Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2016 г. N 14-КГ16-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2016 г. гражданское дело по иску Подгорного В.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни за 2013-2014 годы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области Сорокиной Д.А. на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 февраля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области Марьяна Г.В., Романцова С.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, Подгорного В.Н., его представителя - адвоката Романцова О.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене в части удовлетворения исковых требований Подгорного В.Н. и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Подгорный В.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее - ГУ МВД России по Воронежской области) о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни за 2013-2014 годы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Подгорный В.Н. указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела МВД России по Каменскому району Воронежской области. Приказом ГУ МВД России по Воронежской области от 29 июля 2015 г. N 1104 л/с был уволен со службы по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Полагая, что была нарушена процедура его увольнения, а именно не предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности, а также ссылаясь на то, что за 2013-2014 годы ему не выплачена компенсация за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни, работу в ночное время, Подгорный В.Н. просил суд восстановить его в прежней должности начальника отдела МВД России по Каменскому району Воронежской области, находящегося в распоряжении ГУ МВД России по Воронежской области, взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области денежное довольствие за время вынужденного прогула с 30 июля 2015 г. по день восстановления на службе, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб., компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни за 2013-2014 годы в сумме 87 826,36 руб.
Представитель ответчика иск в суде не признал.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2015 г. исковые требования Подгорного В.Н. удовлетворены частично.
Приказ ГУ МВД России по Воронежской области от 29 июля 2015 г. N 1104 л/с в части расторжения контракта и увольнения Подгорного В.Н. признан незаконным и отменён.
Подгорный В.Н. восстановлен на службе в органах внутренних дел в распоряжении ГУ МВД России по Воронежской области с 29 июля 2015 г.
С ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Подгорного В.Н. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 29 июля по 13 ноября 2015 г. в размере 206 780,61 руб.
С ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Подгорного В.Н. взыскана компенсация морального вреда 5000 руб.
С Подгорного В.Н. в пользу ГУ МВД России по Воронежской области взыскана сумма выплаченного при увольнении единовременного пособия в размере 256 180 руб.
Решение суда в части восстановления Подгорного В.Н. на службе приведено к немедленному исполнению.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 февраля 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
Представитель ГУ МВД России по Воронежской области Сорокина Д.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по данному делу судебных постановлений в части удовлетворения иска, как незаконных, и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 19 мая 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 29 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё истца Подгорного В.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований Подгорного В.Н.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Подгорный В.Н. проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела МВД России по Каменскому району Воронежской области.
В соответствии с приказом МВД России от 6 августа 2014 г. N 652, распоряжением руководителя ГУ МВД России по Воронежской области от 2 сентября 2014 г. N 1/1239, приказом ГУ МВД России по Воронежской области от 26 сентября 2014 г. N 415, приказом ГУ МВД России по Воронежской области от 20 ноября 2014 г. N 546 отделы МВД России по Каменскому и Петропавловскому районам Воронежской области с 1 января 2015 г. реорганизованы в отделения МВД России по Каменскому и Петропавловскому районам Воронежской области.
20 октября 2014 г. Подгорный В.Н. был предупреждён о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Приказом начальника ГУ МВД России по Воронежской области от 24 декабря 2014 г. N 2150 л/с Подгорный В.Н. с 1 января 2015 г. освобождён от должности начальника отдела МВД России по Каменскому району и зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Воронежской области.
В соответствии с актом от 16 октября 2014 г., составленным сотрудниками ГУ МВД России по Воронежской области, Подгорному В.Н. была предложена для замещения должность начальника отделения МВД России по Каменскому району Воронежской области, однако от предложенной должности Подгорный В.Н. отказался, от написания рапорта об отказе от предложенной должности также отказался.
22 июня и 28 июля 2015 г. Подгорный В.Н. был ознакомлен со списками вакантных должностей руководителей территориальных органов и подразделений ГУ МВД России по Воронежской области по состоянию на 19 июня и на 28 июля 2015 г. соответственно, а также 29 июля 2015 г. Подгорному В.Н. были представлены сведения о вакантных должностях в территориальных органах МВД России на районном уровне Воронежской области по состоянию на 29 июля 2015 г. Согласия на замещение какой-либо из предложенных ему вакантных должностей Подгорным В.Н. выражено не было.
Приказом временно исполняющего обязанности начальника ГУ МВД России по Воронежской области от 29 июля 2015 г. N 1104 л/с Подгорный В.Н. уволен со службы по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Подгорного В.Н. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции, ссылаясь в том числе на положения части 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснения, изложенные в пунктах 10, 23, 24 и 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что в период с 20 октября 2014 г. по 29 июля 2015 г. в ГУ МВД России по Воронежской области имелись вакантные должности, равнозначные занимаемой истцом, и вышестоящие вакантные должности, которые не были предложены Подгорному В.Н., в связи с чем пришёл к выводу о нарушении процедуры увольнения Подгорного В.Н. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. При этом суд указал на то, что статьёй 36 названного закона предусмотрена обязанность руководителя решить вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел и указаний о том, что эта иная должность должна быть равнозначной или нижестоящей по отношению к ранее занимаемой, данная норма закона не содержит.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного закона основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 85 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному пунктами 8, 9 или 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учётом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены статьёй 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для неё предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для неё предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для неё предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьёй 78 Федерального закона.
Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о её прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобождённый от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьёй 82 данного федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из приведённых норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учётом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.
Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, в том числе обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учётом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств; оценку результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путём проведения аттестации (пункты 1, 3 части 1, пункт 3 части 2 статьи 75).
Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Следовательно, для решения вопроса о законности увольнения Подгорного В.Н. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию с учётом содержания спорных правоотношений сторон и основания заявленного Подгорным В.Н. иска являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиком - ГУ МВД России по Воронежской области процедуры увольнения Подгорного В.Н. со службы, в частности исполнена ли должным образом обязанность по предложению Подгорному В.Н. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы Подгорного В.Н. по специальности.
Между тем суд, разрешая спор по требованиям Подгорного В.Н. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные отношения, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что при увольнении сотрудника органа внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, орган внутренних дел обязан предлагать сотруднику все имеющиеся вакантные должности, в том числе и вышестоящие по отношению к замещаемой сотрудником органов внутренних дел.
Нельзя признать законной ссылку суда на положения части 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснения, изложенные в пунктах 10, 23, 24 и 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", поскольку регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, с учётом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок и условия увольнения сотрудников органов внутренних дел со службы, в том числе в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником органов внутренних дел. Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям не подлежат применению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Подгорному В.Н. неоднократно предлагались для замещения вакантные должности (16 октября 2014 г., 22 июня, 28 июля и 29 июля 2015 г.), на замещение которых он согласия не выразил, сославшись на то, что ответчик обязан предлагать ему только равнозначные или вышестоящие должности. 28 июля 2015 г. Подгорному В.Н. предлагалась вакантная должность начальника отдела полиции N 4 УМВД России по г. Воронежу, которая является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой Подгорным В.Н. должности, согласия на её замещение Подгорный В.Н. также не дал, что вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, судом во внимание принято не было, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом не устанавливались.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права не были устранены судом апелляционной инстанции.
Ввиду изложенного состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита и восстановление нарушенных прав заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований Подгорного В.Н. и дело подлежащим направлению в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами закона, толкование которых даётся в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, и установленными обстоятельствами дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 февраля 2016 г. в части удовлетворения исковых требований Подгорного В.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и отмене приказа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области от 29 июля 2015 г. N 1104 л/с о расторжении контракта и увольнении Подгорного В.Н., восстановлении Подгорного В.Н. на службе в органах внутренних дел, взыскании с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в пользу Подгорного В.Н. заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании с Подгорного В.Н. в пользу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области выплаченного ему при увольнении единовременного пособия отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Воронежа.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2016 г. N 14-КГ16-15
Текст определения официально опубликован не был