Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 24 октября 2016 г. N 03-04-06/62497
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Таким образом, пунктом 4 статьи 83 Кодекса установлено право выбора постановки на учет организации по месту нахождения одного из обособленных подразделений, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам.
Согласно пункту 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.
Абзацем вторым пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.
Также налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса, представляют сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений.
При этом налоговые агенты - организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога на доходы физических лиц, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в том числе в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Учитывая изложенное, организация, имеющая обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В отношении представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, организация имеет право выбора представлять его в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Вместе с тем глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не содержит норм, представляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета сумм налога на доходы физических лиц.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация может встать на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Таким образом, НК РФ установлено право выбора.
Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В отношении расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, организация вправе выбирать: представлять его в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Вместе с тем положения НК РФ об НДФЛ не содержат норм, позволяющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета сумм НДФЛ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 октября 2016 г. N 03-04-06/62497
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 18 ноября 2016 г. N 45, в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", декабрь 2016 г., N 12