Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ПАО "МТС" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплексных услуг подвижной связи для нужд Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (номер извещения 0173100011916000083) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - лицензия ФСБ России) и лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - лицензия ФСТЭК России).
2. Заказчиком в документации об Аукционе не раскрыто понятие "Абонентский терминал", "Абонентские устройства" и "Мобильный телефон".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 786 500 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 20.10.2016;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России и лицензии ФСТЭК России, поскольку по мнению Заявителя, указанные лицензии необходимы для выполнения пункта 3.8 и 3.9 технического задания документации об Аукционе в соответствии с которыми необходимо оказать соответствующее услуги не более чем 15 абонентам. Вместе с тем, общее число абонентов, которым необходимо оказать услуги подвижной связи, для которых не требуется лицензия ФСБ России и лицензия ФСТЭК России составляет не менее 2512 штук.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В документации об Аукционе установлено: "Участник аукциона предоставляет в составе второй части заявки копию лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, копию лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, копию лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что лицензия ФСБ России и лицензия ФСТЭК России необходимы для выполнения пункта 3.8 и 3.9 технического задания документации об Аукционе.
В пункте 3.8 технического задания документации об Аукционе установлено: "Предоставление Исполнителем по запросу Заказчика сопряжённых с услугами подвижной радиотелефонной связи услуг абонентов Заказчика по передаче данных по коммутируемым каналам связи (технология CSD, сервис BS26, асинхронный, прозрачный) для пропуска трафика конфиденциальной сотовой связи в соответствии с рекомендациями V.110 и V.32 на всей территории покрытия оператора в Российской Федерации. Количество данных абонентов не будет превышать 15 шт.".
В пункте 3.9 технического задания документации об Аукционе установлено: "Поддержку абонентов по запросу Заказчика, использующим услугу подвижной радиотелефонной связи c поддержкой шифрования с использованием специальных сотовых телефонов типа "Атлас/2" и М-539 ("SMP-Атлас"), установке и смене ключей во всех федеральных округах Российской Федерации в том числе, возможность взаимодействия абонентов Заказчика с действующими пользователями услуг конфиденциальной сотовой связи Исполнителя по отдельному запросу Заказчика. Количество данный пользователей не превышает 15 шт.".
Вместе с тем, общее число сим-карт для абонентских терминалов Заказчика установлено пункте 3.2 технического задания документации об Аукционе и составляет не менее 2512 сим-карт.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также в проекте контракта документации об Аукционе установлена возможность привлечения к исполнению контракта третьих лиц.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России и лицензии ФСТЭК нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчикои в документации об Аукционе не раскрыто понятие "Абонентский терминал", "Абонентские устройства" и "Мобильный телефон", что ограничивает количество участников закупки.
В пункте 3.2 технического задания документации об Аукционе установлено: "Предоставление не менее 2512 сим-карт для абонентских терминалов Заказчика расположеным по адресам и в количестве согласно Приложению N2 в сроки приведенные в Календарном плане согласно Приложению N1".
В пункте 3.13 технического задания документации об Аукционе установлено: "Исполнитель за свой счёт и своими силами проводит необходимые мероприятия по установке предоставляемых SIM-карт в абонентские устройства пользователей в сроки согласно Календарному плану приведенному в Приложении N1".
В пункте 3.11 технического задания документации об Аукционе установлено: "Возможность совершения голосовых вызовов с коротких номеров фиксированной внутренней телефонии центрального аппарата и территориальных органов Росстата (формата ХХХХХ) на короткие номера мобильных телефонов сотрудников Росстата (формата 1ХХХХХ)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что термины "Абонентский терминал", "Абонентские устройства" и "Мобильный телефон" используются в отрасли связи и являются общепринятыми, также указанные термины установлены в соответствии с Приказом Мининформсвязи России от 27.08.2007 N 100 "Об утверждении Правил применения абонентских терминалов систем подвижной радиотелефонной связи стандарта umts с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов, работающих в диапазоне 2000 МГц" и не ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "МТС" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России и лицензии ФСТЭК.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.09.2016 N К-1666/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 октября 2016 г. N К-1666/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был