Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения защиты интересов государства при размещении государственными фондами и иными структурами государственных средств в кредитных организациях), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и считает возможным отметить следующее в части его положений, входящих в ведение Комитета.
Законопроектом (статья 6) предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), предусмотрев наделение Правительства Российской Федерации полномочием на установление требований к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) вправе открывать банковские счета и иные счета и с которыми он вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срока, в течение которого Фондом должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях на территории Российской Федерации, переставших соответствовать указанным требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 185-ФЗ Фонд имеет счета только в Банке России. Существующая в настоящее время система предоставления субсидий через единый счет Фонда, открытый в Банке России, с зачислением средств на бюджетные счета субъектов Российской Федерации по установленным Минфином России кодам бюджетной классификации обеспечивает достаточный контроль за движением средств, полученных Фондом из федерального бюджета.
Иные банковские счета на территории Российской Федерации Фонд вправе открывать только в целях инвестирования временно свободных средств. В настоящее время за счет доходов от инвестирования временно свободных средств осуществляется обеспечение методологической, образовательной и информационно-разъяснительной деятельности Фонда, а также его административно-хозяйственные расходы. Кроме того, за счет данных доходов Фондом увеличиваются лимиты финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, снижается доля софинансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Инвестирование временно свободных средств Фонда осуществляется в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой Правительство Российской Федерации наделено полномочием по установлению порядка и механизмов контроля за инвестированием этих средств. Свое полномочие Правительство Российской Федерации реализовало в постановлении от 21 декабря 2011 года N 1080, утвердив Правила инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании. Указанными Правилами также установлены критерии, которым должна соответствовать кредитная организация, выбираемая Фондом в целях открытия в ней банковских счетов.
По мнению Комитета, следует соотнести предлагаемое в законопроекте полномочие Правительства Российской Федерации с уже имеющимся полномочием, установленным в статье 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
При этом следует учитывать, что в настоящее время действующая система инвестирования временно свободных средств Фонда имеет определенные финансовые риски. Так, в соответствии с информацией Счетной палаты Российской Федерации об основных итогах контрольного мероприятия "Проверка обоснованности и целевого использования бюджетных средств, направленных в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году и истекшем периоде 2015 года", проведенного в соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год, пункт 3.12.2, по состоянию на 15 февраля 2016 года Фонду не были возвращены средства, размещенные на депозитах двух банков ОАО "Инвестбанк" и ООО "Внешпромбанк".
Кроме того, законопроектом предоставляется Фонду право заключать договоры банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" заключение подобного рода договоров допускается в отношении лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка. Проектируемый пункт 8 части 4 статьи 3 данного закона предоставляет Правительству Российской Федерации право расширить указанный круг лиц.
В связи с чем, предоставляемое законопроектом Фонду право на заключение договоров банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" будет ограничено необходимостью участия в проектах Внешэкономбанка либо необходимостью получения решения Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета | Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.