Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно абзацу восьмому статьи 3 проекта федерального закона на садовом (дачном) земельном участке могут быть размещены "садовые дома, хозяйственные постройки и объекты индивидуального жилищного строительства (дачные дома, дачи)". При этом в пункт 1 статьи 123.12. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статья 27 законопроекта) вносится изменение, которое исключает из данной нормы слова "дачный дом". В связи с этим рассматриваемые проектируемые положения нуждаются в согласовании.
В абзаце девятом статьи 3 законопроекта садовый дом определяется как сооружение сезонного или вспомогательного использования, предназначенное для отдыха и временного пребывания людей, для размещения которого не требуется выдачи разрешения на строительство, не имеющее подземных сооружений. В целях исключения неоднозначного толкования предлагаемой классификации полагаем целесообразным раскрыть понятие "подземные сооружения". Кроме того, требуется дать определение дачного дома.
В положениях статей 4 (абзац первый) и 8 (части 1, 4) законопроекта, регулирующих гражданско-правовые отношения, упоминается о "законе", в связи с чем необходимо отметить, что данные отношения в соответствии со статьей 3 (пункты 1 и 2) ГК РФ регулируются федеральными законами.
В подпункте 2 части 2 статьи 6 законопроекта из терминологического словосочетания "единый неразрывный элемент планировочной структуры" следует исключить слово "неразрывный" как избыточное.
Согласно части 5 статьи 6 законопроекта установление границ территории товарищества без обеспечения свободного доступа к земельным участкам и территориям общего пользования иных земельных участков не допускается. Из формулировки "установление границ территории" неясно, как данная норма будет реализовываться на практике. Полагаем, что следует вести речь об установлении сооружений, обозначающих границы территории товарищества.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 законопроекта член товарищества имеет право подавать в органы товарищества заявления (обращения, жалобы) "в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом". Поскольку законопроектом данный порядок не установлен, проектируемое положение нуждается в уточнении.
В части 11 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что членами товарищества могут стать граждане, которым земельные участки принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды. Данное положение не согласуется с частью 3 статьи 2 и частью 3 статьи 9 законопроекта, в соответствии с которыми товарищество является видом организационно-правовой формы товарищества собственников недвижимости-добровольного объединения собственников недвижимого имущества (см. при этом пункт 1 статьи 123.12. ГК РФ).
Обращаем внимание, что в пунктах 9 и 10 части 1 статьи 14 законопроекта указывается документация по планировке территории, а в частях 2 и 3 статьи 20, частях 1 и 2 статьи 21 законопроекта - проекты планировки территории и проекты межевания территории. При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 законопроекта одобрению общим собранием членов садоводческого некоммерческого товарищества подлежат проект планировки территории и (или) проект межевания территории до их утверждения, тогда как согласно пункту 9 статьи 14 законопроекта одобрению общим собранием членов указанного товарищества подлежит документация по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 14 законопроекта внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по "требованию органа местного самоуправления". Данное положение нуждается в дополнительном обосновании, поскольку ГК РФ и Федеральный законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такую процедуру не предусматривают.
В части 1 статьи 20 законопроекта, по нашему мнению, требуется отсылка к градостроительным регламентам, поскольку на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с данными документами определяются предельные параметры разрешенного строительства (см. пункт 9 статьи 1 указанного Кодекса).
В соответствии со статьей 23 законопроекта лица, ведущие садоводство, огородничество и дачное хозяйство на землях товарищества без участия в нем, вправе использовать имущество общего пользования товарищества наравне и в объеме, установленном для члена товарищества. При этом такие лица обязаны осуществлять плату за создание и использование указанного имущества в порядке, определенном уставом товарищества, что представляется спорным, поскольку устав распространяется только на членов товарищества. Полагаем, что в данном случае речь может идти о договорных отношениях.
В статье 30 законопроекта предлагается исключить из статьи 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", устанавливающей виды деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов слова "садоводческие, огороднические", "растениеводства". Полагаем необходимым соотнести данное положение с пунктом 1 статьи 24 законопроекта, в соответствии с которым садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество в случае принятия его членами решения об изменении вида деятельности "на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства или иную деятельность, не связанную с ведением садоводства, огородничества может быть преобразовано в потребительский кооператив, деятельность которого регулируется законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации". Одновременно обращаем внимание на то, что садоводство и огородничество непосредственно связаны с производством растениеводческой продукции.
В части 5 статьи 37 законопроекта установлено, что для целей применения в проектируемом федеральном законе, в иных федеральных законах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", если такие земельные участки не отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, считаются равнозначными. При этом не ясно, как будет урегулирован вопрос, в случае если такие земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 37 законопроекта законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставление этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки таких товариществ. Полагаем, что данное положение носит декларативный характер, поскольку в законопроекте отсутствует правовой механизм реализации вышеуказанных мер.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.