1. Неисполнение предписания ФАС России влечет административную ответственность заказчика и должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Исходя из требований пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа выдает обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалобы ООО "Р" от 27.08.2015 N 24 на действия (бездействие) заказчика ПАО при проведении открытого двухэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования, экземпляров программного обеспечения, предоставление прав использования программного обеспечения и оказание услуг в рамках реализации проектов по развитию магистральной транспортной сети ОАО на 2015 - 2018 гг. Комиссией ФАС России 04.09.2015 принято решение по делу N 223ФЗ-240/15, в соответствии с которым ПАО "Ростелеком" выдано предписание от 04.09.2015 по делу N 223ФЗ-240/15 (далее - Предписание).
В соответствии с пунктами 1 - 6 Предписания, принятого по результатам рассмотрения Жалобы, ПАО надлежало:
1. В случае, если подавались заявки на участие в Запросе предложений, вернуть участникам Запроса предложений на право заключения договора на поставку оборудования, экземпляров программного обеспечения, предоставление прав использования программного обеспечения и оказание услуг в рамках реализации проектов по развитию магистральной транспортной сети ОАО на 2015 - 2018 гг. ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок.
2. ПАО внести изменения в документацию о проведении Запроса предложений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России Решением от 04.09.2015 N 223ФЗ-240/15.
3. ПАО продлить срок подачи заявок на участие в Запросе предложений в соответствии с частью 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО (далее - Положение о закупке).
4. ПАО разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1, 2, 3 настоящего Предписания.
5. ПАО продолжить проведение Запроса предложений в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Документации о проведении Запроса предложений, Положения о закупке.
6. ПАО в срок не позднее 18.09.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.
Как следует из Предписания, ПАО необходимо исполнить Предписание в срок до 18.09.2015.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения материалов по настоящему делу об административном правонарушении, установлено, что Предписание в срок до 18.09.2015 не исполнено.
За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, частью 7.2 статьи 19.5 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.09.2016 г. по делу N 223ФЗ-304/15/АК619-16)
2. В документации о закупке заказчик должен установить порядок оценки заявок, позволяющий отбирать победителя закупки, предложившего лучшие условия исполнения договора.
Заказчик провел открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на охранные услуги 14 объектов.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2.9.1 документации о Закупке анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в Закупке проводится в соответствии с приложением 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений".
Согласно подпункту 3 пункта 1 раздела 3 "Методики анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений" оценивается наличие необходимого количества сотрудников требуемой квалификации, имеющих опыт оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений, при этом баллы присваиваются в следующем порядке:
"10 баллов. Достаточно для выполнения работ по предмету запроса предложений.
5 баллов. Минимально необходимое количество для выполнения работ по предмету запроса предложений.
0 баллов. Недостаточно для выполнения работ по предмету запроса предложений".
Учитывая вышеизложенное, а также, то, что из документации о Закупке невозможно определить, что подразумевается под "Достаточностью" и "Недостаточностью", не представляется возможным определить какое количество сотрудников является достаточным, а какое количество недостаточным.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.09.2016 г. по делу N 223ФЗ-314/15/АК711-16)
3. В документации о Закупке заказчик должен установить дату начала и дату окончания срока предоставления участникам запроса котировок разъяснений положений документации.
ОАО проведен запрос котировок на поставку резинокордовых настилов и комплектов крепления к ним для нужд ОАО (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6.2.1 документации о Закупке, запрос о разъяснении документации может быть направлен с момента размещения документации, извещения о проведении запроса аукциона на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке дату начала и дату окончания срока предоставления участникам запроса котировок разъяснений положений документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.09.2016 г. по делу N 223ФЗ-325/15/АК733-16)
4. Комиссия заказчика не должна допускать до участия в закупке участника, чья заявка не соответствует требованиям документации о закупке.
АО (далее - Заказчик) проведен запрос предложений на право заключения договора на поставку жидкого котельного топлива, необходимого покупателю для надлежащего выполнения функций единственного поставщика тепловой энергии (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 8.1.3.4 документации о Закупке, при рассмотрении заявок на участие в Закупке, участник закупочной процедуры не допускается закупочной комиссией при несоответствии заявки требованиям, установленным Заказчиком по форме, в том числе, в случае представление участником в составе заявки документов и сведений не по форме, установленной закупочной документацией; не заполнение полностью или частично граф, разделов, строк и других разделов форм документов, установленных Заказчиком.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок N 31 от 30.10.2015, закупочной комиссией принято решение о допуске участника ООО на участие в Закупке.
Вместе с тем, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, заявка на участие в Закупке участника ООО, признанного победителем по результатам Закупки, не соответствует форме 6 и форме 7 документации о Закупке в части отсутствия реквизитов документа, подтверждающего полномочия соответствующего лица на подпись заявки на участие в Закупке.
Таким образом, заявка победителя Закупки ООО не соответствует требованиям пункта 8.1.3.4 документации о Закупке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части допуска к участию в Закупке участника ООО нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.09.2016 г. по делу N 223ФЗ-337/16/АК732-16)
5. Отсутствие в документации о закупке даты начала и даты окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, является нарушением Закона о закупках, влекущим административную ответственность.
Заказчиком проведен запрос предложений на право заключения договора на организацию осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты Документации "В случае если Извещение о закупке и Документация о закупке были размещены на Официальном сайте не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты окончания срока предоставления Заявок, то заявление лица о разъяснении положений Документации о закупке должно быть получено Заказчиком не позднее чем за 3 (три) дня до даты окончания срока предоставления Заявок (включительно). Разъяснения положений Документации о закупке направляются Заказчиком в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего заявления лица в письменной форме или в форме электронного документа.".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.09.2016 г. по делу N 223ФЗ-415/15/АК605-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится обзор отдельных решений ФАС России о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере закупок.
Так, Законом о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, если установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки, то его действия нарушают требования Закона о закупках.
Несоблюдение заказчика предусмотренных законодательством России в сфере закупок требований к содержанию извещений о закупке товаров является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Также отмечено, что за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, нормами КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Даны разъяснения по вопросу установления заказчиком даты начала и даты окончания срока предоставления участникам запроса котировок разъяснений положений документации; допуска до участия в закупке участника, чья заявка не соответствует требованиям документации о закупке.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.