Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "МОСПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Заказчиком) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание автоматизированной информационной системы поддержки инновационного развития топливно-энергетического комплекса (номер извещения 0173100008316000133) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей положениям Конкурсной документации.
2. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.09.2016 NПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) с нарушением срока.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) победителем Конкурса признана Ассоциация содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса "СИРТЭК" с предложением о цене контракта 4 500 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей положениям Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок заявка Заявителя с порядковым номером "2" отклонена по следующему основанию:
"Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. Участник закупки представил банковскую гарантию, в которой отсутствует обязательный перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, (далее - требование по банковской гарантии) Нарушены положения пункта 7 части 2 статьи 45 и пункта 5 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положения подпункта 7 пункта 1.8 Раздела II. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА" Конкурсной документации. В связи с тем, что представленная заявка на участие в открытом конкурсе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и положениям конкурсной документации, на основании части 3 статьи 53 Федерального закона, конкурсной комиссией принято решение отклонить данную заявку".
Кроме того, по аналогичному основанию, отклонена заявка участника с порядковым номером "6".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее- Форма требования) и перечень документов, предоставляемых заказчиком банку (далее - Перечень), согласно которому Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Согласно примечанию к форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии указанное требование с направляемыми документами оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлена заявка Заявителя, в составе которой представлена Банковская гарантия, содержащая следующие положения:
"В случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств, предусмотренных для участников вышеуказанного конкурса. Гарант обязуется, по требованию Бенефициара, возместить/оплатить указанную в требовании сумму, в соответствии с условиями настоящей банковской гарантии, но не свыше суммы настоящей банковской гарантии, в течение 10 (Десяти) рабочих дней после поступления письменного требования Бенефициара о платеже по настоящей банковской гарантии. Требование Бенефициара к Гаранту об уплате денежной суммы по настоящей гарантии должно быть подписано руководителем Бенефициара или уполномоченным им лицом и заверено печатью Бенефициара. В требовании должны быть указаны конкретные факты неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств, предусмотренных для участников вышеуказанного конкурса, расчет суммы требования и его обоснование. К требованию должны быть приложены документы согласно перечню, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе п сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая, что документы, предусмотренные пунктами 2, 3 Перечня предоставляются с банковской гарантией, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, указанные документы с банковской гарантией для обеспечения заявки на участие в Конкурсе не могут быть представлены, поскольку авансирование на стадии подачи заявок на участие в Конкурсе не осуществляется (пункт 2 Перечня), а условие о гарантийном случае распространяется на стадии исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 3 Перечня).
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестрах банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2, 3 статьи 45 Закона о контрактной системе; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Банковской гарантии не противоречат положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Конкурсной документации в связи с чем, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии Банковской гарантии Заявителя положениям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации, не соответствует части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, Комиссией установлено, что по аналогичному основанию отказано в допуске к участию в Конкурсе участнику закупки с порядковыми номером заявки "6".
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок с нарушением срока.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
На заседании Комиссии установлено что Протокол рассмотрения и оценки заявок подписан Конкурсной комиссией 29.09.2016, при этом указанный протокол размещен в ЕИС 01.10.2016, то есть позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "МОСПРОЕКТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 11.10.2016 по делу N К-1642/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2016 г. N К-1642/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был