Консультативное Заключение Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г.
Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза
в составе: Председательствующего, Председателя Суда ФЕДОРЦОВА А.А.,
судьи-докладчика АЖИБРАИМОВОЙ А.М.,
судей АЙРИЯН Э.В., БАИШЕВА Ж.Н., КОЛОСА Д.Г., НЕШАТАЕВОЙ Т.Н., СЕЙТИМОВОЙ В.Х., СКРИПКИНОЙ Г.А., ТУМАНЯНА А.Э., ЧАЙКИ К.Л.,
при секретаре судебного заседания АСАНАЛИЕВОЙ А.К.,
заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела,
рассмотрев заявление Министерства национальной экономики Республики Казахстан,
руководствуясь пунктами 46, 47, 49, 50, 68, 69, 73, 96, 98 Статута Суда Евразийского экономического союза, статьями 72, 85 Регламента Суда Евразийского экономического союза,
предоставляет следующее консультативное заключение по заявлению Министерства национальной экономики Республики Казахстан
о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международных договоров в рамках Евразийского экономического союза и решений органов Евразийского экономического союза по поставленному вопросу.
Вопрос заявителя
1. Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее - заявитель) просит Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) дать разъяснение по вопросу: применяются ли пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные для ввоза товаров в пределах установленного объема, если выпуск товаров, в отношении которых была подана предварительная таможенная декларация, осуществляется после истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот.
Компетенция Суда
2. В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического Союза, являющегося приложением N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Статут Суда), Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), международных договоров в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора о Союзе, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями.
В соответствии с переходными положениями в отношении раздела VIII Договора о Союзе (статья 101 Договора о Союзе) до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора о Союзе в право Союза, с учетом положений статьи 101 Договора о Союзе.
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) является Приложением к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и представляет собой международный договор, действующий в рамках Союза, и, на основании изложенного, входит в право Союза.
Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании, являющийся приложением N 6 к Договору о Союзе (далее - Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании), разработан в соответствии с разделом IX Договора о Союзе, определяет принципы и порядок применения на таможенной территории Союза мер таможенно-тарифного регулирования и является неотъемлемой частью Договора о Союзе.
Решение Комиссии таможенного союза от 22 июня 2011 года N 687 "О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров" (далее - Положение о едином порядке контроля) является действующим правовым актом Союза в соответствии с абзацами вторым и третьим статьи 38 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, пунктом 2 статьи 99 Договора о Союзе.
Перечисленные международные договоры и решение органа Союза в соответствии со статьей 6 Договора о Союзе входят в право Союза, а их разъяснение, согласно пункту 46 Статута Суда, - в предметную компетенцию Суда.
Субъектами, наделенными правом обращения в Суд с заявлением о разъяснении, являются: государства - члены Союза, органы Союза, сотрудники и должностные лица органов Союза и Суда.
Обращение в Суд с заявлением о разъяснении от имени государства-члена, согласно пункту 49 Статута Суда, осуществляется уполномоченными органами и организациями государства-члена, перечень которых определяется каждым государством-членом и направляется в Суд по дипломатическим каналам.
Нотой N 21-37596/1759 от 20 мая 2015 года Министерство иностранных дел Республики Казахстан уведомило Суд, что в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 6 мая 2015 года N 20 "Об органах и организации, уполномоченных на обращение в Суд Евразийского экономического союза", с заявлением о разъяснении положений Договора о Союзе, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза уполномочены обращаться Генеральная прокуратура Республики Казахстан, министерства иностранных дел, по инвестициям и развитию, национальной экономики и юстиции Республики Казахстан.
Заявление подписано руководителем уполномоченного органа государства - члена Союза - Министром национальной экономики Республики Казахстан, что соответствует пункту 2 статьи 10, подпункту б) пункта 1 статьи 31 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент Суда).
Таким образом, заявление о разъяснении подано уполномоченным лицом, как его определяют пункты 46 и 49 Статута Суда.
3. В соответствии с пунктом 73 Статута Суда Суд рассматривает дела о разъяснении на заседании Большой коллегии Суда.
Разъяснение Судом положений актов Союза осуществляется в соответствии с принципом добросовестного толкования, закрепленном в пункте 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.
Процедура в Суде
4. Заявителем приложены материалы по запрашиваемому вопросу Евразийской экономической комиссии, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
В рамках подготовки дела к рассмотрению Судом был направлен запрос о предоставлении информации Генеральному секретарю Всемирной таможенной организации, а также запросы о представлении позиции в министерства иностранных дел Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, министерства юстиции Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации, Государственную таможенную службу при Правительстве Кыргызской Республики, Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения.
Ответы на запросы поступили от Секретариата Всемирной таможенной организации, Министерства иностранных дел Республики Армения, Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, министерств юстиции Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации.
Судом заслушаны Алдабергенов К.М. и Ефимчук Н.Н. - представители объединения юридических лиц "Евразийский союз участников внешнеэкономической деятельности" по вопросу, разъяснение которого запрашивается заявителем.
Выводы Большой коллегии Суда
5. Большая коллегия Суда считает, что для ответа на вопрос заявителя требуется разъяснение таких понятий, как тарифная квота, лицензия на импорт в рамках тарифной квоты, а также порядок применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин в случае истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот.
6. Понятие тарифной квоты содержится в пункте 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании и означает меру регулирования ввоза на таможенную территорию Союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающую применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Союза в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества.
Полномочия на установление тарифных квот являются исключительной компетенций Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) на основании пункта 1 статьи 45 Договора о Союзе. Помимо установления тарифных квот, Комиссия распределяет объемы тарифной квоты между государствами-членами, определяет метод и порядок применения тарифных льгот, а также устанавливает случаи и условия представления тарифных льгот, определяет порядок применения тарифных льгот.
Комиссия реализует свои полномочия по установлению тарифной квоты через утверждение льготных ставок ввозных пошлин Единого таможенного тарифа Союза в отношении сельскохозяйственных товаров, ввозимых в пределах объема, предусмотренного тарифной квотой и сверх него.
Пунктом 5 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании предусмотрено, что объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза, устанавливаемый Комиссией, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза. Если, согласно пункту 6 указанного Протокола, объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.
Следовательно, тарифная квота применяется только тогда, когда существует дисбаланс между производством и потреблением отдельного вида сельскохозяйственного товара, а именно: производство этого вида товара не удовлетворяет нормам его потребления.
Таким образом, цель тарифного квотирования - это восполнение объема товара, количество которого недостаточно для потребностей внутреннего рынка Союза.
Комиссия реализовала полномочия по установлению объема тарифных квот путем принятия решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 99 "Об установлении тарифных квот на ввоз в 2016 году отдельных видов сельскохозяйственных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза" (далее - решение N 99), а также решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 августа 2016 года N 97 "Об установлении тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых в 2017 году на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также об объемах тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза" (далее - решение N 97).
Как следует из пункта 1 решения N 99 и пункта 1 решения N 97, тарифные квоты установлены сроком на один календарный год: на 2016 и 2017 годы.
Государства-члены распределяют объемы тарифных квот, установленных Комиссией, между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с национальным законодательством, а также поручают компетентному органу исполнительной власти осуществить выдачу лицензий на ввоз товаров в рамках тарифной квоты (пункт 4 решения N 99, пункт 4 решения N 97).
7. Право ввоза на таможенную территорию Союза товаров в пределах определенного объема по льготной ставке таможенной пошлины подтверждается соответствующей лицензией.
Лицензирование импорта товаров в рамках тарифных квот предусмотрено пунктом 47 Протокола о мерах нетарифного регулирования, являющегося приложением N 7 к Договору о Союзе (далее - Протокол о мерах нетарифного регулирования). Пункт 2 данного Протокола понятие "лицензия" определяет как "специальный документ на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров".
Статьей 46 Договора о Союзе установлен исчерпывающий перечень мер нетарифного регулирования. Лицензия, подлежащая выдаче в рамках реализации тарифной квоты, не относится к числу мер нетарифного регулирования.
Согласно пункту 47 Протокола о мерах нетарифного регулирования лицензирование реализуется путем выдачи уполномоченным органом государства - члена Союза участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров.
В соответствии с пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования товары, в отношении которых принято решение о применении мер нетарифного регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее - единый перечень товаров). При этом в единый перечень товаров включаются также товары, в отношении которых принято решение об установлении тарифной квоты и выдаче лицензий.
Правоотношения по применению тарифных квот как мер единого таможенно-тарифного регулирования подпадают под действие механизма применения мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а правовые основания применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин, устанавливаемых Комиссией для товаров, ввозимых в пределах определенного Комиссией объема и срока действия тарифной квоты, дополняются наличием действующей лицензии на импорт таких товаров.
Однако такая лицензия является мерой, которая не может рассматриваться отдельно от тарифной квоты, в рамках которой она выдана.
Анализ статьи 46 Договора о Союзе, Протокола о мерах нетарифного регулирования и Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании позволяет сделать вывод, что лицензирование в рамках тарифной квоты представляет собой особую форму для реализации тарифного регулирования.
Без распределения тарифной квоты такая лицензия не может быть выдана. Поэтому, учитывая целевое назначение лицензии на импорт, выдаваемой в рамках тарифной квоты, нет оснований рассматривать ее в качестве самостоятельной меры нетарифного регулирования.
С учетом изложенного Большая коллегия Суда приходит к выводу, что товар, ввоз которого допускается в пределах тарифной квоты, представляет собой лицензируемый товар, в отношении которого установлена мера тарифного регулирования и, соответственно, льготная ставка таможенной пошлины.
Исходя из определения тарифной квоты, приведенного в пункте 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании, период, в течение которого производится ввоз товара, является обязательным условием установления тарифной квоты.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании одним из обязательных условий, которые должны быть соблюдены при принятии решения об установлении тарифной квоты, является установление тарифной квоты на определенный срок.
В соответствии с частью первой пункта 10 Положения о едином порядке контроля перемещение лицензируемых товаров (за исключением лицензируемых товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования) через таможенную границу Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии.
В абзаце втором пункта 9 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, являющихся приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования (далее - Правила), предусмотрено, что период действия лицензии для товаров, в отношении которых введены тарифные квоты, заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
Следовательно, объем прав и обязанностей, возникающих у субъекта, осуществляющего ввоз товара на основании лицензии, выданной в рамках тарифной квоты, ограничен сроком действия лицензии.
Таким образом, пункт 10 данного Положения устанавливает различный объем действий, которые производятся с лицензируемыми товарами в пределах срока действия лицензии в зависимости от того, какая мера (тарифная или нетарифная) применяется к соответствующим товарам. Для товаров, к которым применяется тарифная квота, то есть мера тарифного регулирования, в пределах срока действия лицензии предусмотрено перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры, а для товаров, к которым применяются нетарифные меры, установлено требование о допуске к выпуску в пределах срока действия лицензии. Из пункта 10 вышеуказанного Положения видно, что для первой категории товаров установлено требование об их перемещении и подаче таможенной декларации, а для второй - требование о выпуске в пределах срока действия лицензии.
На основании подпункта 22) пункта 1 статьи 4 ТК ТС под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза. В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами. Таким образом, ввоз товара на таможенную территорию - это комплекс действий, в результате которых товар прибыл на таможенную территорию, но еще не выпущен таможенным органом.
С учетом изложенного Большая коллегия Суда приходит к выводу о том, что срок лицензии на ввоз квотируемых товаров по льготной таможенной пошлине действует на момент их ввоза на таможенную территорию Союза.
8. Таможенная декларация, согласно подпункту 24) пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС таможенная декларация должна сопровождаться документами, на основании которых она заполнена. Среди таких документов исходя из положений подпунктов 5), 8) и 10) пункта 1 статьи 183 ТК ТС: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, на основе которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Представление лицензии на импорт товара в пределах тарифной квоты по льготной ставке подтверждает обоснованность выбора соответствующего классификационного кода товара по ТН ВЭД.
Указанные нормы ТК ТС свидетельствуют о том, что требования о предоставлении документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, включая лицензию на импорт товара, также относятся к моменту подачи таможенной декларации.
9. Применение предварительного таможенного декларирования, то есть заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров, до их ввоза на таможенную территорию Союза, установлено статьей 193 ТК ТС и имеет целью упрощение таможенного оформления лицензируемых товаров, ввозимых в пределах тарифных квот, а также сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеторгового оборота.
Вместе с тем предварительное таможенное декларирование в отсутствие факта перемещения товара через таможенную границу Союза не является основанием для применения льготной ставки таможенной пошлины, установленной для товара, ввезенного в пределах тарифной квоты. Пункт 6 статьи 193 ТК ТС устанавливает, что в случае, если товары не предъявлены таможенному органу в течение 30 дней с даты регистрации таможенной декларации, в выпуске таких товаров будет отказано.
10. Выпуск товара, согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.
Положения пункта 1 статьи 195 ТК ТС не устанавливают требований в отношении срока действия лицензии как необходимого условия выпуска товаров и не устанавливают запрета выпуска в случае, если на момент выпуска срок действия лицензии истек. В этой связи требование о предоставлении документов и сведений, необходимых для выпуска, относится к моменту подачи таможенной декларации, и, следовательно, требование о предоставлении действующей лицензии в числе документов, необходимых для выпуска, также относится к моменту подачи таможенной декларации.
Большая коллегия Суда на основании изложенного приходит к выводу, что для применения льготной ставки таможенной пошлины в пределах срока действия лицензии должна быть совершена следующая совокупность действий: ввоз товара, в отношении которого установлена тарифная квота, на таможенную территорию Союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры. При этом таможенная декларация может быть подана, в том числе, в порядке предварительного таможенного декларирования.
Большая коллегия Суда исходит из целей внешнеторговой политики Союза, которые закреплены в пункте 2 статьи 33 Договора о Союзе: применение мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики Союза, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности государств-членов, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей Союза; защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг.
11. Большая коллегия Суда отмечает, что правовое регулирование, действующее в Союзе, не устанавливает обязанности выпустить товар при условии фактического ввоза и подачи таможенной декларации с необходимым комплектом сопроводительных документов, включая лицензию, действующую на момент ввоза товаров.
Большая коллегия Суда полагает, что для участника внешнеэкономической деятельности, осуществляющего в пределах срока действия лицензии ввоз товара по тарифной квоте на таможенную территорию Союза и подачу таможенной декларации, в том числе с использованием предварительного декларирования, не должны наступать последствия в виде уплаты таможенной пошлины не по льготной ставке.
На основании изложенного Большая коллегия Суда считает обоснованным дать следующее разъяснение вопроса заявителя.
Льготные ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные решением Евразийской экономической комиссии для ввоза товаров в пределах выделенного объема и установленного срока действия тарифной квоты, применяются при условии ввоза товаров и подачи таможенной декларации в период действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в рамках тарифных квот.
Заключительные положения
12. Копию настоящего Консультативного заключения направить заявителю.
13. Консультативное заключение разместить на официальном интернет-сайте Суда.
Председательствующий |
А.А. Федорцов |
Судья-докладчик |
А.М. Ажибраимова |
Судьи |
Э.В. Айриян |
|
Ж.Н. Баишев |
|
Д.Г. Колос |
|
Т.Н. Нешатаева |
|
В.Х. Сейтимова |
|
Г.А. Скрипкина |
|
А.Э. Туманян |
|
К.Л. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Консультативное Заключение Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г.
Текст заключения официально опубликован не был