Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 9463-7 "О ратификации Протокола N 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)",
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина "территориальные сообщества или власти". Толкование части 2 статьи 2 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей позволяет сделать вывод, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут быть отнесены к "территориальным сообществам и властям". Однако в связи с отсутствием четкого понимания, какие субъекты относятся к "территориальным сообществам или властям" со стороны Российской Федерации, могут возникнуть трудности в процессе толкования и применения настоящего Протокола.
Часть 1 статьи 3 ратифицируемого Протокола предусматривает, что членами ЕвРОС должны быть территориальные сообщества или власти Стороны, а также могут включать соответствующее заинтересованное государство-член Совета Европы. ЕвРОС должно быть юридическим лицом, регулируемым законодательством Стороны - государством-членом Совета Европы (часть 1 статьи 2 ратифицируемого Протокола), имеющим цель "продвигать, поддерживать и развивать в интересах населения приграничное и межтерриториальное сотрудничество между членами ЕвРОС" (часть 2 статьи 1 ратифицируемого Протокола).
Однако в соответствии с Федеральным законом от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации прямо не наделены правом создания юридических лиц с иностранными "соответствующими заинтересованными государствами-членами Совета Европы" для вышеуказанных целей. При этом данный Федеральный закон ограничивает круг "иностранных партнеров", с которыми субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей (субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образованиями иностранных государств). Таким образом, иностранные государства не включены в круг "иностранных партнеров".
Статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления "осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами". Однако законодательство Российской Федерации также не предусматривает аналогичного права и механизмов в отношении органов местного самоуправления.
Следовательно, полагаем, что ратификация настоящего Протокола потребует внесения изменений в указанные федеральные законы, в которых необходимо будет уточнить полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соотношение терминов "приграничное и межтерриториальное сотрудничество" и "международные и внешнеэкономические связи" субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, "иностранные партнеры" и "члены ЕвРОС".
Обращаем также внимание, что в тексте представленного перевода допущены отдельные неточности относительно перевода терминов и оформления. В представленном переводе на русский язык ратифицируемого Протокола отсутствует указание "официальный перевод на русский язык", который должен представляться в Государственную Думу согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 08.09.1994 N 458-рп "О порядке, в соответствии с которым федеральными органами исполнительной власти заверяются копии официальных текстов международных договоров".
Начальник управления | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.