Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 24 апреля 2013 г. N 2-ВС-1765/13
на проект федерального закона N 307935-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" в Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за создание финансовой пирамиды и (или) руководство её деятельностью в статье 172.1 УК РФ.
Как отмечается в пояснительной записке, суть финансовой пирамиды заключается в привлечении денежных средств физических или юридических лиц посредством обещания высокой прибыльности от взносов, производимых в фонд такой организации или объединения физических лиц.
В связи с этим не понятно, почему в отличие от указанного понятия финансовой пирамиды, сформулированного в пояснительной записке, в примечании 1 к проектной статье 172.1 УК РФ предлагается признавать финансовой пирамидой организацию, систематически привлекающую денежные средства исключительно физических лиц (населения).
Кроме того, как представляется, деятельность финансовых пирамид в некоторых случаях может быть связана с привлечением (добровольной передачей собственниками) не денежных средств, а иного имущества или прав на имущество. В законопроекте этот вопрос никак не освещен.
Авторами проекта указывается, что квалификация действий создателей так называемых "классических" финансовых пирамид сложностей в правоприменительной практике не вызывает, и эти лица привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество.
Исходя из этого, требует дополнительной аргументации сформулированная в пояснительной записке концепция законопроекта по признанию финансовыми пирамидами в Уголовном кодексе Российской Федерации только "неклассической" их разновидности - то есть таких организаций из числа указанных выше, функционирование которых не предполагает утаивание от потенциальных вкладчиков источника происхождения выплачиваемого дохода и риска неполучения прибыли.
По своей конструкции проектная норма является бланкетной, отсылающей к положениям других нормативных правовых актов, в данном конкретном случае - устанавливающим допустимые критерии деятельности юридических лиц и объединений физических лиц по привлечению денежных средств граждан на постоянной основе (на это указывает, в том числе, предложенное в примечании 1 к статье 172.1 УК РФ понятие финансовой пирамиды).
Однако в гражданском, финансовом, банковском, налоговом и других отраслях (подотраслях) законодательства Российской Федерации критерии отграничения финансовых пирамид от иных организаций, занимающихся схожей по своему характеру деятельностью, не предусматриваются. Следует учитывать и то, что такая деятельность может быть очень многообразной, что признаётся и в пояснительной записке.
Не случайно в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, указывается на необходимость разработки эффективного нормативного регулирования порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам, в частности, определения рамок предоставления розничным инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении сделок без их покрытия активами клиента.
Также в Стратегии отмечается, что в настоящее время информация о вопросах развития финансовых рынков и возможностей их использования для повышения благосостояния граждан не имеет системного характера и предназначена в большей степени для специалистов, работающих на этих рынках, чем для обычных граждан. Население недостаточно информировано о созданных законодательных основах инвестирования на финансовом рынке и правовой защищенности вложений, что является лимитирующим фактором развития финансовых рынков в условиях негативного опыта, связанного с деятельностью финансовых пирамид.
Таким образом, уголовно-правовой запрет на нарушение определённых правил (деятельности по привлечению денежных средств граждан на постоянной основе) не может быть установлен без внятного формулирования самих правил в нормах иной отраслевой принадлежности. В законопроекте не учитывается необходимость подобного комплексного регулирования отношений, связанных с созданием и функционированием таких организаций.
По этой причине в случае принятия проектной статьи оценка предусмотренных ей деяний будет вызывать затруднения при одновременном наличии в них признаков преступлений, предусмотренных статьями 171 и 172 УК РФ.
В примечании 2 к проектной статье 172.1 УК РФ делается ссылка на её часть четвёртую. Однако статья состоит только из трёх частей.
С учётом изложенного проект федерального закона в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в представленной редакции не поддерживается.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.