Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2 Старты, заезды и сигнальные флаги
2.1. Стартом является момент, когда подается стартовая команда одному или нескольким одновременно стартующим. Если используется хронометраж, он должен начинаться с момента Старта.
Существуют следующие виды Старта:
1) Старт "с хода", 2) Старт "с места".
Старт типа "Le Mans" запрещен.
Соревнующиеся считаются стартовавшими в момент подачи стартовой команды. Вид Старта должен быть указан в Регламенте соревнования.
2.2. Линия старта.
а) В соревнованиях со стартом "с хода" Линией старта является контрольная линия, при пересечении которой начинается хронометраж движущегося карта.
б) В соревнованиях со стартом "с места" Линией старта является контрольная линия, по отношению к которой устанавливаются карты перед Стартом.
Метод определения стартовых позиций устанавливается Регламентом соревнования.
2.3. Старт "с места". При Старте "с места" карты неподвижны в момент подачи стартовой команды.
2.4. Старт "с хода". При Старте "с хода" карты Водителей до момента подачи стартовой команды находятся в движении с регулируемой скоростью (при групповом старте) или с максимальной скоростью до пересечения Линии старта (при индивидуальном старте, например старт при контрольных заездах).
Под регулируемой скоростью, при которой должна сохраняться заранее заданная дистанция между картами, понимают скорость движения всей группы стартующих картов по трассе, до момента подачи стартовой команды. При этом моментом старта является момент подачи стартовой команды.
2.5. Ни один старт не может быть дан ранее времени, объявленного предварительно.
2.6. После публикации окончательной "стартовой расстановки", места нестартующих картов остаются пустыми, и все карты занимают позиции на старте только согласно опубликованной "стартовой расстановке".
2.7. Процедура старта.
С момента начала процедуры старта на Водителя налагаются условия гонок и, где бы он ни находился на трассе, ему не может быть оказана какая-либо посторонняя помощь (в том числе дозаправка топлива), кроме той, которая требуется для удаления карта в безопасное место.
2.7.1. Порядок старта "с места".
1) За 5 минут до назначенного времени старта все Водители, участвующие в заезде, должны прибыть в предстартовую зону.
2) После подачи судьей сигнала зеленым флагом, Водители выезжают из предстартовой зоны и самостоятельно проезжают по трассе минимум один максимум два прогревочных круга. Темп задает лидирующий Водитель. Все Водители должны самостоятельно сохранять свое место в стартовом построении в течение прогревочного круга (кругов) и придерживаться скорости, задаваемой лидирующим Водителем. Можно использовать всю ширину трассы. Обгон запрещен. Если Водитель не смог выехать на прогревочный круг к моменту завершения первого прогревочного круга лидирующим Водителем, то он считается не стартовавшим в данном заезде.
3) В случае остановки во время прохождения прогревочного круга (кругов), Водитель не должен начинать движения до проезда всех участников заезда. Однако Водитель может занять свое место на старте до момента включения красного сигнала светофора. Во время прохождения прогревочного круга Водителю запрещено тренировать (имитировать) старт.
4) Руководитель гонки или судья-стартер может возобновить процедуру старта в прежнем построении, в случае, если на прогревочном круге (кругах) одному Водителю помешал другой.
5) После прохождения прогревочного круга (кругов) все Водители должны занять места на старте в соответствии со стартовой расстановкой.
5а) После прохождения двух прогревочных кругов все Водители должны остановиться в специально оговоренном месте трассы за 150-200 метров до линии старта и заглушить двигатель. Судьи проверяют правильность стартовой расстановки (Водителю, потерявшему свое место во время прогревочного круга, разрешается занять свое место в стартовой расстановке) и разрешают механикам подойти к своим Водителям (один Водитель - один механик). До того как судьи разрешили выход механиков, Руководитель гонки может разрешить Водителю самостоятельно устранить возникшую неисправность (например, заменить свечу зажигания). На устранение неисправности Водитель имеет не более 1 минуты. По команде судьи Водители с помощью механиков заводят карты и занимают свои места на старте.
Пункт 5а) применяется только для процедуры старта в финальных заездах официальных и классифицируемых соревнований, в Регламентах которых оговорено применение голубого флага с двумя красными диагоналями (п. 4.15.1.8).
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "п.п. 8 п. 2.15.1"
6) Водители, закончившие прогревочный круг, не меняя стартовый порядок, останавливаются на определенных для них стартовых местах. Расстановка на старте 2-2-2. Расстояние между колоннами и рядами.
7) Как только судьи на старте подадут сигнал, что Водители заняли свои стартовые места, Руководитель гонки (или судья-стартер, уполномоченный Руководителем гонки), в зависимости от типа светофора (см. п. 4.7.3.), запускает последовательное автоматическое включение пар линз в течение 4 секунд или (для календарных соревнований) включает красный сигнал светофора. Если Водитель не может принять старт (например, заглох двигатель), то он должен сигнализировать об этом поднятием руки. Если к моменту включения красного сигнала светофора Водитель отсутствовал на старте или находился в движении, то он стартует по сигналу судьи с линии старта.
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "п. 2.7.3"
8) В зависимости от типа светофора (см. п. 4.7.3.):
- в течение 2 секунд после включения последней пары красных линз светофор выключается;
- через 3-5 секунд после включения красного сигнала он переключается на зеленый сигнал.
На трассах, оснащенных системой электронного хронометража с использованием индивидуальных датчиков, хронометраж заезда начинается с момента включения зеленого сигнала.
2.7.2. Порядок старта "с хода".
1) За 5 минут до назначенного времени старта все участники заезда должны прибыть в предстартовую зону.
2) Расстановка в предстартовой зоне 2-2-2 должна соответствовать стартовому построению непосредственно перед стартом заезда. Расстояние между колоннами должно быть не менее 3 метров.
3) После подачи судьей сигнала зеленым флагом Водители самостоятельно проезжают по трассе минимум один максимум два прогревочных круга. Судья-стартер включает красный сигнал светофора. С тем чтобы Водители одного ряда не мешали друг другу (например, в поворотах), допускается движение на прогревочном круге в расстановке 1-1-1. Темп задают Водители первого ряда стартовой расстановки. Водители должны самостоятельно сохранять свое место в стартовом построении в течение прогревочного круга (кругов) и придерживаться скорости, задаваемой лидирующими Водителями. Можно использовать всю ширину трассы. Обгон запрещен. Если Водитель не смог выехать на прогревочный круг к моменту завершения первого прогревочного круга лидирующим Водителем, то он считается не стартовавшим в данном заезде.
4) В случае остановки во время прохождения прогревочного круга (кругов), Водитель не должен начинать движения до проезда всех участников заезда. В этом случае Водитель не должен пытаться занять свое место в стартовом построении и должен занять место позади всех участников заезда.
5) Руководитель гонки или судья-стартер может возобновить процедуру старта в прежнем построении, в случае, если на прогревочном круге (кругах) одному Водителю помешал другой.
6) При подъезде к последнему перед стартовой прямой повороту или в заранее оговоренном месте на трассе лидирующий Водитель, предупредив других Водителей поднятием руки, должен снизить скорость, с тем чтобы Водитель, занимающий вторую позицию, занял место в первом ряду. То же самое должны сделать Водители второго, третьего и т.д. рядов, двигаясь уже в расстановке 2-2-2. На расстоянии 25 метров до линии старта, параллельно ей, наносится желтая линия, до пересечения которой Водителями первого ряда стартового построения, всем Водителям запрещается увеличивать скорость и выезжать из занимаемой колонны. Лидирующий Водитель персонально отвечает за скорость и должен двигаться так, чтобы скорость подъезда к желтой линии составляла не более 10 км/час (скорость бегущего человека). Расстояние между колоннами должно быть не менее 3 метров, а расстояние между рядами не более 5 м.
6а) После прохождения двух прогревочных кругов все Водители должны остановиться в специально оговоренном месте трассы за 150-200 метров до линии старта и заглушить двигатель. Судьи проверяют правильность стартовой расстановки (Водителю, потерявшему свое место во время прогревочного круга, разрешается занять свое место в стартовой расстановке) и разрешают механикам подойти к своим Водителям (один Водитель - один механик). До того как судьи разрешили выход механиков, Руководитель гонки может разрешить Водителю самостоятельно устранить возникшую неисправность (например, заменить свечу зажигания). На устранение неисправности Водитель имеет не более 1 минуты. По команде судьи Водители с помощью механиков заводят карты. Далее - по п. 6).
Пункт 6а) применяется только для процедуры старта в финальных заездах официальных и классифицируемых соревнований, в Регламентах которых оговорено применение голубого флага с двумя красными диагоналями (п. 4.15.1.8).
7) Если Судья-стартер удовлетворен стартовым построением, то после пересечения желтой линии Водителями первого ряда стартового построения, но до пересечения ими линии старта он выключает красный сигнал светофора (переключает красный сигнал светофора на зеленый сигнал). С момента выключения красного сигнала (включения зеленого сигнала) начинается хронометраж заезда. Если старт не дан, то Водители продолжают движение по трассе в режиме прогревочного круга. Если и со второй попытки старт не дан, то прогревочный заезд останавливается, а Руководитель гонки возобновляет процедуру старта.
На трассах, оснащенных системой электронного хронометража с использованием индивидуальных датчиков, хронометраж заезда начинается с момента пересечения линии старта первым картом.
2.7.3. Стартовый светофор. Для подачи стартовой команды установка должна удовлетворять следующим требованиям:
- светофор должен быть расположен на расстоянии 10-20 м перед линией старта;
- светофор должен быть расположен на высоте 2-3 м над уровнем трассы;- направление световой оси светофора на стартовый участок трассы определяется экспериментальным путем для каждой конкретной трассы. Светофор располагается ближе к краю трассы.
Пост управления светофором должен располагаться на расстоянии минимум 5 м от края трассы или за стационарным заграждением. Если стойка, на которой укреплен светофор, не защищена стационарным заграждением, должна быть обеспечена предварительно оговоренная адекватная защита.
Для официальных соревнований применяется светофор следующей конфигурации: Светофор должен иметь 8 линз красного цвета, линзы расположены в два ряда (по четыре в ряду). Справа от светофора располагается проблесковый маячок (или пара линз) оранжевого цвета. В конце стартовой прямой (в первом повороте) должен находиться дублер оранжевого сигнала.
Стартовые огни светофора имеют следующее значение:
- Красный свет включен - приготовиться к старту;
- Красныи свет выключен - принять старт, гонка началась.
Последовательность работы стартовых огней светофора:
при старте "с места":
- все огни выключены;
- последовательное автоматическое включение пар линз в течение 4 секунд и затем их ручное выключение (Руководителем гонки или судьей-стартером) в течение 2 секунд (все огни выключены - старт дан);
- мигающие оранжевые огни включены, блокируя включение красных огней, - старт не дан.
При старте "с хода":
- все огни выключены;
- красные огни включены согласно процедуре старта (все огни выключены - старт дан);
- мигающие оранжевые огни включены одновременно с красными огнями - старт не дан.
Для календарных и других соревнований может применяться светофор следующей конфигурации:
Как минимум, две линзы красного цвета устанавливаются непосредственно над двумя линзами зеленого цвета.
Стартовые огни имеют следующее значение:
- Красный свет включен: а) при старте "с места" - оставаться на месте, приготовиться к старту; б) при старте "с хода" - продолжать равномерное движение;
- Зеленый свет включен: принять старт, гонка началась.
Схема подключения выключателя должна обеспечивать следующие позиции включения:
- все огни выключены;
- включены только красные огни;
- красные огни меняются на зеленые одним переключением.
Линзы должны быть, как минимум, такого размера, который применяется в светофорах для дорожного движения, и той же интенсивности свечения. Рекомендуется дублирующий источник света (или звуковой сигнал), для достоверности определения Судьями фальстарта. На всех официальных соревнованиях старт дается только светофором.
2.7.4. Старт флагом. В случае поломки стартового светофора сигнал старта может подаваться флагом РАФ или Организатора. О подаче сигнала старта флагом в случае поломки стартового светофора, Водителей необходимо предупредить до выезда на старт (например, в предстартовой зоне). Судья-стартер должен располагаться впереди линии старта таким образом, чтобы он был хорошо виден всем Водителям.
При старте "с места": стартовый флаг опущен и держится Судьей-стартером около голени. После того как судьи на старте подадут сигнал о готовности заезда, Судья-стартер начинает плавно поднимать флаг вверх. После того как флаг поднят горизонтально, Судья-стартер делает паузу 3-5 секунд и резко поднимает флаг вверх. Начало резкого движения стартового флага вверх считается стартовой командой.
При старте "с хода": Судья-стартер до приближения Водителей первого ряда к желтой линии плавно поднимает стартовый флаг до горизонтального положения. Если судья-стартер удовлетворен стартовым построением, то после пересечения желтой линии Водителями первого ряда, но до пересечения ими линии старта он резко поднимает флаг вверх. Начало резкого движения стартового флага вверх считается стартовой командой. Если старт не дан (флаг не поднят), то Водители продолжают движение в режиме прогревочного круга.
2.8. Фальстарт. Фальстартом при старте "с места" считается начало движения вперед карта с предписанной ему стартовой позиции до момента подачи стартовой команды. Фальстартом при старте "с хода" считается: а) выезд из колонны до момента подачи стартовой команды; б) скорость подъезда к желтой линии превышает 10 км/час.
Водитель, допустивший Фальстарт, пенализируется. При старте "с места": а) принудительной остановкой на одном из кругов. При этом Водителю показывается флаг фальстарта (п. 2.15.1.7) вместе с черной доской, на которую нанесен номер. Время остановки не может превышать 10 секунд. Место и время остановки объявляются Водителям на собрании Участников; б) добавлением трех очков к окончательному результату заезда, если фальстарт допущен в квалификационных (отборочных) заездах (например, если используется система ABCD) и утешительных заездах; в) добавлением 15 секунд к времени прохождения дистанции заезда, при условии использования системы электронного хронометража с использованием индивидуальных датчиков, если фальстарт допущен в финальных заездах официальных соревнований. При старте "с хода": а) процедура старта повторяется, а виновный Водитель ставится в последний ряд; б), в) так, как описано выше.
В случаях б) и в) виновному Водителю показывается черно-белый флаг (п. 2.14.1.5) вместе с черной доской, на которую нанесен номер, и соответствующей табличкой ("+ 3", "+ 15 сек.").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п.п. 5 п. 2.15.1"
2.9. Судьи Линии старта. Может быть назначен один или несколько судей для наблюдения за стартами, в чьи обязанности входит немедленное информирование Руководителя гонки обо всех случаях Фальстартов.
2.10. Хронометраж. Задачей хронометража является:
- определение результатов квалификации или контрольных заездов;
- определение времени победителя каждого заезда и времени лучшего круга;
- определение времени каждого Водителя;
- контроль за соблюдением установленного режима соревнования.
2.11. Контрольные заезды. Контрольные заезды, как правило, проводятся на трассах, не оборудованных системой электронного хронометража. Контрольные заезды проводятся на дистанцию в три круга, первый из которых прогревочный, два других зачетные. С момента выезда из Закрытого парка на Водителя налагаются условия гонок и, где бы он ни находился на трассе, ему не может быть оказана какая-либо посторонняя помощь, кроме той, которая требуется для удаления карта в безопасное место. Результат Водителя определяется по лучшему времени прохождения одного из зачетных кругов. В случае равенства лучшего времени у двух или нескольких Водителей учитывается время другого круга. Если Водитель прошел лишь один круг из двух зачетных, то его результат определяется по времени прохождения этого круга. В случае поломки карта во время прохождения прогревочного или первого зачетного круга, Водитель может повторно стартовать (информировав о поломке судью) в течение 10 последующих минут, но только на один зачетный круг.
2.12. Квалификация. Квалификация проводится на трассах, оборудованных системой электронного хронометража. Квалификация состоит из одной или двух сессий продолжительностью по 10-15 минут. С момента выезда из Закрытого парка на Водителя налагаются условия гонок и, где бы он ни находился на трассе, ему не может быть оказана какая-либо посторонняя помощь, к
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.