В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 350 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает Порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема.
Указанным Порядком предусмотрено, что конкурс проводится Министерством образования и науки Российской Федерации путем распределения и установления контрольных цифр приема по каждой специальности и направлению подготовки с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по направлениям подготовки высшего образования (для обучения по образовательным программам бакалавриата, магистратуры) и специальностям высшего образования (для обучения по образовательным программам специалитета) на уровне субъектов Российской Федерации и (или) на федеральном уровне.
Общий объем контрольных цифр приема, прогнозируемый для субъекта Российской Федерации, разделен на федеральную и региональную части.
При установлении образовательным организациям контрольных цифр приема в рамках конкурса, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации, учитываются показатели деятельности образовательной организации, расположенной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (без учета филиалов, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации), или филиалов образовательных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении контрольных цифр приема в рамках конкурса, проводимого на федеральном уровне, показатели деятельности образовательной организации учитываются без учета его местонахождения (то есть филиалы образовательных организаций не принимают участие в федеральной части конкурса).
Таким образом, общий объем контрольных цифр приема, установленный по результатам конкурса образовательным организациям, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, может отличаться от объемов контрольных цифр приема, прогнозируемых для субъекта Российской Федерации за счет перераспределения федеральной части конкурса, с учетом потенциала эффективности образовательных организаций, входящих в состав образовательной сети субъекта Российской Федерации.
На совещании с представителями федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций принято решение о выделении Центров ответственности, к компетенции которых относится выработка позиции об объемах и структуре контрольных цифр приема и предложений о разбиении на региональную и федеральную часть конкурса, для дальнейшего предоставления указанных предложений в субъекты Российской Федерации.
Информация о порядке взаимодействия Министерства образования и науки Российской Федерации, Центров ответственности и субъектов Российской Федерации в части формирования прогноза объемов контрольных цифр приема была доведена письмом от 13 июня 2013 г. N ДЛ-152/05.
В связи с вышеизложенным, особую важность приобретает точность прогнозных объемов контрольных цифр приема граждан, выстраиваемых субъектами Российской Федерации.
При проведении конкурса в 2013 г. из общего объема контрольных цифр приема, сформированного для региона, региональные части конкурса и объемы контрольных цифр приема, отнесенные к федеральной части конкурса, формировались по следующим правилам: для направлений подготовки по программам бакалавриата и специалитета - 70% на региональную часть конкурса и 30% на федеральную, для магистратуры - 30% на региональную и 70% на федеральную части конкурса.
В 2014 г. для большинства специальностей и направлений подготовки использован такой же принцип формирования региональных и федеральной частей конкурса, за исключением ряда направлений подготовки и специальностей, в отношении которых Центрами ответственности определены особые соотношения.
В целях подготовки предложений субъектов Российской Федерации по объему и структуре контрольных цифр приема на 2014 год Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает субъектам Российской Федерации представить информацию в форме таблицы (приведена в приложении к настоящему письму), в которой указаны:
общие объемы контрольных цифр приема, установленные образовательным организациям, расположенным на территории субъекта Российской Федерации в 2012 и 2013 годах;
общие объемы контрольных цифр приема по каждой специальности и направлению подготовки, сформированные на основе прогноза потребности экономики субъекта Российской Федерации в кадрах с высшим образованием, позиции Центров ответственности относительно предложенного прогноза и возможности образовательной сети субъекта Российской Федерации;
предполагаемое соотношение федеральной и региональной частей конкурса для субъекта Российской Федерации.
Субъекту Российской Федерации необходимо:
заполнить информацию о потребности субъекта Российской Федерации в кадрах, сформированной с учетом предложений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к сфере ответственности которых относятся вопросы образования, культуры, искусства, здравоохранения, промышленности, транспорта и других отраслей региональной экономики и возможности образовательной сети субъекта Российской Федерации. В случае, если прогнозируемый объем контрольных цифр приема (значение в графе 5 формы) не требует корректировки, необходимо повторить его значение в графе 7 формы;
при необходимости скорректировать долю региональной части конкурса в общем объеме контрольных цифр приема, прогнозируемых для субъекта Российской Федерации (графа 8). В случае, если корректировка доли региональной части конкурса не требуется, указывается значение, приведенное в графе 6 формы.
При подготовке предложений необходимо также учесть следующее:
изменение объемов контрольных цифр приема между специальностями и направлениями подготовки возможно при сохранении общего объема контрольных цифр приема, прогнозируемых для субъекта Российской Федерации. В случае увеличения общего объема контрольных цифр приема, прогнозируемого для субъекта Российской Федерации, необходимо представить в Министерство образования и науки Российской Федерации развернутое обоснование такого увеличения (поручения Президента и Правительства Российской Федерации, утверждённые планы создания новых рабочих мест, анализ трудоустройства выпускников по данным направлениям подготовки и специальностям за последние 5 лет и др.);
корректировка соотношения доли региональной и федеральной частей конкурса для каждого направления подготовки может осуществляться в пределах 10% от заданного соотношения.
Обращаем внимание, что прогноз объемов контрольных цифр приема для подготовки кадров в транспортной сфере необходимо осуществлять в соответствии с письмом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N ДЛ-171/05.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
А.Б. Соболев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 июля 2013 г. N 05-873 "О формировании прогнозного объема КЦП"
Текст письма официально опубликован не был