Счетной палаты РФ от 1 июля 2016 г. N 140/03-02
на проект федерального закона N 1074366-6 "О внесении изменений в статью 380 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части стимулировании развитии и обновления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования)"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1074366-6 "О внесении изменений в статью 380 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 9 июня 2016 г. N 308).
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, направлен на стимулирование развития и обновления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В указанных целях законопроектом предлагается установить в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставку налога на имущество организаций на 2016 год в размере 1 процента, а в отношении вновь вводимых объектов железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, принятых на учет в составе основных средств с 1 января 2016 года, на период 2016-2017 годов, - в размере 0 процентов.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в сумме 6,6 млрд. рублей.
По концепции законопроекта необходимо отметить следующее.
В Основных направлениях налоговой политики на 2011 - 2013 годы была впервые поставлена задача постепенной отмены льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне.
Принятый в 2012 году Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривал поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов инфраструктуры, в том числе железнодорожных путей общего пользования.
Так, с 2013 года были отменены наиболее крупные налоговые льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с постепенным увеличением ставки налога на имущество с 0,4 процента в 2013 году до 2,2 процента в 2019 году.
Также такие объекты налогообложения как земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, были включены в состав объектов налогообложения по земельному налогу с установлением в отношении таких земельных участков налоговой ставки, не превышающей 0,3 процента их кадастровой стоимости.
По оценкам Минфина России, выпадающие доходы от указанных льгот на момент их существования в 2012 году составляли около 85 процентов всех выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам. Таким образом, по окончании переходного периода федеральные льготы по региональным и местным налогам уже в соответствии с принятыми решениями должны были быть сокращены на 85 процентов.
Предполагалось, что такой подход является прежде всего не средством изъятия дополнительных финансовых ресурсов у налогоплательщиков (большинство собственников названных объектов перекладывают дополнительную нагрузку либо на федеральный бюджет, либо на иных налогоплательщиков через изменение своих тарифов), а в большей степени предоставляет региональным и муниципальным властям налоговую автономию.
Таким образом, предлагаемый законопроектом подход противоречит ранее реализованным в законодательстве Российской Федерации мерам, приведет к снижению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и дополнительным расходам из федерального бюджета,
Кроме того, материалы к законопроекту не определяют целевых показателей, которые должны достигаться в результате реализации предлагаемой законопроектом льготы, а также критериев, по которым можно было бы определить экономический или бюджетный эффект от ее введения.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.