Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройТрансИнвест 02" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 198+610 - км 211+000, Тверская область. Этап 1 км 198+610 - км 211+000 (право). Капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 198+610 - км 211+000, Тверская область. Этап 2 км 198+610 - км 211+000 (лево). Капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 198+610 - км 211+000, Тверская область. Этап 3 Лихославльская развязка 202 км. (номер извещения 0336100012516000082) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе, установлены требования к показателям товаров о соответствии ГОСТ, при этом указанные показатели товаров отсутствуют в ГОСТ.
2. В Приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе указаны товары наименование которых не соответствует ГОСТ.
3. Документация об Аукционе не содержит разъяснение значения знака "*", указанного в Приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 21.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 999 060 720 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе, установлены требования к показателям товаров о соответствии ГОСТ, при этом указанные показатели товаров отсутствуют в ГОСТе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, в Приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе по позиции N 4 "Битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100" установлен показатель "Потеря массы образца после прогрева", сведения о котором отсутствуют в ГОСТ 33133-2014, кроме того, по мнению Заявителя аналогичные нарушения установлены Заказчиком в отношении позиций NN 17, 18, 21, 22 по показателя материалам "вспененный битум БНД 70/100".
В пункте 4 Приложения N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе установлены следующие требования к товару, используемому при выполнении работ:
"4. Битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100:
Требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 33133-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия".
Потеря массы образца после прогрева - не более 0,6%".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что показатель "Потеря массы образца после прогрева" установлена в соответствии с Предварительным национальным стандартом ПНСТ 1-2012 "Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", который утратил силу с 01.04.2016.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки в пункте 4 Приложении N 4 к документации об Аукционе установлены требования к показателю утратившему силу, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, аналогичные сведения установлены Заказчиком в отношении позиций NN 17, 18, 21, 22 в отношении показателя материала "вспененный битум БНД 70/100".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" документации об Аукционе указаны товары, используемые при выполнении работ наименование которых не соответствует ГОСТу, поскольку в наименовании товара отсутствуют диапазонные значения, а именно, товары по позициям NN 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Так например, пунктом 8 Приложения N 4 к документации об Аукционе установлено:
"8. Щебень из природного камня для строительных работ:
Требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что наименование указанных позиций не противоречит наименованиям ГОСТ.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился и не представил доказательств подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено разъяснение значения знака "*", указанного в Приложение N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в документации об Аукционе отсутствуют положения, которые необходимо выполнять в соответствии со знаком "*".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств и сведений подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Приложения N 4 к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров (сцепление при сдвиге при температуре, изменение температуры размягчения после прогрева и т.д.), так например:
"1. Битум нефтяной дорожный БНД 60/90
Концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны - не более 300 мг/м3.
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 25°С - от 61 до 90;
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 0°С - не менее 20.
Изменение температуры размягчения после прогрева - не более 5°С.
13. Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 20 - 40 мм: Полные остатки на ситах, % по массе;
30. Термопластик для дорожной разметки белый:
Отвердевший термопластик должен быть стойким к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре °С - не менее 72 ч".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
5. В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.10.2016
0336100012516000082-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "1" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона и требованиям раздела 2 Документации об электронном аукционе, Приложение 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ".
Участник с порядковым номером 1 для товара п. 30 "Термопластик для дорожной разметки белый" в первой части Заявки таблицы "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме:" указал наименование показателя несоответствующее наименованию указанному в таблице 1 Приложение N 4 к документации об электронном аукционе "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ", а именно вместо наименования показателя "Отвердевший термопластик должен быть стойким к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре °С" указал наименование показателя "Отвердевший термопластик стойкий к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре °С".
Пунктом 30 Приложения N 4 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару используемому при выполнении работ:
"30. Термопластик для дорожной разметки белый:
Отвердевший термопластик должен быть стойким к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре °С".
Изучив первую часть заявки с порядковым номером "1", представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения:
"Отвердевший термопластик стойкий к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре °С".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что значение "должен быть" является неизменяемым, в связи с чем Аукционной комиссий принято решение о признании заявки с порядковым номером "1" несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что инструкция Приложения N 4 к документации об Аукционе не содержит информации, в соответствии с которой значение "должен быть" является неизменяемым.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "1" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройТрансИнвест 02" обоснованной в части установления требований к показателям товаров (материалов) утративших свою силу, и не соответствующих требованиям ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 18.10.2016 по делу N К-1680/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2016 г. N К-1680/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был