Комитет министров Совета Европы
в рамках контроля за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека
(1250-е заседание)
Дело "Алексеев
против Российской Федерации"
Решение
8 марта 2016 г.,
1250-е заседание
Представители министров:
1) выражают серьезную озабоченность в связи с тем, что, несмотря на то, что постановление по данному делу вступило в силу почти пять лет назад, местные власти в Российской Федерации продолжают отказывать в согласовании времени и места проведения общественных мероприятий, аналогичных тем, которые рассматриваются в настоящем Постановлении, главным образом на основании Федерального закона, запрещающего "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений" среди несовершеннолетних, и что жалобы организаторов на отказы местных властей отклоняются судами Российской Федерации в основном на основании данного закона;
2) отмечают, что в некоторых решениях судов Российской Федерации (включая решения Верховного Суда Российской Федерации) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 г.* (* Имеется в виду Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" (примеч. редактора).) толкуется таким образом, который позволил бы обеспечить право на свободу мирных собраний при проведении общественных мероприятий, аналогичных тем, которые рассматриваются в настоящем Постановлении;
3) отмечают тем не менее, что это не позволяет сделать вывод о гармонизации судебной практики с целью обеспечения гарантии соблюдения права на свободу мирных собраний на всей территории Российской Федерации;
4) с глубоким сожалением отмечают, что ввиду продолжающихся отказов в согласовании запросов на проведение мероприятий данного характера реализация этого важного права, права на свободу собраний, недостаточно широко признается и обеспечивается властями Российской Федерации;
5) настоятельно призывают власти Российской Федерации принять конкретные и целенаправленные меры, включая меры просветительского характера, с целью обеспечить возможность реализации права на свободу мирных собраний и его охрану с учетом ограничений, предусмотренных в пункте 2 статьи 11 Конвенции;
6) настоятельно рекомендуют властям Российской Федерации нацелить такие меры на популяризацию и применение Постановления Конституционного Суда от 23 сентября 2014 г. и его Определения от 27 октября 2015 г.* (* Имеется в виду Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 2534-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Алексеева Николая Александровича о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П" (примеч. редактора).) местными властями и судами Российской Федерации;
7) с интересом отмечают поведение властей Российской Федерации в ходе проведения мероприятий в г. Санкт-Петербурге в мае 2015 года, выразившееся в отсутствии вмешательства в осуществление права организаторов на свободу мирных собраний, и настоятельно рекомендуют властям Российской Федерации способствовать распространению подобной практики по всей территории Российской Федерации;
8) настойчиво предлагают властям Российской Федерации предоставить Комитету министров подробный план действий, содержащий конкретные и целенаправленные меры, которые необходимо принять для исполнения данного Постановления, и при планировании мер разъяснительного характера настоятельно рекомендуют им использовать соответствующие материалы Совета Европы;
9) предлагают властям Российской Федерации предоставить информацию обо всех запросах на проведение общественных мероприятий, аналогичных тем, которые рассматриваются в настоящем Постановлении, в период между 1 октября 2015 г. и 30 июня 2016 г. в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в Костромской, Архангельской, Мурманской и Тюменской областях, включая следующую информацию по каждому делу: дата заявления, было ли оно удовлетворено, основания отказа (если имел место отказ), была ли среди оснований отказа ссылка на Федеральный закон, детали каждого последующего обжалования, включая детали решений по жалобам, а также прошло ли мероприятие в соответствии с первоначальным запросом;
10) решают возобновить рассмотрение данного дела на 1273-м заседании Комитета министров в декабре 2016 года.
Дело "Катан и другие
против Республики Молдова и Российской Федерации"*
* (* Дело против Республики Молдова и Российской Федерации. Европейский Суд не установил каких-либо нарушений в отношении Республики Молдова. Жалобы NN 43370/04 и др., Постановление Большой Палаты Европейского Суда от 19 октября 2012 г.)
8-10 марта 2015 г.,
1250-е заседание
Представители министров:
1) напоминая, что в Постановлении по делу "Катан и другие против Республики Молдова и Российской Федерации" Европейский Суд, обратив внимание на то, что "отсутствуют доказательства какого-либо прямого участия представителей властей Российской Федерации в актах, направленных против заявителей", а также "каких-либо доказательств российского участия или одобрения языковой политики "ПМР", тем не менее установил, что "в силу постоянной военной, экономической и политической поддержки "ПМР", которая иначе не могла бы существовать, Российская Федерация несет ответственность в соответствии с Конвенцией за нарушения прав заявителей на образование";
2) вновь напоминая о безусловной обязанности каждого государства-ответчика в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конвенции исполнять вступившие в силу постановления по делам, в которых они выступают стороной, в том числе путем выплаты справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом;
3) подчеркивая фундаментальное значение начального и среднего образования для личного развития и будущих успехов каждого ребенка и настаивая на праве заявителей продолжать получать обучение на языке их страны, который также является их родным языком, без препятствий и притеснений;
4) призывают власти Российской Федерации приложить дополнительные усилия для исследования всех возможных путей полного и эффективного исполнения настоящего Постановления и продолжить в этой связи диалог с Комитетом министров и Секретариатом Европейского Суда;
5) решают возобновить рассмотрение данного дела на 1259-м заседании Комитета министров в июне 2016 года.
Группа дел "Гарабаев
против Российской Федерации"*
* (* Жалоба N 38411/02, Постановление от 7 июня 2007 г., вступило в силу 30 января 2008 г.)
8-10 марта 2016 г.,
1250-е заседание
Представители министров
в отношении мер индивидуального характера,
что касается защиты от экстрадиции/высылки и освобождения из-под стражи:
1) приветствуют меры, принятые властями для освобождения из-под стражи заявителей, имеющих на это право, и для предоставления временного убежища всем тем, кто об этом ходатайствовал; и предлагают властям обеспечить функционирование административных "стоп-листов" в качестве эффективного средства для предотвращения высылки тех заявителей, которые, вероятно, продолжают проживать на нелегальных основаниях;
что касается защиты заявителей, перемещенных в Таджикистан и Узбекистан в нарушение Конвенции:
2) повторяют, что информация, полученная от властей, осуществляющих содержание под стражей, не может считаться достаточным доказательством того, что условия содержания являются надлежащими и не сопряжены с обращением, нарушающим статью 3 Конвенции, вновь настаивают на том, чтобы власти Российской Федерации использовали все имеющиеся средства для получения с целью мониторинга регулярного доступа к заявителям, содержащимся под стражей в Таджикистане и Узбекистане, либо российскими дипломатическими сотрудниками, либо представителями авторитетных и независимых национальных и международных организаций, и призывают власти исследовать возможность применения нового механизма мониторинга к заявителям, в настоящее время находящимся в заключении в других странах;
что касается расследования случаев исчезновения/похищения:
3) приветствуют усилия властей по исправлению недостатков расследования, установленных Судом в деле "Мухитдинов против Российской Федерации", и их успешную попытку установить местонахождение заявителя, в то же время выражают серьезную озабоченность тем, что некоторые заявители остаются пропавшими без вести, и настоятельно призывают власти сделать всё возможное для установления их местонахождения;
4) выражают обеспокоенность тем, что ни в одном из дел, в которых заявители были обнаружены в запрашивающих государствах, расследование не привело ни к появлению убедительного описания событий, совместимого с выводами Европейского Суда, ни к установлению лиц, ответственных за их незаконное перемещение, и настоятельно призывают власти продолжить усилия по проведению эффективного расследования, способного дать убедительные ответы на эти вопросы;
что касается выплаты справедливой компенсации:
5) предлагают властям рассмотреть в сотрудничестве с Секретариатом Европейского Суда имеющиеся возможности исполнения обязательства в части выплаты справедливой компенсации в делах "Искандаров против Российской Федерации" и "Муминов против Российской Федерации".
В отношении мер общего характера,
что касается мер для предотвращения экстрадиции/высылки в нарушение Конвенции:
6) приветствуют приостановление исполнения решений об экстрадиции/высылке и легализацию положения заявителей в Российской Федерации до тех пор, пока соответствующие риски сохраняются, предлагают властям подтвердить, что механизм мониторинга, планируемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации, будет применяться только в тех случаях, где гарантии запрашивающего государства в отношении риска жестокого обращения соответствуют стандартам, разработанным в прецедентной практике Европейского Суда;
что касается особой защиты от похищений и незаконных перемещений из Российской Федерации:
7) предлагают властям продолжить практику уведомления лиц о праве обратиться за государственной защитой в случае предполагаемого риска незаконного перемещения, информировать Комитет министров о любых соответствующих поданных жалобах и ответе властей на них и, в отношении дела "Низамов и другие против Российской Федерации", прояснить, включала ли процедура письменное подтверждение заявителей о том, что они были проинформированы;
что касается других нерешенных вопросов:
8) ввиду рассмотрения Комитетом министров этой группы дел в будущем предлагают властям представить обновленный план действий или отчет о действиях, касающиеся мер, запланированных или реализованных для урегулирования всех остающихся нерешенными вопросов.
Дело "Грузия против
Российской Федерации (I)"*
* (* Жалоба N 13255/07, Постановление Большой Палаты Европейского Суда от 3 июля 2014 г.)
8-10 марта 2016 г.,
1250-е заседание
Представители министров:
1) напоминая, что в данном Постановлении Европейский Суд пришел к выводу, что скоординированная политика задержаний, содержания под стражей и выдворений граждан Грузии, представлявшая собой правоприменительную практику, реализовывалась в Российской Федерации с октября 2006 года по конец января 2007 года в нарушение статьи 4 Протокола N 4 к Конвенции, пунктов 1 и 4 статьи 5 и статьи 3 Конвенции, а также статьи 13 Конвенции во взаимосвязи со статьей 3 и пунктом 1 статьи 5 Конвенции, а также напоминая, что он установил наличие нарушения статьи 38 Конвенции;
2) напоминая, что вопрос применения статьи 41 Конвенции продолжает рассматриваться Европейским Судом;
3) с интересом отмечают подробную информацию, представленную властями Российской Федерации и касающуюся, в частности, изменений в Федеральной миграционной службе, в осуществлении прокурорского надзора и в практике судов Российской Федерации в период с 2007 года;
4) предлагают властям Российской Федерации предоставить дальнейшую информацию о реализации плана действий и дополнить ее анализом того, как упомянутые в нем меры предотвратят в будущем подобную правоприменительную практику;
5) предлагают властям Российской Федерации предоставить информацию о мерах, принятых или запланированных с целью обеспечить соблюдение в будущем обязательства, закрепленного в статье 38 Конвенции, создавать все необходимые условия для деятельности Европейского Суда.
Дело "OAO "Нефтяная компания Юкос"
против Российской Федерации"*
* (* Жалоба N 14902/04, Постановления от 20 сентября 2011 г. и 31 июля 2014 г., вступили в силу 8 марта 2012 г. и 15 декабря 2014 г.)
8-10 марта 2016 г.,
1250-е заседание
Представители министров:
1) ссылаясь на решение, принятое на 1236-м заседании Комитета министров (сентябрь 2015 года), с сожалением отмечают длительное непредоставление информации о плане распределения справедливой компенсации, присужденной в отношении материального ущерба, как было указано в соответствующем Постановлении Европейского Суда;
2) соответственно, вновь призывают власти Российской Федерации к полноценному сотрудничеству и продолжению диалога с Комитетом министров и Секретариатом Европейского Суда в соответствии со статьей 46 Конвенции с целью исполнения настоящего Постановления;
3) вновь призывают предоставить информацию о выплате справедливой компенсации, присужденной в отношении расходов и издержек;
4) решают возобновить рассмотрение данного дела на 1259-м заседании Комитета министров в июне 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комитета министров Совета Европы в рамках контроля за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека от 8 марта 2016 г. (1250-е заседание)
Текст решения опубликован в приложении к Бюллетеню Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 3/2016.
Перевод с английского ООО "Развитие правовых систем" / Под ред. Ю.Ю. Берестнева