Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного определением от 17.08.2016 по делу N К-1569/15/АК742-16 в отношении должностного лица заказчика Г., по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Заказчиком проведен конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса" (далее - Конкурс).
В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются требования в том числе о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по строительству - требование о наличии опыта выполнения работ по строительству любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение строительно-монтажных. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 879 375 860 рублей.
При этом пунктом 16 "Дополнительные требования к участникам закупки" раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлено следующее: "Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом учитывается стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляющая не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием".
Таким образом, в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 17 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлено: "В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Подрядчик обязан привлекать для выполнения Работ или их части Субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, в объеме не менее 15 процентов от цены Контракта".
При этом статьей 14.5 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта".
Учитывая изложенное, установленные Заказчиком положения в пункте 17 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации и статье 14.5 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации противоречат друг другу.
Кроме того, извещением о проведении Конкурса установлены следующие требования к участникам:
"1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует;
2. Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует;
3. Требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует.
4. Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует".
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право Заказчика включать в проект контракта требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в случае если указанное требование не установлено в извещении о проведении закупки.
Учитывая изложенное, вышеуказанные требования к участникам Конкурса в извещении о проведении Конкурса не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в извещении о проведении Конкурса требования о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок)
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Приложением N 1 к разделу II "Информационная карта Конкурса" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным показателям оценки:
"2.3 деловая репутация участника конкурса:
В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют деловую репутацию участника конкурса представленную в форме 3.7. "Пояснительная записка о деловой репутации участника конкурса" и выставляет от 0 до 20 баллов.
Участнику будет выставлено 20 (двадцать) баллов в случае не участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае отсутствия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика.
Участнику будет выставлено 10 (десять) баллов в случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае наличия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика при наличии 5 (пяти) и менее судебных дел, претензий или рекламаций со стороны Заказчика.
Участнику будет выставлено 0 (ноль) баллов в случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае наличия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика при наличии свыше 5 (пяти) и более судебных дел, претензий или рекламаций со стороны Заказчика".
Принимая во внимание, что участие участников закупки в судебных разбирательствах в качестве ответчика, не указывает о наличии отрицательной или положительной репутации участников Конкурса, порядок оценки заявок по показателю "деловая репутация участника конкурса" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание понятия, позволяющее определить наличие положительной и/или отрицательной информации о деловой репутации участников закупки, и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию, является Г.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, действия Г., выразившиеся в утверждении Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Административное правонарушение совершено по адресу:.
Время совершения административного правонарушения: 21.09.2015.
Протокол по делу об административном правонарушении N К-1569/15/АК742-16 составлен 13.09.2016 должностным лицом ФАС России.
Г. на составление и подписание протокола не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о дате, времени и месте составления протокола.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N К-1569/15/АК742-16 состоялось 19.09.2016.
Г. на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, не явился в материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела.
Рассмотрев материалы настоящего дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение строительно-монтажных. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 879 375 860 рублей.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, Заказчиком в пункте 16 "Дополнительные требования к участникам закупки" раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлено следующее: "Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом учитывается стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляющая не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению N 99.
Учитывая изложенное, действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 17 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации Заказчиком установлено: "В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Подрядчик обязан привлекать для выполнения Работ или их части Субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, в объеме не менее 15 процентов от цены Контракта".
При этом статьей 14.5 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации Заказчиком установлено, что "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта".
Учитывая изложенное, установленные Заказчиком положения в пункте 17 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации и статье 14.5 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации противоречат друг другу.
Кроме того, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлены требования к участникам, в том числе, требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право Заказчика включать проект контракта требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в случае если указанное требование не установлено в извещении о проведении закупки.
Учитывая изложенное, вышеуказанные требования к участникам Конкурса в извещении о проведении Конкурса не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в извещении о проведении Конкурса требования о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, содержит следующие положения:
"28.4 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчика обязательств по настоящему Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик по требованию Государственного заказчика выплачивает последнему штраф в размере 0,5% цены Контракта в сумме (__) рублей ___копеек.
28.12 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств по настоящему Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств Государственный заказчик выплачивает по требованию Исполнителя штраф в размере 0,5% цены контракта в сумме (______) рубля ____копеек".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Следовательно, Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, изучив установленный в Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок, приходит к выводу, порядок оценки заявок по показателю "деловая репутация участника конкурса" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание понятия, позволяющее определить наличие положительной и/или отрицательной информации о деловой репутации участников закупки, и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию, является Г.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Тем самым Г. совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Учитывая изложенное, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что оно не выполнило установленные требования Закона о контрактной системе.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.
Должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении при назначении административного наказания принято во внимание то обстоятельство, что ранее к административной ответственности Г. не привлекался.
Согласно части 2.9 КоАП судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, объектом правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП являются отношения в сфере собственности.
При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт утверждения документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а принятые меры к прекращению правонарушения могут быть отнесены к смягчающим административную ответственность обстоятельствам.
Таким образом, обстоятельства свидетельствующие о малозначительности совершенного Г. административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, не выявлены.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 7.30, 23.66, 29.9 КоАП, постановил:
1. Признать в действиях Г., выразившихся в нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при утверждении документации о Закупке, нарушения части 6 статьи 30, частей 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50, части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
2. Утверждение должностным лицом заказчика документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Наложить на Г. штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 16111633010016000140
ОКТМО 45380000
Банк получателя Операционный департамент
Банка России
г. Москва
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте sharova@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2016 г. N К-1569/15/АК742-16 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был