Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стелла" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик) при проведении ООО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации системы видеонаблюдения в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19 и г. Москва, 3-й Монетчиковский пер., д. 4/6 (номер извещения 0173100005616000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
1. В документации об Аукционе установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. В документации об Аукционе установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Представители Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 28.10.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Подпунктом 2.9 пункта 19 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование, в соответствии с которым участник закупки обязан предоставить действующую лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (предполагается выполнение работ, в том числе в выделенных помещениях).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по модернизации системы видеонаблюдения в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19 и г. Москва, 3-й Монетчиковский пер., д. 4/6.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 5.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 736 от 23 сентября 2010 г. (в действующей редакции) Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечивает в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную тайну. При этом работы, выполняемые в рамках государственного контракта, в том числе производятся в помещениях, которые закреплены (будут закреплены) за подразделениями и сотрудниками агентства, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Следовательно, Заказчик является режимным объектом, на котором ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что работы выполняются не только в помещениях составляющих государственную тайну.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установленное требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в документации об Аукционе является технической ошибкой, в связи с чем Заказчиком 12.10.2016 внесены изменения в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Техническое задание документации об Аукционе содержит следующее положение:
"Обязательным требованием к безопасности является наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишнее требование к участникам закупки в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стелла" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.10.2016 по делу N К-1708/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2016 г. N К-1708/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был