Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
внесенному Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), федеральных законов и законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений, с учетом рисков усугубления геополитической напряженности в мире, сохранения режима санкций на протяжении всего рассматриваемого периода, продолжения замедления темпов мирового экономического роста, в результате чего не ожидается улучшения конъектуры цен и спроса на товары российского экспорта.
Общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период формируется без учета требований пунктов 3 - 6 статьи 199 Бюджетного кодекса, поскольку действие указанных положений Бюджетного кодекса в 2016 году приостановлено Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 158-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с существенным прогнозируемым сокращением общего объема доходов.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом оценка макроэкономических параметров российской экономики во многом пересмотрена в сторону ухудшения по сравнению с параметрами прогноза, заложенного в основу для формирования Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) в силу более неблагоприятных, чем ожидалось, внешнеэкономических условий.
Текущий прогноз макроэкономических показателей на период 2017 - 2019 годов основан на предпосылке о сохранении консервативных тенденций изменения внешних факторов и, кроме того, не предполагает кардинального изменения модели экономического роста. Прогноз основан на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствии геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе сохранения макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.
Основные параметры на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы представлены в таблице N 1:
2015 | 2016* | 2017 | 2018 | 2019 | |
ВВП, млрд.руб. | 80 804,0 | 82 815,0 | 86 806,0 | 92 296,0 | 98 860,0 |
Темп прироста ВВП, % к пред. году | -3,7% | -0,6% | 0,6% | 1,7% | 2,1% |
Средняя цена нефти марки Urals.долл./барр. | 51,2 | 41,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 |
Среднегодовой курс рубля к доллару США, руб. за долл. | 60,7 | 67,5 | 67,5 | 68,7 | 71,1 |
Индекс потребительских цен в годовом исчислении, (инфляция)% | 12,9 | 5,8 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
_____________________________
* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные характеристики федерального бюджета сформированы в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы, основные параметры которого представлены в таблице N 2:
2015 | 2016* | 2017 | 2018 | 2019 | ||||||
млр.руб. | % ВВП | млр.руб. | % ВВП | млр.руб. | % ВВП | млр.руб. | % ВВП | млр.руб. | % ВВП | |
Доходы | 13 659,0 | 16,9% | 13 369,0 | 16,1% | 13 487,6 | 15,5% | 14 028,5 | 15,2% | 14 844,8 | 15,0% |
Расходы | 15 620,0 | 19,3% | 16 403,0 | 19,8% | 16 240,8 | 18,7% | 16 039,7 | 17,4% | 15 987,0 | 16,2% |
Дефицит (-) | -1 961,0 | -2,4% | -3 034,0 | -3,7% | -2 753,2 | -3,2% | -2011,2 | -2,2% | -1 142,0 | -1,2% |
_____________________________
* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Как и федеральный бюджет на 2016 год в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации проект федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован в структуре государственных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
С учетом этого, открытой частью проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования по 6 государственным программам Российской Федерации. Однако, в связи с тем, что государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" разработана, но до настоящего времени не утверждена, основная масса бюджетных ассигнований, предусмотренных по указанному разделу, отнесена к непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти".
В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2017 году и на плановый период 2018 и 2019 годов, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач.
Соотношение расходов федерального бюджета, предусмотренных законопроектом по разделу 02 "Национальная оборона" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, представлены в таблице N 3:
млн. рублей | |||||||
Наименования разделов | 2016 год* | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||
Законопроект | Изменение к предыдущему году, % | Законопроект | Изменение к предыдущему году, % | Законопроект | Изменение к предыдущему году, % | ||
1 | 2 | 3 | 5 | 7 | |||
РАСХОДЫ ВСЕГО | 16 402 972,7 | 16 240 809,1 | 99,0% | 16 039 684,7 | 98,8% | 15 986 976,4 | 99,7% |
%% к ВВП | 19,8% | 18,7% |
| 17,4% |
| 16,2% |
|
Национальная оборона | 3 888 982,5 | 2 835 792,1 | 72,9% | 2 728 307,5 | 96,2% | 2 816 027,5 | 103,2% |
%% к ВВП | 4,7% | 3,3% |
| 3,0% |
| 2,8% |
|
доля в общем объеме расходов, % | 23,7% | 17,5% |
| 17,0% |
| 17,6% |
|
_____________________________
* - показатели проекта федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2017 году составят 2 835 792,1 млн. рублей, в 2018 году - 2 728 307,5 млн. рублей и в 2019 году - 2 816 027,5 млн. рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная оборона" составит в 2016 году 4,7%, в 2017 году - 3,3%, в 2018 году - 3,0% и в 2019 году - 2,8%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2017 году по сравнению с 2016 годом (23,7%) уменьшится и составит 17,5%, в 2018 и 2019 годах также уменьшится и составит 17,0% и 17,6% соответственно.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, представленные приведены в таблице N 4.
Расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" по подразделам бюджетной классификации расходов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, представленные
Таблица N 4
млн. рублей | |||||||
Наименование | 2016 год* | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||
Изменение к предыдущему году, % | Законопроект | Изменение к предыдущему году, % | Законопроект | Изменение к предыдущему году, % | |||
Национальная оборона | 3 888 982,5 | 2 835 792,1 | 72,9% | 2 728 307,5 | 96,2% | 2 816 027,5 | 103,2% |
%% к ВВП | 4,7% | 3,3% |
| 3,0% |
| 2,8% |
|
доля в общем объеме расходов, % | 23,7% | 17,5% |
| 17,0% |
| 17,6% |
|
в том числе: | |||||||
Вооруженные Силы Российской Федерации | 2 884 675,8 | 2 150 386,3 | 74,5% | 2 169 772,2 | 100,9% | 2 180 492,0 | 100,5% |
%% к ВВП | 3,5% | 2,5% | 2,2% | 2,4% | |||
доля в общем объеме расходов, % | 17,6% | 13,2% |
| 13,5% |
| 13,6% |
|
Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 6 905,3 | 5 322,0 | 77,1% | 5 322,0 | 100,0% | 5 322,0 | 100,0% |
%% к ВВП | 0,01% | 0,01% |
| 0,01% |
| 0,01% | |
доля в общем объеме расходов, % | 0,04% | 0,03% |
| 0,03% |
| 0,03% |
|
Мобилизационная подготовка экономики | 3 589,1 | 3 373,1 | 93,98% | 3 268,3 | 96,89% | 3 198,4 | 97,9% |
%% к ВВП | 0,0004% | 0,0004% | 0,0004% | 0,0003% | |||
доля в общем объеме расходов, % | 0,02% | 0,02% |
| 0,02% |
| 0,02% |
|
Ядерно-оружейный комплекс | 45 634,9 | 45 219,7 | 99,09% | 45 219,7 | 100,0% | 45 219,7 | 100,0% |
%% к ВВП | 0,06% | 0,05% |
| 0,05% |
| 0,05% | |
доля в общем объеме расходов, % | 0,28% | 0,28% |
| 0,28% |
| 0,28% | |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества | 9 407,7 | 10 072,5 | 107,1% | 10 233,7 | 101,6% | 10 556,2 | 103,2% |
%% к ВВП | 0,01% | 0,01% |
| 0,01% |
| 0,01% | |
доля в общем объеме расходов, % | 0,06% | 0,06% |
| 0,06% |
| 0,07% | |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны | 432 550,2 | 346 937,4 | 80,2% | 213 913,0 | 61,7% | 176 351,6 | 82,4% |
%% к ВВП | 0,5% | 0,40% | 0,23% | 0,18% | |||
доля в общем объеме расходов, % | 2,6% | 2,1% | 1,3% | 1,1% | |||
Другие вопросы в области национальной обороны | 506 219,4 | 274 481,0 | 54,2% | 280 578,6 | 102,2% | 394 887,7 | 140,7% |
%% к ВВП | 0,6% | 0,3% | 0,3% | 0,4% | |||
доля в общем объеме расходов, % | 3,1% | 1,7% | 1,7% | 2,5% |
_____________________________
* - показатели проекта федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"
Наряду с общими подходами к формированию Законопроекта на изменение расходов по разделу "Национальная оборона", согласно пояснительной записки к Законопроекту, повлияло:
увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
содержание объектов инфраструктуры и транспортное обеспечение в связи с ростом тарифов поставщиков коммунальных услуг, значительным увеличением имущественного потенциала Минобороны России за счет ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов в результате передислокации войск, усилением присутствия в Арктической зоне и Крыму, ростом тарифов на перевозки и увеличением интенсивности боевой подготовки в 2017 году на 33 440,7 млн. рублей, в 2018-2019 годах уменьшение на 33 378,8 млн. рублей и 147,7 млн. рублей соответственно;
продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа в целях обеспечения необходимой потребности в данных услугах, включая организацию питания для запланированной численности, в 2017 году на 24 319,0 млн. рублей, в 2018 году уменьшение на 25 000,0 млн. рублей;
обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа в целях доведения объема средств до уровня фактического потребления и выполнения мероприятий боевого дежурства, боевой подготовки в 2017 году на 7 316,5 млн. рублей, в 2018 году уменьшение на 11 627,1 млн. рублей;
вещевое обеспечение военнослужащих в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения военнослужащих парадной, повседневной, полевой и специальной формой одежды исходя из среднегодовой потребности в 2017 году на 1 556,7 млн. рублей, в 2018 году уменьшение на 2 000,0 млн. рублей;
реализацию мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и уничтожению химического оружия в 2018 году на 500,0 млн. рублей;
уменьшение объема бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом, предусмотренных на:
содержание военных следственных органов в связи с передачей бюджетных ассигнований Следственному комитету Российской Федерации на содержание военных следственных органов с 1 января 2017 года в 2017 году на 5 648,3 млн. рублей;
содержание органов военной прокуратуры в связи с передачей бюджетных ассигнований Генеральной прокуратуре Российской Федерации на содержание органов военной прокуратуры с 1 января 2017 года в 2017 году на 6 377,7 млн. рублей;
строительство специальных и военных объектов Минобороны России в связи с выполнением строительно-монтажных и реконструкционных работ по ряду объектов в текущем году в 2017 году на 4 600,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании Законопроекта по разделу "Национальная оборона", составят в 2017 году в объеме 15 384,0 млн. рублей, в 2018 году - 30 953,8 млн. рублей, в 2019 году - 169 497,9 млн. рублей и будут направлены на:
выполнение обязательств, принятых по договорам при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также на проведение мероприятий, связанных с восполнением продукции военного назначения, поставленной из наличия при осуществлении военно-технического сотрудничества, на расходы Минобороны России, связанные с выполнением работ по договорам, заключенным с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", проведением паспортизации объектов Министерства обороны Российской Федерации, регистрацией прав собственности и оформлением правоустанавливающих документов, подготовкой и проведением III зимних Всемирных военных игр, обеспечением выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств в 2017 - 2019 годах в объеме 4 400 млн. рублей;
реализацию иных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну.
2. Открытой частью проекта федерального бюджета на 2017 год по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 021 342,1 млн. рублей на 2017 год, 948 344,9 млн. рублей на 2018 год и 941 227,96 млн. рублей на 2019 год.
Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорциях в расходах по подразделам.
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел 01 "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2017 году 75,8% расходов, в 2018 году 79,5% и 77,4% в 2019 году.
2.1. Расходы по подразделу 01 "Вооруженные Силы Российской Федерации" (открытая часть) предусмотрены в 2017 году в сумме 870,78 млрд. рублей, в 2018 году в сумме 793,19 млрд. рублей и 793,07 млрд. рублей в 2019 году.
2.1.1. Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" (расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами).
Согласно реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, являющегося приложением к законопроекту (далее - Реестр), из указанных бюджетных ассигнований на выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудников, имеющих специальные звания в 2017, 2018 и 2019 годах предусматривается ежегодно по 448,7 млрд. рублей.
В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Действие указанной нормы приостановлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ до 1 января 2017 года.
Проектом федерального закона N 15470-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенным на рассмотрение Государственной Думы Правительство Российской Федерации, предлагается продлить приостановление индексации денежного довольствия военнослужащих до 1 января 2018 года.
Таким образом, в результате приостановления действия указанной нормы Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в 2017 году, с учетом ее бездействия в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах, данная гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания окажется не выполненной на протяжении уже пяти лет, то есть фактически за все время действия Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Тем самым, исходя из индекса роста потребительских цен за весь период действия Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" который составил в среднем 43%, денежное довольствие военнослужащих обесценилось практически в половину, как минимум на 43%.
По мнению Комитета по обороне, с учетом важности выполняемых военнослужащими задач и роли данной социальной категории граждан в жизни общества и государства, снижение уровня социальной защищенности военнослужащих недопустимо.
Проект федерального бюджета на 2017 году и плановый период 2018 и 2019 годы предусматривает ежегодно бюджетные ассигнования на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме 209,7 млрд. рублей (по данным Реестра), в том числе федеральным казенным учреждениям - 190,8 млрд. рублей, федеральным бюджетным учреждениям (федеральным автономным учреждениям) - 18,9 млрд. рублей.
При этом не учтены следующие расходы:
обеспечение реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (включение в должностные оклады научных и педагогических работников надбавки за ученую степень и компенсации за книгоиздательскую продукцию) - ежегодно 1,3 млрд. рублей;
обеспечение финансирования расходов на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил на установленную штатную численность - ежегодно 27,9 млрд. рублей.
2.1.2. В целях продовольственного обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации проектом федерального бюджета на 2017 год предусмотрено выделение 64,66 млрд. рублей, в 2018 году - 39,66 млрд. рублей, в 2019 - 39,66 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.1.3. Проектом федерального бюджета предусмотрено выделить на вещевое обеспечение на 2017 год бюджетные ассигнования в сумме 26,94 млрд. рублей, в 2018 году - 26,94 млрд. рублей, в 2019 году - 26,94 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.1.4. Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа 67,25 млрд. рублей в 2017 году, 50,25 млрд. рублей в 2018 году и 50,25 млрд. рублей в 2019 году (по данным Реестра), что позволит на допустимом уровне обеспечить сложившуюся интенсивность боевой подготовки.
2.1.5. Подъемное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов 2,6 млрд. рублей в 2017 году, 2,6 млрд. рублей в 2018 году и 2,6 млрд. рублей в 2019 году (по данным Реестра).
2.1.6. В рамках транспортных расходов проектом федерального бюджета предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: в 2017 году в сумме 12,2 млн. рублей, в 2018 году - 12,7 млн. рублей и 2019 году 13,2 млн. рублей (по данным Реестра).
2.1.7. В рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судебных приставов предусмотрено в 2017 году в сумме 5,68 млрд. рублей, в 2018 году - 5,68 млрд. рублей и 2019 году 5,68 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.1.8. Для осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений проектом федерального бюджета предусмотрено в 2017 году в сумме 5,0 млрд. рублей, в 2018 году - 5,0 млрд. рублей и 2019 году 5,0 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.1.9. На реализацию функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Минобороны России в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годах предусмотрены ежегодно бюджетные ассигнования в объеме 88,5 млрд. рублей (по данным Реестра).
2.2. Бюджетные ассигнования по подразделу 03 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" (открытая часть) в составе расходов федерального бюджета составят в 2017 году 5,32 млрд. рублей, в 2018 году - 5,32 млрд. рублей и в 2019 году 5,32 млрд. рублей.
2.3. Подразделы 04 "Мобилизационная подготовка экономики" и 06 "Ядерно-оружейный комплекс" открытой частью проекта федерального бюджета не предусмотрены.
2.4. Бюджетные ассигнования по подразделу 07 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" в 2017 году составят 1,63 млрд. рублей, в 2018 году - 1,64 млрд. рублей и в 2019 году 1,66 млрд. рублей.
2.5. Бюджетные ассигнования по подразделу 08 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" (открытая часть) составят в 2017 году 15,57 млрд. рублей, в 2018 году - 13,48 млрд. рублей и в 2019 году 11,57 млрд. рублей.
2.6. Бюджетные ассигнования по подразделу 09 "Другие вопросы в области национальной обороны" (открытая часть) предусматриваются в 2017 году в сумме 128,0 млрд. рублей, в 2018 году - 134,71 млрд. рублей и в 2019 году 129,60 млрд. рублей.
2.7. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, согласно реестра расходных обязательств к законопроекту в 2017 году планируется выделение бюджетных ассигнований на формирование фонда служебного жилья для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и помещениями в общежитиях в размере 2,93 млрд. рублей. За счет указанных средств планируется получить 12 785 жилых помещений общей площадью 714 075 кв. метров. На 2018 и 2019 годы финансирование отсутствует.
Фонд служебного жилья в настоящее время полностью не сформирован. Отсутствие в необходимом объеме служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации данной категорией военнослужащих.
По состоянию на конец октября по данным Минобороны России на учете нуждающихся в обеспечении служебным жильем состоит 100,8 тысяч военнослужащих.
Дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений подпункта "д" пункта 1 Указа от 7 мая 2012 года N 604 (ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек) запланированы в 2017, 2018 и 2019 годах ежегодно в сумме 104,66 млрд. рублей, что на 7,96 млрд. рублей больше чем в 2016 году.
2.8. Для решения вопроса жилищного обеспечения военнослужащих согласно реестра расходных обязательств к законопроекту в 2017 году планируется выделение бюджетных ассигнований на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба в размере 1,13 млрд. рублей. За счет указанных средств планируется получить 3 763 жилых помещения общей площадью 236 656 кв. метров. По состоянию на конец октября 2016 года по данным Минобороны России нуждающихся в обеспечении постоянным жильем состоит 30 тыс. военнослужащих, из них 11 тыс. военнослужащих ожидают получение жилищной субсидии.
2.9. С 1 января 2014 года Минобороны России реализует решение вопроса жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
На предоставление жилищной субсидии военнослужащим проектом федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы Минобороны России предусмотрено выделение средств ежегодно в сумме 37,78 млрд. рублей.
2.10. Бюджетные ассигнования по подразделу 10 01 "Пенсионное обеспечение" в структуре ведомственных расходов Минобороны России на 2017 год в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лицам, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, в рамках непрограммного направления деятельности "Развитие пенсионной системы" (Социальное обеспечение и иные выплаты населению), законопроектом предусматриваются в размере 331,0 млрд. рублей.
На реализацию положений подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", предусматривающего ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, выделены бюджетные ассигнования в размере 79,09 млрд. рублей.
Вместе с тем, на рассмотрении Государственной Думы внесен законопроект N 15473-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", которым предлагается приостановить до 1 января 2018 года действие нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 4468-I). Денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом N 4468-I, с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% ("понижающий коэффициент 0,54") и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. Вместе с тем законопроектом N 15473-7 размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-I, с 1 февраля 2017 года предлагается установить в размере 72,23% от размера указанного денежного довольствия, что больше на 2,78 процентных пункта, чем в 2016 году и позволит увеличить "реальный" размер пенсии на 4,0%.
Проектом федерального закона N 1177914-6 "О единовременной выплате пенсионерам", предусматривается единовременная выплата пенсионерам в размере 5 тыс. рублей, вместо проведения индексации социальных пенсий, по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере в 2016 году. Однако в соответствии с законопроектом "военным пенсионерам" (за исключение имеющих право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-I, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях") и приравненным к ним по пенсионному обеспечению получения единовременной выплаты не предусмотрено, индексаций военной пенсии по итогам первого полугодия 2016 года также не предусмотрено.
Законопроектом уровень инфляции в 2017 году предусмотрен в размере 4,0%. Следовательно, для выполнения требований подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 с учетом уровня инфляции в размере 4,0% необходимо установление такого размера денежного довольствия, который бы позволял увеличить "военные" пенсии в среднем на 6,0%, то есть не менее 73,62% размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии. В противном случае требования указанного положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 останутся невыполненными.
При этом Комитета по обороне отмечает, что начиная с 2014 года положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 выполняются не в полной мере.
Годы | Повышение военной пенсии на % | Инфляция* | Должно быть с учетом Указа Президента РФ | "Недоиндексация" с учетом Указа Президента РФ (от 7 мая 2012 года N 604) |
2013 | +8,2% | 6,45% | 8,45% | 0,25% |
2014 | +6,1% | 11,36% | 13,36% | 7,26% |
2015 | +7,5% | 12,90% | 14,90% | 7,4% |
2016 | +4,0% | 5,8% | 7,8% | 3,8% |
2017 | +4,0% | 4,0% | 6,0% | 2,0% |
* - по данным материалов к законопроекту
По мнению Комитета по обороне, выполнение не в полной мере Указа N 604 фактически дискредитирует гарантированный государством уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.
3. Бюджетные ассигнования в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрено по федеральной целевой программе "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" выделение бюджетных ассигнований в объемах на 2017 год 5,8 млрд. рублей, на 2018 год 3,8 млрд. рублей и на 2019 год 2,05 млрд. рублей.
На Федеральную целевую программу "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере на 2017 год - 2,9 млрд. рублей, на 2018 год - 2,9 млрд. рублей, на 2019 год - 2,8 млрд. рублей.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрено по Президентской программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" выделение бюджетных ассигнований в сумме на 2017 год - 7,6 млрд. рублей, на 2018 год - 0,2 млрд. рублей.
На реализацию Федеральной целевой программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере на 2017 год - 2,5 млрд. рублей, на 2018 год - 2,5 млрд. рублей, на 2019 год - 2,5 млрд. рублей.
Выводы:
1. Проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. По разделу 02 "Национальная оборона" бюджетные ассигнования предусмотрены по непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти", а также по 6 государственным программам Российской Федерации. При этом государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" до настоящего времени не утверждена.
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2017 году составят 2 835 792,1 млн. рублей, в 2018 году - 2 728 307,5 млн. рублей и в 2019 году - 2 816 027,5 млн. рублей.
Открытой частью проекта федерального бюджета на 2017 год по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 021 342,1 млн. рублей на 2017 год, 948 344,9 млн. рублей на 2018 год и 941 227,96 млн. рублей на 2019 год.
3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2017 году 3,3%, в 2018 году - 3,0% и в 2019 году - 2,8%, что меньше параметра 2016 года (4,7%).
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2017 году по сравнению с 2016 годом (23,7%) уменьшится и составит 17,5%, в 2018 и 2019 годах также уменьшится и составит 17,0% и 17,6% соответственно.
4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. По мнению Комитета по обороне в целях сохранения социальных гарантий военным пенсионерам, целесообразно предложить Правительству Российской Федерации обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа от 7 мая 2012 года N 604 по результатам исполнения федерального бюджета в 2017 году.
6. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 15455-7 " О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Председателя Комитета | В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.