Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту (номер извещения 0173100000116000032) (далее - Аукцион), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте государственного контракта документации об Аукционе содержится конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета возможности применения антидемпинговых мер.
2. В документации об Аукционе установлено излишнее требование к обладанию участником закупки исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности.
3. В проекте контракта документации о Аукционе не установлены условия о привлечении подрядчика к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование об обязательном предоставлении исполнителем счета-фактур для оплаты выполненных работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru - 12.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 21 900 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе содержится конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета возможности применения антидемпинговых мер.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 11.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе сумма обеспечения исполнения Контракта установлена в размере 1 095 000 рублей, при начальной максимальной цене контракта 21 900 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Статьей 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе размера обеспечения исполнения контракта с учетом снижения цены контракта, предложенной участником закупки на 25 и более процентов. Кроме того, на момент рассмотрении жалобы Заявителя на заседании Комиссии отсутствуют сведения о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Также, на заседании Комиссии установлено, что в пункте 1.12 "Антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона" документации об Аукционе Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры при проведении Аукциона.
Кроме того, Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы документы, подтверждающие обоснованность довода не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование к обладанию участником закупки исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Подпунктом 6 Пункта 20 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что предметом Аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту здания, в рамках которого Заказчиком не приобретаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, указанное требование установлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации о Аукционе не установлены условия о привлечении исполнителя к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что пунктом 2.2.14 проекта контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 (тридцати) процентов от стоимости выполняемых работ по контракту.
Пунктом 7.11 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также представитель Заказчика пояснил, что в пункте 9.1 проекта контракта документации об Аукционе указано, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование об обязательном предоставлении исполнителем счет-фактуры для оплаты выполненных работ.
Согласно пункту 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе следует, что оплата работ осуществляется Заказчиком на основании выставленных подрядчиком счета, счета-фактуры в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами форм КС-2, КС-3 и Итогового акта путем перечисления стоимости выполненных Работ на расчетный счет подрядчика.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, предоставление счета или счета-фактуры вытекает из Налогового законодательства, и в случае, если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она не является плательщиком НДС, и, соответственно, требовать от организации счета-фактуры не представляется возможным.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ведомости объемов работ и материалов документации об Аукционе указано, в том числе: "Мастика универсальная; условная прочность, Мпа, не менее 0,025; относительное удлинение при разрыве, %, не менее 14; водопоглощение в течение 24 ч, % по массе, не более 8,7; прочность сцепления, Мпа, с бетоном не менее 0,02; температура размягчения, К, *не ниже 373 ; на поверхности образца не должно быть трещин на брусе с закруглением радиусом, мм, *(5,0+0,2) при температуре, К, *не выше 268; температура эксплуатации, диапазонное значение, не менее от -40°С до +100°С.
Гидрофобизатор для защиты пористых минеральных поверхностей MASTERSEAL 321В или MASTERSEAL
303 или эквивалент; гидрофобизирующая жидкость на силансилоксановой или алкилалкоксисилановой основе; материал проникает в основание, внутри которого сразу же вступает в химическую реакцию; обработанная поверхность приобретает способность отталкивать воду; содержание твердого вещества, %, не более 20; плотность, кг/л, не менее 0,97; температура воспламенения, °C, более 90; глубина проникновения, мм, диапазонное значение, не менее 1,5-3; снижение водопоглощения по сравнению с необработанным образцом, %, не менее 90; снижение диффузии ионов хлоридов не менее 90% в сравнении необработанным образцом или не нормируется.
Пена PROFFLEX PRO RED 65 PLUS или Krimetle или эквивалент; плотность, кг/м3, диапазонное значение, не менее 25-30; поверхностное высыхание, минута, диапазонное значение, не более 10-16; можно резать; время предварительной обработки, полоска пены 30 мм, минут, диапазонное значение, не более 30-50; пределы температур для затвердевшей пены, °C, краткосрочно, диапазонное значение, не более от -65 до +130; теплопроводность Вт/(мK), не более 0,036; полное затвердение в шве при +23°C, час, не более 48; полное затвердение в шве при +5°C, час, не более 24; уменьшение объема % *до 2; точка воспламенения затвердевшей пены, °C, не более 400; сопротивление разрыву, Н/см2, не менее 12; предел прочности при сжатии при 10%-ной деформации , Н/см2, не менее 3".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что указанное нарушение не повлияло результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям не отклонена ни одна заявка участника закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 28.09.2016 по делу N К-1575/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2016 г. N К-1607/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был