Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 2044-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болатчиева Курман-Али Хызыровича на нарушение его конституционных прав статьей 1.1 и пунктом "в" статьи 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также абзацем восемнадцатым подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина К.-А.Х. Болатчиева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.-А.Х. Болатчиев оспаривает конституционность следующих положений:
статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам;
пункта "в" статьи 3 названного Закона Российской Федерации, предусматривающего, что подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод;
абзаца восемнадцатого подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (принято в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I), которым предусмотрено, что время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсий при их увольнении со службы.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении иска К.-А.Х. Болатчиева о назначении пенсии за выслугу лет с зачетом в выслугу лет в льготном исчислении периода пребывания в местах ссылки, поскольку абзац восемнадцатый подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 предусматривает такую возможность только для репрессированных и впоследствии реабилитированных военнослужащих, находившихся в ссылке, заявитель же находился в высылке с родителями с рождения до трехлетнего возраста.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, как не позволившие исчислить в льготном порядке время его пребывания в высылке, не соответствуют статьям 15 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные К.-А.Х. Болатчиевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. В соответствии с положениями статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Конкретным делом является то дело, в котором судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос на основе норм соответствующего закона, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства. Гражданин при этом обязан приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона при разрешении его конкретного дела (часть вторая статьи 96).
Между тем заявителем не представлены документы, подтверждающие применение в его деле статьи 1.1 и пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
2.2. Абзац восемнадцатый подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, предусматривающий зачет в льготном исчислении в выслугу лет периодов содержания под стражей, отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных военнослужащих и приравненных к ним лиц, позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии и тем самым компенсирует им невозможность по независящим от них причинам исполнять обязанности военной или иной службы, направлен на обеспечение социальной защиты этой категории граждан и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
Разрешение же других поставленных заявителем вопросов не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болатчиева Курман-Али Хызыровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 2044-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болатчиева Курман-Али Хызыровича на нарушение его конституционных прав статьей 1.1 и пунктом "в" статьи 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также абзацем восемнадцатым подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)