Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г.
Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,
под председательством судьи-докладчика Скрипкиной Г.А.,
при секретаре судебного заседания Назаровой Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" (Украина) о несоответствии решения Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 года N 28 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении прутков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза, установила:
I. Обстоятельства дела
Публичное акционерное общество "АрселорМиттал Кривой Рог" (далее - Истец) 20 октября 2016 года обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) с заявлением об оспаривании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - Коллегия ЕЭК) от 29 марта 2016 года N 28 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении прутков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 28).
Названным Решением Коллегии ЕЭК N 28 предусмотрено применение антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины сроком на 5 лет в отношении следующих товаров, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС): прутки стальные горячекатаные, имеющие одинаковое сплошное поперечное сечение по всей длине в форме кругов, в бухтах или разрезанных по заданной длине, которые могут иметь выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки, с дальнейшей обработкой или без нее (за исключением прутков из автоматной, быстрорежущей, инструментальной, подшипниковой и коррозионностойкой стали, кованых или после холодной деформации, полых прутков или прутков пустотелых для буровых работ).
Согласно Решению Коллегии ЕЭК N 28 в отношении прутков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, введена антидемпинговая пошлина, в том числе для Истца - 9, 32% от таможенной стоимости товара. Истец указывает, что оспариваемое решение принято на основании доклада Департамента защиты внутреннего рынка Евразийской Экономической Комиссии.
По мнению публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог", Решение Коллегии ЕЭК N 28 не соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), международным договорам, заключенным в рамках ЕАЭС, праву ВТО, а также нарушает права и законные интересы общества в связи со следующим:
- нарушены сроки проведения антидемпингового расследования, имеет место несоответствие введенной антидемпинговой пошлины целям введения антидемпинговых мер, а также нарушение принципов добросовестности и разумности, злоупотребление правом;
- антидемпинговое расследование проведено не в полном объеме с учетом присоединения к ЕАЭС Республики Армения и Кыргызской Республики до даты принятия решения по результатам антидемпингового расследования;
- при проведении антидемпингового расследования неправильно определены нормальная стоимость товара и демпинговая маржа;
- в ходе антидемпингового расследования не установлено достаточных данных, подтверждающих ущерб отрасли экономики государств - членов ЕАЭС, а также наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом отрасли экономики ЕАЭС.
С учетом вышеизложенного, публичное акционерное общество "АрселорМиттал Кривой Рог" просит признать Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 28 от 29 марта 2016 года о применении антидемпинговой пошлины сроком на 5 лет в отношении ввозимых на территорию Евразийского экономического союза прутков, происходящих из Украины, не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.
II. Выводы Коллегии Суда
Коллегия отмечает, что исходя из пунктов 1-3 статьи 33 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент Суда), Суд полномочен рассмотреть заявление хозяйствующего субъекта при наличии следующих условий:
- рассмотрение спора относится к компетенции суда;
- соблюден установленный досудебный порядок урегулирования спора;
- соблюдены положения статьи 9 Регламента Суда, устанавливающей требования к заявлению хозяйствующего субъекта о разрешении спора.
Согласно пункту 41 Статута Суда (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года),(далее - Статут Суда), вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.
В соответствии с абзацем 1 подпункта 2 пункта 39 Статута Суда Евразийского экономического союза, Суд по заявлению хозяйствующего субъекта рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов Союза, о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Согласно подпункта 2 пункта 39 Статута Суда под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства.
Заявление в Суд поступило от публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог", зарегистрированного в соответствии с законодательством Украины, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии А01, N 565170, идентификационный код юридического лица 24432974. Истец соответствует понятию хозяйствующего субъекта по смыслу подпункта 2 пункта 39 Статута Суда, имеющего право на обращение в Суд с заявлением о разрешении спора.
Оспариваемое Решение Коллегии ЕЭК N 28, как следует из его содержания, непосредственно затрагивает права и законные интересы хозяйствующего субъекта (истца) в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В заявлении Истца указано на существенное снижение объемов импорта товаров, в отношении которых установлены антидемпинговые пошлины.
Таким образом, в соответствии с абзацем 1 подпункта 2 пункта 39 Статута Суда, Истец вправе обратиться в суд с заявлением о разрешении спора.
Коллегия констатирует, что спор по заявлению публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" возник по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза. Предметом спора, по мнению Истца, является несоответствие Решения Коллегии ЕЭК N28 Договору и международным договорам в рамках Союза.
Следовательно, рассмотрение спора по заявлению публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" о несоответствии Решения Коллегии ЕЭК N 28 Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза относится к компетенции Суда.
Согласно пункту 43 Статута Суда спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения заявителя к Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором.
Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение N 8 к Договору) не содержит исключений, допускаемых пунктом 43 Статута.
Подпункт 275 пункта 1 данного Протокола предусматривает, что порядок и особенности рассмотрения дел об оспаривании решения Комиссии и (или) действия (бездействия) Комиссии, связанных с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, определяется Статутом и Регламентом Суда Союза.
Из материалов, представленных публичным акционерным обществом "АрселорМиттал Кривой Рог", видно, что общество обращалось в Комиссию с заявлением об оспаривании Решения Коллегии ЕЭК N 28. Письмом от 28 сентября 2016 года N 14-274 Комиссия отказала в удовлетворении обращения публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" об отмене Решения Коллегии ЕЭК N 28, что свидетельствует о соблюдении Истцом требований об обязательном досудебном урегулировании спора.
Содержание заявления публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" в Суд и приложенные к нему документы показывают, что Истцом соблюдены требования статьи 9 Регламента Суда.
Согласно пункту 2 статьи 32 Регламента Суда заявление подписано уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктами 62, 63 Статута Суда обращение хозяйствующего субъекта в Суд облагается пошлиной, уплачиваемой до подачи заявления в Суд. Заявление Истца оплачено пошлиной в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 33 Регламента Суда, Суд выносит постановление о принятии заявления хозяйствующего субъекта к производству, если иное не предусмотрено пунктом 2 или 3 данной статьи, то есть при отсутствии оснований для отказа в принятии заявления к производству либо оставления заявления без движения.
Основания для отказа в принятии заявления к производству либо для оставления заявления без движения не установлены.
До вынесения постановления Суда о принятии заявления к производству от истца не поступило ходатайство об отзыве заявления; не имеется вступившего в силу решения Суда по ранее рассмотренному спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям и обстоятельствам.
Коллегия приходит к выводу, что заявление публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" подлежит принятию к производству.
На основании изложенного, и, руководствуясь абзацем 1 подпункта 2 пункта 39, пунктами 41, 43, 62, 63, 76 Статута Суда Евразийского экономического союза, пунктом 1 статьи 33, статьями 34, 36, 38 и 84 Регламента Суда Евразийского экономического союза Коллегия Суда постановила:
Принять к производству заявление публичного акционерного общества "АрселорМиттал Кривой Рог" (Украина) о несоответствии решения Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 года N 28 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении прутков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.
Евразийской экономической комиссии предложить в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения уведомления Суда о принятии заявления к производству направить в Суд и истцу возражения на заявление.
Евразийской экономической комиссии в срок не позднее 1 декабря 2016 года представить в Суд материалы антидемпингового расследования, в том числе конфиденциальную и неконфиденциальную версии.
Информация о времени и месте проведения судебного заседания будет размещена на официальном сайте Суда.
Копию настоящего постановления направить сторонам.
Председательствующий |
Г.А. Скрипкина |
Судьи |
В.Х. Сейтимова |
|
А.Э. Туманян |
|
А.А. Федорцов |
|
К.Л. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г.
Текст постановления официально опубликован не был