Заключение Счетной палаты РФ от 27 октября 2016 г. N ЗСП-182/03-01
на проект федерального закона N 1155134-6 "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1155134-6 "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования развития транспортного машиностроения) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 13 октября 2016 г. N 3).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается с 1 января 2017 года освободить налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в отношении транспортных средств, подлежащих государственной регистрации (учету) в соответствии с законодательством Российской Федерации, произведенных начиная с 1 января 2013 года, принятых на учет организациями в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение имущества между взаимозависимыми лицами.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Согласно действующей редакции пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
реорганизации или ликвидации юридических лиц;
передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми.
Таким образом, в результате реализации положений законопроекта будут частично сняты ограничения, введенные с 1 января 2015 года, в отношении одного из видов объектов движимого имущества - транспортных средств, то есть предлагается предоставлять преференцию в зависимости от вида объекта движимого имущества, что в настоящее время нормой не предусмотрено.
Кроме того, в пояснительной записке не обосновывается необходимость подобной дифференциации налогообложения налогом на имущество организаций различных видов движимого имущества, передаваемого между взаимозависимыми лицами либо в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц,
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в рамках исполнения раздела 3 Программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 57-р.
Вместе с тем указанный раздел предусматривает освобождение только железнодорожного подвижного состава и не распространяется на все виды транспортных средств.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом и согласно пункту 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100%.
Законопроектом предлагается установить льготу в отношении регионального налога, что противоречит Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, пунктом 13 которого предусмотрена поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
Реализация норм законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит расчетов выпадающих доходов, а также источников их компенсации.
Законопроектом, вместо стимулирования приобретения новых транспортных средств, предлагается освободить от налогообложения устаревшие транспортные средства, полученные путем передачи их между взаимозависимыми лицами либо в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, что может привести к злоупотреблению правом.
На основании изложенного Счетной палатой Российской Федерации законопроект не поддерживается в предложенной редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.