Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 25 октября 2016 г. N 03-07-11/62025
Вопрос: В ответ на обращение ФГУП (далее - Предприятие) Минфином России в письме от 17.08.2016 N 03-07-08/48219 (далее - Письмо) предоставлены разъяснения по вопросам определения места оказания услуг по перевозке (транспортировке), предусмотренных пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Вместе с тем в дополнение к направленному запросу поясняем, что вопрос Предприятия относился, главным образом, к услугам, непосредственно связанным с перевозкой (транспортировкой), и порядку определения места оказания таких услуг в соответствии с положениями абз. 1 пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ. К таким услугам в частности могут относиться услуги по организации, сопровождению, обеспечению соответствующей перевозки и иные услуги, оказание которых необходимо для осуществления перевозки.
В связи с этим просим уточнить, применимы ли выводы, изложенные Минфином России в Письме, к услугам, непосредственно связанным с перевозкой и (или) транспортировкой, указанным в абз. 1 пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК, и место оказания таких услуг также следует определять исходя из пунктов отправления и (или) назначения перевозки, к которой они относятся?
Порядок определения места реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, для целей НДС установлен абзацем 1 подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, согласно которому услуги данного вида признаются оказанными на территории РФ, в частности, если они оказываются российскими организациями и если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
При несоблюдении указанных условий услуги, связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, на основании подпункта 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ признаются оказываемыми за пределами территории РФ (местом их реализации не признается территория РФ).
С учетом приведенных норм НК РФ просим разъяснить, верно ли наше понимание, что место оказания услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, определяется исходя из пунктов отправления и (или) назначения транспортировки, к которой они относятся?
В этой связи, правильно ли мы понимаем, что если транспортировка осуществляется за пределами территории РФ (маршрут транспортировки полностью проходит за пределами территории РФ), то и местом оказания услуг, связанных с такой транспортировкой, территория РФ не признается?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
На основании положений подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) по перевозке и (или) транспортировке, а также работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке (транспортировке) и работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, не перечислены в подпунктах 4.1-4.3 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг, непосредственно связанных с транспортировкой, осуществляемой за пределами Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Местом реализации услуг, непосредственно связанных с транспортировкой, осуществляемой за пределами России, территория нашей страны не признается. Соответственно, они не облагаются НДС в России.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 октября 2016 г. N 03-07-11/62025
Текст письма официально опубликован не был