Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и отмечает следующее.
Возвращение к трехлетнему бюджетному планированию будет способствовать снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики. Это обеспечит большую прогнозируемость макроэкономических условий и условий ведения бизнеса.
На решение этих задач и будет нацелена бюджетная политика в ближайшие три года.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств предусмотрен на 2017 год в сумме 723 884 583,0 тыс. рублей, на 2018 год в сумме 765 280 766,7 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 792 905 771,9 тыс. рублей.
1. Основные характеристики федерального бюджета на 2017 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 86 806,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):
общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13 487 566 771,6 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 240 809 139,5 тыс. рублей;
величина Резервного фонда в сумме 6 076 420 000,0 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года в сумме 10 351 623 798,0 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года в сумме 53,6 млрд. долларов США, или 48,7 млрд. евро;
дефицит федерального бюджета в сумме 2 753 242 367,9 тыс. рублей.
2. Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на 2019 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 92 296,0 млрд. рублей и 98 860,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2018 года к декабрю 2017 года) и 4,0 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года):
общий объем доходов федерального бюджета на 2018 год в сумме 14 028 491 907,1 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 14 844 810 911,9 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета на 2018 год в сумме 16 039 684 681,9тыс. рублей и на 2019 год в сумме 15 986 976 437,9 тыс. рублей;
величина Резервного фонда на 2018 год в сумме 6 460 720 000,0 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 6 920 200 000,0 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2019 года в сумме 11 580 940 617,2 тыс. рублей и на 1 января 2020 года в сумме 12 788 386 631,1 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2019 года в сумме 52,8 млрд. долларов США, или 48,0 млрд. евро, и на 1 января 2020 года в сумме 53,6 млрд. долларов США, или 48,7 млрд. евро;
дефицит федерального бюджета на 2018 год в сумме 2 011 192 774,8 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 1 142 165 526,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается установить, что основанием для внесения в 2017 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных в составе утвержденных статье 6 рассматриваемого законопроекта.
3. В законопроекте предлагается установить структуру расходов федерального бюджета согласно приложениям, имеющим гриф "секретно" и "совершенно секретно", а также "открытым" приложениям:
по подразделам "Органы безопасности", "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" и "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности";
разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность";
на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности.
4. В части реализации государственных программ:
1) В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года уменьшены на 4 030,4 млн. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 1 784,7 млн. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года увеличены на 394,5 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали уменьшение объема бюджетных ассигнований:
на строительство (реконструкцию) объектов МЧС России в связи с переносом сроков начала работ на более поздний период в 2017 году на 1 974,8 млн. рублей;
на реализацию федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" в 2018 году на 820,4 млн. рублей в связи с ее завершением;
на реализацию федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" в 2018 году на 501,2 млн. рублей в связи с ее завершением.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Предупреждение, спасение, помощь" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 2 961,7 млн. рублей, в 2018 году уменьшены на 223,6 млн. рублей, в 2019 году увеличены на 140,5 млн. рублей:
ресурсное обеспечение основного мероприятия "Обеспечение повседневного функционирования подразделений МЧС России" в 2017 году увеличено на 3 643,1 млн. рублей, в 2018 году на 2 366,0 млн. рублей за счет внутреннего перераспределения финансовых ресурсов в рамках государственной программы в целях обеспечения надлежащего уровня подготовки кадрового состава, материально-технического снабжения подразделений и развития инфраструктуры сил и средств системы МЧС России;
объемы бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Оснащение подразделений МЧС России современными образцами техники и оборудования в рамках государственного оборонного заказа" в 2017 году увеличены на 2 381,1 млн. рублей за счет внутреннего перераспределения в целях переоснащения современными образцами техники, оборудования, вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа;
параметры финансового обеспечения основного мероприятия "Развитие инфраструктуры МЧС России" в 2017 году сокращены на 2 835,8 млн. рублей с учетом отказа от реализации новых инвестиционных проектов.
2) Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Юстиция", предусмотренные в законопроекте, составят в 2017 году 244 807,8 млн. рублей, в 2018 году - 243 079,0 млн. рублей, в 2019 году - 241 941,4 млн. рублей.
В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Юстиция" в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года уменьшены на 18 217,2 млн. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 1 728,8 млн. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года на 1 137,6 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказало завершение реализации федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы).
Далее изменения параметров ресурсного обеспечения государственной программы представлены в разрезе подпрограмм и основных мероприятий.
Параметры финансового обеспечения подпрограммы "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 7 719,9 млн. рублей, в 2018 году на 1 495,8 млн. рублей, в 2019 году на 983,8 млн. рублей в связи с принятием разового решения о выделении в 2016 году в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей" бюджетных ассигнований ФСИН России на оплату коммунальных услуг в объеме 4 538,0 млн. рублей, а также применением общих подходов к формированию законопроекта.
Сокращение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в 2017 году на 10 179,3 млн. рублей обусловлено завершением реализации федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)".
Объемы финансового обеспечения подпрограмм "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций", "Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации", "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" и "Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция" на 2017-2019 годы в целом сформированы исходя из уровня 2016 года с учетом общих подходов к формированию законопроекта.
3) "Следственный комитет Российской Федерации"
Бюджетные ассигнования по направлению "Следственный комитет Российской Федерации" в 2017 году составят 37 847,0 млн. рублей, в 2018 году - 37 543,0 млн. рублей и в 2019 году - 37 408,9 млн. рублей.
Наряду с общими подходами к формированию законопроекта на изменение расходов по указанному направлению повлияло:
увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
содержание военных следственных органов в рамках реализации Федерального закона от 4 июня 2016 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" в 2017 на 6 311,1 млн. рублей;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 145-ФЗ следует читать как "4 июня 2014 г."
окончание проведения ремонтных работ в связи с перераспределением с непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" в 2018 году в сумме 18,5 млн. рублей;
уменьшение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
содержание специальных объектов в связи с их передачей на непрограммное направление расходов "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" в 2017 году на 21,2 млн. рублей;
оплату труда и взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания работникам Следственного комитета Российской Федерации, уплату налога на имущество организаций и земельного налога Следственного комитета Российской Федерации в связи с разовым решением о выделении в 2016 году дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели, в 2017 году на 656,4 млн. рублей.
4) "Прокуратура Российской Федерации"
Бюджетные ассигнования по направлению "Прокуратура Российской Федерации" в 2017 году составят 61 366,8 млн. рублей, в 2018 году - 60 739,0 млн. рублей и в 2019 году - 60 202,0 млн. рублей.
Наряду с общими подходами к формированию законопроекта на изменение расходов по указанному направлению повлияло:
увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
содержание органов военной прокуратуры в целях реализации Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" в 2017 году на 6 862,0 млн. рублей;
обеспечение функционирования федеральной государственной информационной системы "Единый реестр проверок" в целях реализации ее приоритетных мероприятий в 2017 году на 200 млн. рублей;
уменьшение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
содержание специальных объектов в связи с их передачей на непрограммное направление расходов "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" в 2017 году на 5,5 млн. рублей;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в связи с отказом от реализации новых инвестиционных проектов в 2017 году на 141,2 млн. рублей.
5) Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", предусмотренные в законопроекте, составят в 2017 году 634 102,3 млн. рублей, в 2018 году - 631 119,9 млн. рублей, в 2019 году - 628 915,9 млн. рублей.
В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года уменьшены на 172 235,4 млн. рублей, в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года на 2 982,3 млн. рублей, в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года на 2 204,0 млн. рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали:
преобразование внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации и исключение бюджетных ассигнований на обеспечение выполнение ее функций из состава государственной программы (в 2017-2019 годах учтены в непрограммной части расходов федерального бюджета);
передача функций и полномочий, штатной численности упраздняемых ФСКН России и ФМС России (с сокращением последней на 30%) и учет соответствующих бюджетных ассигнований в составе государственной программы;
отражение, начиная с 2017 года, бюджетных ассигнований в объеме 2 274,8 млн. рублей на реализацию мероприятий Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в составе государственной программы (до 2016 года отражались в составе государственной программы "Содействие занятости населения").
Бюджетные ассигнования на реализацию подпрограмм "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" и "Реализация полномочий в сфере внутренних дел" в 2017 году уменьшены соответственно на 48 715,0 млн. рублей и 126 010,3 млн. рублей в связи с:
преобразованием внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации, образованием Росгвардии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" и исключением бюджетных ассигнований на обеспечение выполнение функций указанной службы из состава подпрограмм (в 2017-2019 годах учтены в непрограммной части расходов федерального бюджета);
передачей функций и полномочий, штатной численности упраздняемых ФСКН России и ФМС России (с сокращением последней на 30%) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и учетом соответствующих бюджетных ассигнований в составе указанных подпрограмм (в Федеральном законе N 359-ФЗ отражены в рамках государственных программ "Содействие занятости населения" и "Противодействие незаконному обороту наркотиков").
Объемы финансового обеспечения указанных подпрограмм на 2018-2019 годы в целом сформированы исходя из уровня 2017 года с учетом общих подходов к формированию Законопроекта.
6) Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2017 году составят 1 943 118,1 млн. рублей, в 2018 году - 1 879 794,7 млн. рублей и в 2019 году -1 892 205,1 млн. рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составит в 2016 году 2,3%, в 2017 году - 2,2%, в 2018 году - 2,0% и в 2019 году - 1,9 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2017 году по сравнению с 2016 годом (11,8%) увеличится и составит 12,0%, в 2018 году уменьшится и составит 11,7%, в 2019 году не изменится и составит 11,8%.
Наряду с общими подходами к формированию законопроекта на изменение расходов по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" повлияло:
увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
оплату расходов, связанных с принудительным выдворением иностранных лиц и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в 2017 году на 211,0 млн. рублей, в 2018 году на 2,0 млн. рублей и в 2019 году на 2,0 млн. рублей;
содержание органов военной прокуратуры, переданных Минобороны России, в 2017 году на 6 377,7 млн. рублей;
содержание военных следственных органов, переданных Минобороны России, в 2017 году на 5 626,0 млн. рублей;
строительство (реконструкцию) объектов МЧС России в связи с переносом сроков начала реализации инвестиционных проектов в 2019 году на 840,8 млн. рублей;
реализацию мероприятий, связанных с обеспечением функционирования федеральной государственной информационной системы "Единый реестр проверок", в 2017 году на 200,0 млн. рублей;
реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы" в связи с необходимостью продолжения строительства и оснащения Аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах в 2018 году на 200,0 млн. рублей и в 2019 году на 110,0 млн. рублей;
уменьшение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
оплату коммунальных услуг в связи с принятием разового решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в 2016 году на указанные цели в 2017 году на 7 965,7млн. рублей;
содержание органов военной прокуратуры, переданных Минобороны России, в 2018 году на 40,8 млн. рублей и в 2019 году на 260,3 млн. рублей;
содержание военных следственных органов, переданных Минобороны России, в 2018 году на 0,5 млн. рублей, в 2019 году на 0,5 млн. рублей;
строительство (реконструкцию) объектов МЧС России в связи с переносом сроков начала работ на более поздний период в 2017 году на 1 974,8 млн. рублей;
реализацию следующих федеральных целевых программ в связи с их завершением:
"Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" в 2017 году на 10 179,2 млн. рублей;
"Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" в 2018 году на 820,4 млн. рублей;
"Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" в 2018 году на 501,2 млн. рублей.
Резервирование бюджетных ассигнований при формировании законопроекта по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составят в 2017 году в объеме 146 112,6 млн. рублей, в 2018 году - 96 694,1 млн. рублей, в 2019 году - 114 614,7 млн. рублей и будут направлены на реализацию иных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну.
Комитет считает, что в законопроекте в целом нашли отражение изменившиеся внешнеэкономические условия, как в части расходных обязательств, так и в части мер, направленных на мобилизацию доходов. При этом комбинация принимаемых изменений составлена таким образом, что не создает дополнительных ограничений для экономического роста в краткосрочном периоде и способствует расширению производственного потенциала и улучшению качества экономического роста в будущем, вместе с тем отмечаем необходимость:
выполнения принятых в соответствии с федеральными законами публичных обязательств в социальной сфере, сбалансированности распределения бюджетных средств по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", с учетом выпадающего периода;
работы по обеспечению дальнейшей интеграции профильных государственных программ в бюджетный процесс, формирование объективной и достоверной системы оценки эффективности их реализации, особенно в части эффективности бюджетных расходов, с тем, чтобы результаты такой оценки могли учитываться в ходе исполнения федерального бюджета и его корректировки.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.