На основании приказа ФАС России от 11.05.2016 N 579/16 "О проведении внеплановой выездной проверки Службы Республики Коми по тарифам" была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Службы Республики Коми по тарифам.
По результатам проведения проверки, были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики.
При расчете тарифов на регулируемые виды деятельности в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций Службой Республики Коми по тарифам были включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в форме отчислений в фонд энергосбережения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 N 241 была утверждена Региональная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010-2020 гг.)".
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413 принята государственная программа Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности".
Источниками финансирования указанных региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются федеральный бюджет Российской Федерации, республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты, внебюджетные источники.
Мероприятия региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности реализуются, в том числе, за счет внебюджетных средств, учтенных в тарифах в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 "О создании государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" было создано государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения".
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что функции и полномочия учредителя государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" осуществляет Служба Республики Коми по тарифам.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 "О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" утвержден порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми по развитию строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми.
В целях реализации указанного порядка, приказами Службы Республики Коми по тарифам были утверждены ставки отчислений на энергосбережение в % от установленной величины НВВ регулируемых организаций, которые были включены в тарифы регулируемых организаций:
- приказами от 29.10.2010 N 77/1 и от 17.10.2011 N 82/4 на 2011 и 2012 гг. в размере 1,0%,
- приказом от 02.11.2012 N 86/11 на 2013 год - 0,9%,
- приказом от 31.10.2013 N 84/1 на 2014 год - 1,0%,
- приказом от 15.12.2014 N 86/1 на 2015 год - 0,4%,
- приказом от 26.10.2015 N 61/1 на 2016 год - 0,68%, на 2017 год - 0,54% и на 2018 год - 0,90%.
Указанные отчисления перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения".
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", действовавшего на момент утверждения государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" признан утратившим силу.
Таким образом, с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение.
Также в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 N 288-р "О реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Служба Республики Коми по тарифам при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) учитывает средства, получаемые с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения на территории Республики Коми в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При этом установлено, что государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" направляет средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные указанной программой.
Однако согласно действующему законодательству состав расходов, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) определяется основами ценообразования, утвержденными в установленном порядке Правительством Российской Федерации, а также методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), а не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
В части 7 вышеупомянутой статьи установлено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, и Федеральный закон от 21.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, также не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения не проводимых в отношении самих регулируемых организаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 190-ФЗ следует читать как "27 июля 2010 г."
Таким образом, утвержденный Службой Республики Коми по тарифам порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах, неправомерен.
В нарушение указанных положений действующего законодательства при установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций Службой Республики Коми по тарифам были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности регулируемых организаций.
Указанные положения федерального законодательства не предусматривают иного механизма финансирования мероприятий по энергосбережению за счет ранее сформированных внебюджетных средств, кроме как посредством их включения в качестве мероприятий в программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций.
Также следует отметить, что принятие Службой Республики Коми по тарифам решения о предоставлении внебюджетных средств, является основанием для заключения между лицом, реализующим соответствующий энергосберегающий проект, и государственным учреждением Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" договора финансирования соответствующего энергосберегающего проекта (в соответствии с приказом Службы Республики Коми по тарифам от 15.04.2015 N 23/1 - договора целевого займа на предоставление внебюджетных средств хозяйствующему субъекту).
Субъект регулирования, заключивший договор о предоставлении внебюджетных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий (проектов) обязан возвратить заемные средства и выплатить процент за пользование внебюджетными средствами.
Из вышеизложенного следует, что органом регулирования возлагается также обязанность на регулируемые организации уплатить проценты за пользование заемными внебюджетными средствами, сформированными из вышеуказанных отчислений.
Таким образом, при определении размера необходимой валовой выручки Службой Республики Коми по тарифам в состав расходов регулируемых организаций необоснованно учитываются, как расходы на отчисления на энергосбережение (ставка в % от НВВ), так и расходы на возврат заемных средств и возврат процентов по заемным средствам.
Установлено, что включение в состав необходимой валовой выручки при расчете тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики расходов на отчисления в фонд энергосбережения не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
К обязательным платежам либо иным расходам, подлежащих учету при установлении тарифов в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, такие отчисления не относятся.
Таким образом, ФАС России в ходе проведения проверки, выявлено необоснованное включение в состав регулируемых цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики расходов на отчисления на энергосбережение (по утвержденным ставкам в % от НВВ регулируемых организаций), расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из вышеуказанных отчислений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Службу Республики Коми по тарифам нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, в части включения в состав тарифов регулируемых организаций не предусмотренных законодательством расходов на отчисления на энергосбережение в государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", а также расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений.
2. Отменить с 01.11.2016 г. приказы Службы Республики Коми по тарифам об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, действующих на территории Республики Коми, согласно приложению к настоящему приказу.
3. Предписать Службе Республики Коми по тарифам в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 г. решения об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на отчисления на энергосбережение в государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений, а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 г.
4. Об исполнении настоящего приказа Службе Республики Коми по тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в теплоснабжении и электроэнергетики проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Службы Республики Коми по тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний Правления Службы Республики Коми по тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений Службы Республики Коми по тарифам по результатам проверки материалов регулируемых организаций для установления тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2016 г. N 1422/16 "Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики"
Текст приказа официально опубликован не был