1. Объединение в один лот технологически и функционально не связанных работ приводит к ограничению количества участников закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по созданию объектов связи (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3.2 Положения о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Согласно Извещению и Информационной карте Документации предметом Аукциона является "...право на заключение следующих договоров: на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по созданию объектов связи. Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, определены в разделе IV "Техническое задание" Документации о закупке и проекте договора раздел V "Проект договора" Документации о закупке".
Техническим заданием Документации установлены следующие положения о предмете Аукциона:
"1. Предмет закупки: Право на заключение рамочных договоров, предметом которых является выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству телекоммуникационных сетей в муниципальных образованиях г. Москвы и МО.
2. Состав товаров, объем работ, услуг: виды работ приведены в приложении N1 к Техническому заданию...".
В соответствии разделом 1 проекта договора, заключаемого по результатам Аукциона: "... Заказчик поручает, а Подрядчик в соответствии с настоящим Договором, на условиях, изложенных в подписываемых Сторонами Заказах на работы (по форме, указанной в Приложении N 1 к настоящему Договору), принимает на себя выполнение на сооружениях связи или иных, указанных в согласованных Сторонами Заказах объектах Заказчика следующих видов работ:
1) Проектно-изыскательские работы домовых распределительных сетей (ДРС), слаботочных кабельных стояков (СКС) и сети передачи данных (СПД);
2) Проектно-изыскательские работы ДРС;
3) Проектно-изыскательские работы СПД;
4) Проектно-изыскательские работы волоконно-оптических линий связи по воздушно-кабельным переходам (ВОЛС ВКП);
5) Проектно-изыскательские работы волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) по линейно-кабельным сооружениям (ЛКС);
6) Демонтаж узкополосных сетей (ДРС, магистрали, ГС) без учета кабелей в канализации и в коллекторах;
7) Строительство широкополосных ДРС (с учетом расходных и монтажных материалов);
8) Переключение широкополосных ДРС на ВОЛС;
9) Строительство СКС;
10) Монтаж телекоммуникационных шкафов с подключением к системе энергоснабжения здания;
11) Монтаж стойки 19" и закладных устройств;
12) Строительство ВОЛС ВКП;
13) Монтаж металлоконструкций районного ТВ-Узла;
14) Строительство ВОЛС ЛКС;
15) Строительство ЛКС;
16) Демонтаж кабеля из ЛКС со сдачей на склад Заказчика;
17) Монтаж многопарного кабеля UTP в стояках зданий;
18) Установка домовых коммутаторов;
19) Строительно-монтажные работы по подключению абонентов - юридических лиц и отдельно стоящих домов к сети ПАО "Ростелеком" (ДРС, СКС, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ);
20) Выполнение электромонтажных работ по организации сетей электропитания;
21) Строительство СКС в отдельных домах с согласованием проекта с управляющей компанией;
22) Строительство домовых распределительных сетей передачи данных и телефонии;
23) Проектно-изыскательские работы по подготовке рабочего проекта подключения объектов капитального строительства и юридических лиц к сети связи;
24) Монтаж/демонтаж систем видеонаблюдения;
25) Проектно-изыскательские работы сети ПД и телефонии для объектов "TriplePlay";
26) Строительно-монтажные работы по подключению абонентов - юридических лиц и отдельно стоящих домов к сети (ВОЛС ВКП);
27) Строительно-монтажные работы по подключению абонентов - юридических лиц и отдельно стоящих домов к сети (КОММУТАТОРЫ);
28) Проектирование радиорелейного пролета для подключения базовых станций UMTS;
29) Строительство радиорелейного пролета для подключения базовых станций UMTS;
30) Проектирование ВОЛС ВКП для подключения базовых станций UMTS;
31) Строительство ВОЛС ВКП для подключения базовых станций UMTS;
32) Строительно-монтажные работы ЗУ+ПВН;
33) Проектно-изыскательские работы ЗУ+ПВН;
34) Проектирование ВОЛС ВКП для переключения арендованных каналов связи;
35) Строительство ВОЛС ВКП для переключения арендованных каналов связи;
36) Прокладка кабеля в грунте, (включая земляные работы, стоимость материалов, монтаж муфт, сварку оптических волокон и измерения) для подключения объектов;
37) Проектно-изыскательские работы по подготовке рабочего проекта по прокладке кабеля в грунте;
38) Строительно - монтажные работы "прокол под автодорогой и железной дорогой", "прокол под рекой";
39) Монтаж ЭПУ;
40) Прокладка медного кабеля ТПП (с учетом стоимости кабеля, материалов, кроссировки и измерений);
41) Проектно-изыскательские работы по подготовке рабочего проекта на строительство кабельной канализации;
42) Демонтаж;
43) Установка климатических шкафов и переключение абонентов.
При этом Приложением N 1 к Техническому заданию Документации установлен перечень работ, цена за единицу выполняемой работы и предельный срок выполнения работ с даты подписания сторонами заказа, при этом количество таких единиц (объем) в Документации не установлено.
Вместе с тем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Аукциона.
Учитывая изложенное, предмет Аукциона сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Аукциона, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Аукционе, а также объединены в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Изложенное свидетельствует о том, что выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Однако из установленных положений рассматриваемой Документации не представляется возможным сформировать надлежащим образом заявку для участия в Аукционе ввиду отсутствия у участника закупки на момент подачи заявки сведений об объеме требуемых к выполнению работ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы и пояснения представителей заявителя, объединение в одну закупочную процедуру разработку проектной документации и осуществление строительства по разработанной проектной документации приводит к нарушению интересов, как Заказчика, так и участников (потенциальных участников) закупки.
Является обоснованным вывод о том, что предмет Аукциона сформирован Заказчиком в нарушение требований ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, поскольку в самой Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Аукциона, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Аукционе, а также объединены в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 г. по делу N А40-68503/2016)
2. Заказчик должен уведомить участников аукциона, подавших заявки, о переносе даты проведения аукциона.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба на действия заказчика, оператора (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку прачечного оборудования в 2015 году (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.4 Положения о закупке Заказчика.
В соответствии с пунктом 17.6 Положения о закупке срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе; на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих сведения, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в электронном аукционе участника процедуры закупки и о признании участника процедуры закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником электронного аукциона или об отказе в допуске участника процедуры закупки к участию в электронном аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 17.7 Положения о закупке электронный аукцион проводится на электронной торговой площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона, при этом, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней со дня окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Результаты проведения электронного аукциона оформляются протоколом, в котором содержатся следующие сведения: адрес электронной торговой площадки; дата, время начала и окончания электронного аукциона; начальная (максимальная) цена договора; все минимальные предложения о цене договора, сделанные участниками электронного аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в электронном аукционе, которые поданы участниками электронного аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене договора, и с указанием времени поступления данных предложений. Протокол проведения электронного аукциона размещается оператором электронной площадки на электронной площадке в течение тридцати минут после окончания электронного аукциона.
Протоколы в течение одного рабочего дня, следующего после дня размещения на электронной торговой площадке, размещаются Заказчиком, организатором размещения заказа в единой информационной системе о размещении заказов.
Согласно извещению и документации об Аукционе, датой и временем рассмотрения заявок на участие в Аукционе является 24.11.2015 в 14:00.
Из Жалобы следует, что на дату и время проведения Аукциона 25.11.2015 Заявитель не смог принять участие в Аукционе, в связи с тем, что Аукцион был заблокирован.
В соответствии с пунктом 2.10 Приложения 2 Регламента сведения о поданных заявках на участие в Аукционе (порядковый номер заявки, дата и время подачи заявки, статус заявки) поступают в Личный кабинет Заказчика по мере подачи таких заявок Участниками. Заявки отображаются в журнале регистрации заявок в порядке очередности их поступления на ЭТП.
Согласно пункту 2.11 Приложения 2 Регламента при наступлении даты окончания подачи заявок, поданные Участниками, заявки становятся доступны для просмотра Заказчику. С указанной даты Заказчику также предоставляется возможность размещения на ЭТП протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Аукционе и (или) иного документа, предусмотренного Положением о закупке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.12 Приложения 2 Регламента Заказчик рассматривает поступившие заявки на участие в Аукционе и принимает решение о допуске или недопуске к участию в Аукционе в отношении каждого Участника. При этом Заказчик имеет право отказать в допуске к участию в Аукционе только по основаниям, предусмотренным Положением о закупке, документацией о закупке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Оператора пояснили, что Заказчиком в дату и время рассмотрения заявок, а именно 24.11.2015 не проставлены в электронной форме на ЭТП решения по допуску заявок на участие в Аукционе и не размещен в соответствии в пунктом 2.13 Приложения N 2 Регламента протокол рассмотрения заявок. Вышеуказанные действия Заказчика привели к блокированию дальнейшей процедуры Аукциона.
Что также подтверждается сведениями, размещенными на Официальном сайте.
Кроме того, как следует из пояснений представителей Оператора, Заказчиком в адрес Оператора было направлено обращение о переносе даты и времени проведения Аукциона (исх. от 26.11.2015 N 256), а именно на 26.11.2015 в 14:00.
27.11.2015 Заказчиком размещен в единой информационной системе протокол проведения открытого аукциона от 26.11.2015 N 616, из которого следует: время начала проведения Аукциона 26.11.2015 10:00 (MSK)/время завершения проведения Аукциона 26.11.2015 10:12 (MSK).
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств об уведомлении Заказчиком надлежащим образом Участников Аукциона о переносе даты и времени проведения Аукциона.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не соответствуют требованиям пунктов 8.7, 17.6, 17.7 Положения о закупке, что нарушает положения части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
2. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Аналогичные требования прописаны в пункте 8.3 Положения о закупке Заказчика.
В соответствии с пунктами 17.6, 17.7, 17.8 Положения о закупке заказчиком, в ходе проведения закупки, составляются и размещаются в единой информационной системе следующие протоколы:
- протокол рассмотрения первых частей заявок;
- протокол проведения электронного аукциона;
- протокол подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем, до настоящего времени Заказчиком размещены в единой информационной системе протоколы от 02.11.2015 о рассмотрении заявок на участие в аукционе в электронной форме, от 26.11.2015 N 616 о проведении аукциона в электронной форме.
Таким образом действия Заказчика, не соответствуют требованиям пунктов 17.6, 17.7, 17.8 Положения о закупке, что нарушает положения части 12 статьи 4 Закона о закупке и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, заказчиком в дату и время рассмотрения заявок, 24.11.2015 не проставлены в электронной форме на ЭТП решения по допуску заявок на участие в Аукционе и не размещен в соответствии в пунктом 2.13 Приложения N 2 Регламента протокол рассмотрения заявок. Вышеуказанные действия Заказчика привели к блокированию дальнейшей процедуры Аукциона.
Кроме того, заказчиком в адрес оператора было направлено обращение о переносе даты и времени проведения Аукциона (исх. от 26.11.2015 N 256), а именно на 26.11.2015 в 14:00.
27.11.2015 заказчиком размещен в единой информационной системе протокол проведения открытого аукциона от 26.11.2015 N 616, из которого следует: время начала проведения Аукциона 26.11.2015 10:00 (М8А/время завершения проведения Аукциона 26.11.2015 10:12 (MSK).
Вместе с тем, доказательства уведомления заказчиком участников Аукциона о переносе даты и времени проведения аукциона не представлены.
Таким образом, действия заказчика не соответствуют требованиям пунктов 8.7, 17.6, 17.7 Положения о закупке, что нарушает положения части 1 статьи 2 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; предписание способствует восстановлению законности в регулируемой сфере правоотношений и нарушенных прав заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 11 ГК РФ. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016 г. по делу N А40-50993/2016-92-437)
3. В документации о закупке заказчик должен установить дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений Документации.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика (далее Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку резинокордовых настилов и комплектов крепления к ним (далее - Закупка).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6.2.1 Документации запрос о разъяснении Документации "может быть направлен с момента размещения котировочной документации, извещения о проведении запроса котировок на сайтах и не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "
Согласно пункту 6.2.1 Документации запрос о разъяснении Документации может быть направлен с момента размещения котировочной документации, извещения о проведении запроса котировок на сайтах и не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение кот предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о
закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. В силу пункта 6.2.1 Документации запрос о разъяснении котировочной документации может быть направлен с момента размещения котировочной документации, извещения о проведении запроса котировок на сайтах и не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участниками запроса котировок разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения обжалуемого акта. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 г. по делу N А40-17877/16)
4. В документации о закупке заказчик не должен устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки.
В ФАС России поступила жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса логистических услуг (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 3.5 Технического задания Документации экспедитор по поручениям Заказчика осуществляет страхование грузов в ОАО "СОГАЗ" на время перевозки (в том числе складского хранения) от рисков утраты, гибели или повреждения.
Кроме того, проектами договоров предусмотрено, что:
- По настоящему Договору Экспедитор обязуется выполнить комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанный с приемом груза на станции/пункте получения, перевозкой грузов всеми видами транспорта, хранением грузов, погрузо-разгрузочными работами, оформлением перевозочных документов, проведением входного/сдаточного контроля, сюрвейерскими услугами, страхованием груза, а также с и/или выполнением иных транспортно-экспедиционных услуг, согласованных сторонами (пункт 1.1 проекта договора);
- Экспедитор в течение 15 рабочих дней с момента заключения договора страхования, но не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Клиенту подтверждающие документы:
копию страхового полиса (генерального страхового полиса, сводной декларации), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
реестр застрахованного оборудования, заверенный подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
копию платежного поручения, заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
расшифровку к платежному поручению (в случае, если одним платежным поручением оплачивается несколько полисов), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора;
копию генерального полиса (договора страхования, сводной декларации), заверенную подписью и синим оттиском печати уполномоченных лиц Экспедитора (предоставляется единовременно) (пункт 2.1.18.1 проекта договора);
- Экспедитор вправе требовать от Клиента оплаты услуг, оказанных по Договору, а также возмещения затрат на страхование груза в ОАО "СОГАЗ" в случае, если страхование было предусмотрено Поручением Экспедитору (пункт 2.2.5 проекта договора).
Вместе с тем, установление указанного требования отграничивает круг потенциальных участников Запроса предложений, а также соответствие указанному требованию зависит от волеизъявления третьего лица (ОАО "СОГАЗ"), что противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, Документацией установлены следующие требования:
- Соисполнители (субподрядчики), привлекаемые Претендентом для исполнения договора, должны также соответствовать требования к Претендентам закупки (пункт 1.4.4 Документации);
- Участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально-технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.). в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
Пунктом 3.8.1 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей Участника, выполняющих важные компоненты работ или работы, в который включены, в том числе, следующие документы:
- копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- формы - Анкета Участника (Форма 2), Справка о выполнении аналогичных договоров (Форма 3);
- Справка о материально-технических ресурсах (Форма 4);
- Справка о кадровых ресурсах Участника (Форма 5) (с заменой в формах "Участник" на "субподрядчик/соисполнитель")".
Вместе с тем, установление требования о соответствии соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых претендентом для исполнения договора, требованиям, предъявляемым к участнику закупки, подающему заявку на участие в Запросе предложений, противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Документацией установлены следующие требования к участникам Запроса предложений:
- Участник не менее 3-х лет (желательно), предшествующих настоящему запросу предложений, должен оказывать услуги аналогичные по характеру, объему и степени сложности услугам, указанным в настоящей документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации и пункт 1.4.2.2 Документации);
- Участник должен иметь квалифицированный персонал, имеющий стаж работы по предмету ЗП на менее 3-х лет, в том числе водительский состав, имеющего водительский стаж не менее 3-х лет с опытом работы (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
- Предоставление участниками Запроса предложений копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для осуществления логистических услуг (пункт 4.1.21 и 4.1.22 Информационной карты Документации);
- Участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально-технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.). в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации);
- Предоставление участниками Запроса предложений документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения и квалифицированного персонала в соответствии с требованиями Приложения N 2 (Техническая часть) и пункта 4.1.21 Информационной карты Документации (пункт 4.1.29 Информационной карты Документации);
- Претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (пункт 1.4.2.1 Документации);
При этом из Документации не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, какие именно лицензии и разрешительные документы необходимо иметь участнику Запроса предложений, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под "профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией".
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к частникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках. К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Документацией установлены следующие требования к участникам Запроса предложений: участник не менее 3-х лет (желательно), предшествующих настоящему запросу предложений, должен оказывать услуги аналогичные по характеру, объему и 6 степени сложности услугам, указанным в настоящей документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации и пункт 1.4.2.2 Документации); участник должен иметь квалифицированный персонал, имеющий стаж работы по предмету Запроса предложений не менее 3-х лет, в том числе водительский состав, имеющего водительский стаж не менее 3-х лет с опытом работы (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации); предоставление участниками Запроса предложений копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для осуществления логистических услуг (пункт 4.1.21 и 4.1.22 Информационной карты Документации); участник и привлекаемые им третьи лица должны иметь материально- технические возможности, позволяющие выполнять работы по предмету Запроса предложений, в том числе наличие в собственности необходимых технически исправных транспортных средств для оказания услуг, которые должны находится в рабочем состоянии, или иметь гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т.д.) в соответствии с требованиями документации (пункт 4.1.21 Информационной карты Документации); предоставление участниками Запроса предложений документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения и квалифицированного персонала в соответствии с требованиями Приложения N 2 (Техническая часть) и пункта 4.1.21 Информационной карты Документации (пункт 4.1.29 Информационной карты Документации); претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (пункт 1.4.2.1 Документации).
ФАС России и суд первой инстанции пришли к правильному выводу, что из Документации не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, какие именно лицензии и разрешительные документы необходимо иметь участнику Запроса предложений, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под "профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией".
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, довод Заявителя об отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ не подтвержден материалами дела.
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 г. по делу N А40-2184/16)
5. Заказчик не вправе отказываться от проведения процедуры закупки после стадии подачи заявок на участие в закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные на заседание Комиссии ФАС России материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 15.5.3 Положения о закупках, отказ от проведения аукциона осуществляется в случаях, указанных в пункте 14.5.6, в сроки согласно пункту 14.5.5, в порядке, указанном в пункте 14.5.5.1.
Согласно пункту 14.5.5 Положения о закупках, Организатор конкурса по решению заказчика в случаях, указанных в пункте 14.5.6, отказывается от его проведения в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, при этом такой срок не может быть установлен позднее 5 дней до дня окончания подачи заявок. Если такой срок в извещении о проведении конкурса не указан - не позднее 30 дней (20 дней - для заказчиков 1 группы) до дня окончания срока подачи заявок.
Пунктом 21 Извещения установлено, что:
"Отказ организатора аукциона от проведения аукциона по решению заказчика, не позднее пяти дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, в указанных ниже случаях не приводит к каким-либо последствиям для организатора аукциона:
изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;
изменения потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;
при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки.
Извещение об отказе от проведения аукциона или любого лота аукциона, содержащее обоснование такого отказа, подписывается руководителем заказчика и размещается организатором аукциона в течение того же рабочего дня (а если извещение об отказе от проведения аукциона получено организатором после 18 часов по месту нахождения организатора аукциона- в течение следующего рабочего дня) в порядке, установленном для размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации".
Согласно Извещению, Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.08.2015 в 12:00.
02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.
Согласно письму Заказчика от 02.10.2015 N 041-98.5/17588 (далее - Письмо), Аукцион отменен в связи с вступлением 01.09.2015 в законную силу Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (в редакции от 13.07.2015), и в связи с несоответствием проекта договора, представленного в составе аукционной документации (часть 3) новым требованиям, указанного нормативного акта, в целях обеспечения надлежащего исполнения требований федерального законодательства принятого решения об отказе от проведения Аукциона.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанное в Письме основание для отмены проведения Аукциона, не предусмотрено Извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об Аукционе, а также не является препятствием для проведения Аукциона, следовательно не может являться основанием для одностороннего отказа Заказчика от заключения и исполнения договора.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов об отмене проведения Аукциона по основаниям не предусмотренным Законом о закупках, Положением о закупках, Извещением, документацией об Аукционе, противоречит пункту 15.5.3 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что в адрес Заявителя от Заказчика поступило письмо-запрос от 29.09.2015 N 304/4791 о подтверждении готовности обеспечения доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" на территорию Заявителя для проведения оценочного аудита производства Заявителя.
Представители Заказчика, Организатора торгов пояснили, что целью аудита является оценка потенциальной возможности Заявителя изготовления и поставки продукции, соответствующей требованиям документации об Аукционе.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что пунктом 15.12.1 Положения о закупках указанно, что отстранение участника аукциона осуществляется в случаях и в порядке, указанных в подразделе 14.14.
Подпунктом "а" пункта 14.14.1 Положения о закупках установлено, что:
"В любой момент вплоть до подписания договора конкурсная комиссия должна отстранить участника конкурса, в том числе допущенного, в случаях:
обнаружения недостоверных сведений в заявке и (или) ее уточнениях согласно п. 14.8.4. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в конкурсе, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке".
Пунктом 14.8.4 Положения о закупках установлено, что:
"В ходе рассмотрения заявок конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в конкурсе, на основании которого организатор конкурса направляет уточняющие запросы".
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Положением о закупках, документацией об Аукционе не предусмотрена возможность проведения выездного оценочного аудита предприятий участников закупки, кроме того не предусмотрен порядок проведения указанного аудита.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов о проведении оценочного аудита производства Заявителя с обеспечением доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" на территорию Заявителя, противоречит пункту 15.12.1 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "При этом судами не установлено, к какому случаю, приведенному в пункте 14.5.6 Положения о закупках, относится такое основание отказа от проведения аукциона. Кроме того, судами не приведено каких-либо выводов по доводам антимонопольного органа о том, что Положением о закупках, документацией об аукционе не предусмотрена возможность проведения выездного оценочного аудита предприятий участников закупки, а также не предусмотрен порядок проведения указанного аудита, в связи с чем принятие решения заказчиком и организатором торгов о проведении оценочного аудита производства заявителя с обеспечением доступа представителей заказчика, организатора торгов, ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" на территорию заявителя, противоречит пункту 15.12.1 Положения и закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что исходя из предмета и оснований заявленных требований суды не выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными."
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2016 г. по делу N А40-211631/15-153-1525)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС России подготовлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках отдельными видами юрлиц (N 223-ФЗ).
Так, в одной закупочной процедуре были объединены разработка проектной документации и строительство по ней. Был сделан вывод, что включение в один лот технологически и функционально не связанных работ приводит к ограничению количества участников закупки. Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения.
Рассмотрены вопросы неуведомления заказчиком участников аукциона, подавших заявки, о переносе даты проведения аукциона, а также нарушения сроков размещения в ЕИС протоколов, составляемых в ходе закупки.
Разъяснено, что действия заказчика, не установившего в документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации, влекут за собой административную ответственность.
Неизмеряемым считается требование заказчика к участнику закупки, к примеру, о наличии квалифицированного персонала или материально-технических возможностей, позволяющих выполнять работы. Это противоречит Закону N 223-ФЗ и является административным нарушением.
Также был сделан вывод о том, что заказчик не вправе отказываться от проведения процедуры закупки после стадии подачи заявок на участие в закупке.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.