Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 15456-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
При формировании доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - бюджета Фонда) учитывается, что в 2017 -2019 годах Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Фонд) полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование направляется на финансирование страховой пенсии. Проект федерального закона N 15475-7, предусматривающий продление данного порядка на 2017-2019 годы, внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета.
Кроме того, при формировании бюджета Фонда учтены средства на осуществление Фондом в январе 2017 года единовременной денежной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей (проект федерального закона N 1177914-6 "О единовременной выплате пенсионерам").
Основные показатели бюджета на 2017-2019 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей) | |||||
Показатели |
Утвержд. 2016 год |
2017 г. в % к 2016 г. |
|||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
ДОХОДЫ |
7 528,8 |
8 363,5 |
8 530,5 |
8 919,9 |
111,1 |
в том числе: по распределительной составляющей |
7 421,6 |
8 202,1 |
8 333,3 |
8 689,9 |
110,5 |
по накопительной составляющей бюджета |
107,3 |
161,4 |
197,2 |
230,0 |
150,5 |
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3 184,8 |
3 783,3 |
3 630,6 |
3 702,6 |
118,8 |
из них: - на сбалансированность бюджета Фонда (на обязательное пенсионное страхование) |
810,5 |
989,1 |
954,1 |
955,0 |
122,0 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
392,0 |
434,0 |
479,7 |
509,0 |
110,7 |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 982,3 |
2 138,5 |
2 197,4 |
2 238,6 |
108,6 |
- на единовременную выплату пенсионерам в 2017 году |
0,0 |
221,7 |
0,0 |
0,0 |
|
средства бюджетов субъектов РФ |
3,0 |
3,9 |
4,3 |
3,8 |
96,7 |
РАСХОДЫ |
7 703,9 |
8 583,9 |
8 727,2 |
9 087,7 |
111,4 |
в том числе: по распределительной составляющей |
7 421,6 |
8 202,1 |
8 333,3 |
8 689,9 |
110,5 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
282,3 |
381,8 |
393,9 |
397,8 |
135,2 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-175,07 |
-220,43 |
-196,69 |
-167,86 |
- |
в том числе: по распределительной составляющей |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-175,07 |
-220,43 |
-196,69 |
-167,86 |
- |
Источники покрытия дефицита по накопительной составляющей - средства пенсионных накоплений |
175,07 |
220,43 |
196,69 |
167,86 |
|
|
В бюджете Фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) на 2017-2019 годы учтены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, применения для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, пониженных тарифов страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Проект федерального закона N 15467-7, предусматривающий продление действия пониженного базового тарифа (22%) на 2019 год, внесен Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на соответствующий финансовый год (2017 год - 38 434 руб., 2018 год - 40 796 руб., 2019 год - 43 100 руб.). С учетом применения повышающих коэффициентов предельная величина базы для начисления страховых взносов составит в 2017 году 876 тыс. рублей (1,9), в 2018 году - 979 тыс. рублей (2,0), в 2019 году -1 086 тыс. рублей (2,1).
Общая сумма страховых взносов на ОПС в бюджете Фонда запланирована в следующих объемах: в 2017 году - 4 410,39 млрд. рублей; в 2018 году - 4 693,73 млрд. рублей, в 2019 году - 4 977,73 млрд. рублей.
В проекте бюджета Фонда предусмотрено, что в 2017-2019 годах суммы страховых взносов на ОПС в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий с их одновременным учетом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (проект федерального закона N 15475-7). Данные средства учтены в доходах бюджета Фонда по распределительной составляющей, в связи с чем объем трансфертов на ОПС из федерального бюджета бюджету Фонда уменьшается в 2017 году на 407,7 млрд. рублей, в 2018 году - на 455,3 млрд. рублей, в 2019 году - на 502,1 млрд. рублей.
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Фонда соответствует показателям расходов федерального бюджета, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, и составляет: в 2017 году - 3 783,3 млрд. рублей, в 2018 году - 3 630,6 млрд. рублей, в 2019 году - 3 702,6 млрд. рублей. В объеме межбюджетных трансфертов учтены средства необходимые для реализации действующих норм пенсионного законодательства, других нормативных правовых актов с учетом положений законопроектов внесенных Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета, а также средства на осуществление единовременной денежной выплаты пенсионерам в 2017 году.
При этом комитет обращает внимание на то, что в указанных объемах в 2017-2019 годах не предусматриваются, как это было в предыдущие годы, средства в сумме 1,0 млрд. рублей ежегодно на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.
Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения численности получателей пенсий за 2017 год на 604 тыс. человек (на начало 2017 года - 43,33 млн. человек).
Расходы на выплату страховых пенсий определены в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях") с учетом ежегодной корректировки страховых пенсий.
При формировании проекта бюджета Фонда на 2017-2019 годы учтено приостановление до 1 января 2020 г. действия норм Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающих повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве (проект федерального закона N 15463-7).
В проекте бюджета Фонда предусмотрены корректировка и индексация размеров страховых пенсий.
Корректировка:
в 2017 году увеличение стоимости пенсионного коэффициента (СПК) на индекс роста потребительских цен за 2016 год с 1 февраля на 5,8%, что соответствует 78 руб. 58 коп., с 1 апреля СПК устанавливается в таком же размере;
в 2018 году увеличение СПК с 1 февраля на 4,0%, что соответствует 81 руб. 72 коп., с 1 апреля СПК устанавливается в таком же размере;
в 2019 году увеличение СПК с 1 февраля на 4,0%, что соответствует 84 руб. 99 коп, с 1 апреля СПК устанавливается в таком же размере.
Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии:
в 2017 году на 5,8% в 2018 году на 4,0% в 2019 году на 4,0%.
Следует отметить, что необходимая для осуществления корректировки размеров страховых пенсий методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента Правительством Российской Федерации не утверждена.
Расходы на выплату социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены с учетом ежегодной индексации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год: в 2017 году - 2,6%, 2018 год - 4,5%; 2019 года - на 9,6%.
В результате планируемых в 2017 году мероприятий по увеличению размеров пенсий размер страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты) на конец года составит 13 208,7 руб. (увеличится за год на 526,4 руб.), средний размер социальной пенсии на конец года составит 8 854,8 руб. (увеличится за год на 224,5 руб.), отношение среднегодового размера социальной пенсии к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной на 2017 год в сумме 8 540 руб., составит 103,1 %, среднегодовой размер страховой пенсии в 2017 году составит 13 168 руб. (или 154,2% к ПМП).
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2017 год по распределительной составляющей планируется в сумме 8 202,1 млрд. рублей. Из них расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан составят 7 190,8 млрд. рублей (или 87,7% от общей суммы расходов), расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 452,5 млрд. рублей (или 5,5%), на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 110,6 млрд. рублей (или 1,3%).
Расходы бюджета Фонда на осуществление ЕДВ отдельным категориям граждан определены в 2017 году с учетом индексации с 1 февраля 2017 года размеров выплат в соответствии с действующим законодательством (исходя из установленного прогнозного уровня инфляции), в 2018-2019 годах - с учетом ежегодной индексации выплат в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год (проект федерального закона N 15468-7).
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала определены с учетом приостановления до 1 января 2020 года действия нормы о ежегодном пересмотре с учетов темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала (проект федерального закона N 15468-7).
Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы в соответствии с действующим законодательством и прогнозируются в следующих объемах:
в 2017 году - доходы в сумме 161,4 млрд. рублей, расходы -381,8 млрд . рублей; в 2018 году - доходы - 197,2 млрд. рублей, расходы - 393,9 млрд. рублей; в 2019 году - доходы - 230 млрд. рублей; расходы - 397,8 млрд. рублей.
В соответствии с положениями Федеральных законов от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" предусматривается передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в 2017 году в сумме 364,2, в 2018 году - 375,4 млрд. рублей, в 2019 году - 378,8 млрд. рублей.
Гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, уплачиваемые Фондом в соответствии с законодательством, предусматриваются в 2017 году в сумме 244,6 млн. рублей, в 2018 году - 456,5 млн. рублей, в 2019 году - 423,0 млн. рублей.
Бюджетом Фонда предусмотрены расходы (с учетом расходов на доставку) на выплату накопительной пенсии: в 2017 году в сумме 0,6 млрд. рублей, в 2018 году - 1,0 млрд. рублей, в 2019 году - 1,6 млрд. рублей; на осуществление срочной пенсионной выплаты: в 2017 году - 195,9 млн. рублей, в 2018 году - 343,6 млн. рублей, в 2019 году - 547,6 млн. рублей; на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений: в 2017 году - 12,5 млрд. рублей, в 2018 году - 12,1 млрд. рублей, в 2019 году - 11,7 млрд. рублей.
Расходы на доставку указанных выплат в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств пенсионных накоплений" осуществляются за счет средств резерва Фонда по ОПС.
Расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за счет резерва Фонда по ОПС, запланированы: на 2017 год в сумме 4,1 млрд. рублей, в 2018 году - 4,4 млрд. рублей, в 2019 году - 4,7 млрд. рублей.
Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по накопительной составляющей являются средства пенсионных накоплений, находящиеся на счетах Фонда и в доверительном управлении управляющих компаний. Объем средств пенсионных накоплений на конец 2017 года оценивается в сумме 1 141,9 млрд. рублей, на конец 2018 года согласно расчетам составит 950,4 млрд. рублей, на конец 2019 года - 782 млрд. рублей.
Выводы:
Законопроект разработан на основании и в соответствии с Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.
При разработке проекта бюджета Фонда учтены проекты федеральных законов, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета.
В доходной части бюджета Фонда средства федерального бюджета, направляемые в виде межбюджетных трансфертов, составят в 2017 году 46,1%, в 2018 году - 43,6%, в 2019 году - 42,6% всех доходов бюджета Фонда, что свидетельствует о зависимости бюджета Фонда от трансфертов из федерального бюджета. При этом объем средств трансферта на обязательное пенсионное страхование составляет около 26% от общего объема трансфертов. Сохраняющаяся практика применения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков усиливает зависимость бюджета Фонда от федерального бюджета.
Бюджет Фонда на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов сбалансирован по распределительной составляющей за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суммы трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Фонда, соответствуют показателям расходов федерального бюджета, установленным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Вместе с тем, Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, принятие которой предусмотрено абзацем 4 части 2 статьи 17 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда комитет считает необходимым в дальнейшем вернуться к обсуждению вопроса об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках действующей модели.
Комитет также обращает внимание, что расходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом индексации страховых пенсий в 2017 году на 5,8% исходя из роста потребительских цен только в отношении неработающих пенсионеров (ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране, комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о возврате прежнего порядка индексации страховых пенсий для всех пенсионеров.
Обращая внимание на запланированную в 2017 году индексацию социальных пенсий исходя из прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера на 2,6%, комитет считает необходимым рассмотреть вопрос о совершенствовании методики определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.