Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 октября 2016 г. N 5.1-01/2539
по Федеральному закону "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению"
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 3 октября 2016 года (N 1186208-6).
Федеральным законом (статья 1) предусматривается приостановление действия указанного в нём Соглашения, подписанного в городе Москве 29 августа 2000 года и в городе Вашингтоне 1 сентября 2000 года, а также протоколов к Соглашению от 15 сентября 2006 года и от 13 апреля 2010 года, в рамках которых Россия и США взаимодействуют по вопросам утилизации оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ (оговорена утилизация 34 тонн плутония каждой стороной путём облучения или иными способами по согласованию). Данное решение предлагается принять в связи с коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении России и неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации плутония в соответствии с Соглашением и протоколами к нему.
Согласно статье 2 Федерального закона действие Соглашения и протоколов к нему может быть возобновлено по решению Президента Российской Федерации после устранения Соединёнными Штатами причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу указанных документов, при соблюдении ряда условий:
- сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещённых на территориях государств, вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов к нему (вступили в силу 13 июля 2011 года);
- отказ США от недружественной политики в отношении Российской Федерации (отмена закона Сергея Магнитского 2012 года и закона о поддержке свободы Украины 2014 года, отмена антироссийских санкций и компенсация ущерба, понесённого в результате их введения, включая потери от российских контрсанкций, введённых в отношении США);
- представление Соединёнными Штатами чёткого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения.
Федеральный закон внесен в Государственную Думу на основании пункта 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", предусматривающего, что в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. Ранее 3 октября 2016 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ, в соответствии с которым предусмотрено приостановление действия Соглашения и протоколов к нему через 120 дней со дня получения Американской Стороной соответствующего уведомления от МИДа России.
Приостановление Российской Федерацией действия Соглашения и протоколов к нему с указанием на коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus) в полной мере согласуется со статьёй 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, в соответствии с которой участник международного договора вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств, существовавших при заключении договора, как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в случаях, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия на обязательность договора, а также когда последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, подлежащих выполнению по договору.
Ввиду того, что после 13 июля 2011 года, когда Соглашение и протоколы к нему вступили в силу, США совершили в отношении России перечисленные в статье 2 Федерального закона действия, которыми нанесён серьёзный ущерб российско-американскому сотрудничеству, Российская Федерация вправе ссылаться на это как на основание для приостановления своего участия в данных международных договорах.
Кроме того, отмечаем, что изменение Соединёнными Штатами в одностороннем порядке способа утилизации плутония (использование захоронения вместо облучения) в нарушение Протокола от 13 апреля 2010 года, о чём говорится в пояснительной записке к законопроекту, можно квалифицировать как существенное нарушение договора, что также является основанием для приостановления действия Соглашения и протоколов к нему в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "к" (внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации) и "м" (оборона и безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Соглашение и протоколы к Соглашению подлежат приостановлению в форме принятия федерального закона на основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку ранее были ратифицированы (федеральные законы от 3 июня 2011 года N 108-ФЗ, N 109-ФЗ, N 110-ФЗ).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
В соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 проведена антикоррупционная экспертиза федерального закона, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования согласно его статье 3.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации и пункту 3 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, которое должно быть начато не позднее 2 ноября 2016 года,
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Федорову, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Е.В. Бушмину, Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию С.Ф. Лисовскому, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.