Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Центр перспективных технологий и аппаратуры" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Акционерным Обществом "Электронные Торговые Системы" (далее - Оператор электронной площадки), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса". Конкурс N 1 (номер извещения 0173100009516000518) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
2. В Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 12.10.2016 N ПРО1 (далее-Протокол) отклонение Заявителя не соответствует положению Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru - 14.09.2016 0:00:00;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 219 100 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ОАО "Аккумуляторная компания "Ригель" с предложением о цене контракта 219 100 000 рублей.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
В соответствии с Протоколом заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "В составе заявки на участие в открытом конкурсе в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе предоставлена копия банковской гарантии от 28.09.2016 N 134/09-БГ/16 на сумму 1 203 500 руб.".
Согласно пункту 27 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика на заседание Комиссии, установила, что в заявке Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена копия банковской гарантии от 28.09.2016 N 134/09-БГ/16.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при наступлении случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, когда Заказчик вправе взыскать средства, внесенные в качестве обеспечения заявки участника закупки путем предоставления банковской гарантии, взыскание таких средств бенефициаром (Заказчиком) возможно только при наличии оригинала такой банковской гарантии.
Вместе с тем, обеспечение заявки на участие в закупке путем предоставления копии банковской гарантии законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.
Согласно Протоколу заявка Заявителя признана несоответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе по следующему основанию: "В составе заявки на участие в открытом конкурсе в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе предоставлена копия банковской гарантии от 28.09.2016 N 134/09-БГ/16 на сумму 1 203 500 руб.
Однако, в соответствии с требованиями п.п. 6 п. 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также п.п. 6 в п. 27 Раздела II Информационной карты Конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании п. 3 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Конкурсная комиссия внесла предложение отклонить заявку на участие в открытом конкурсе участника закупки Закрытое акционерное общество "Центр перспективных технологий и аппаратуры" (ЗАО "ЦПТА").
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указание в Протоколе на подпункт 6 пункта 2 статьи 51 Закона о контрактной системе является технической ошибкой.
Таким образом, указание в Протоколе причины отклонения Заявителя не соответствующей положению Закона о контрактной системе нарушает пункт 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена Контракта - 100 баллов, качественные, функциональные и экологические характеристики работы - 100 баллов, квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 100 баллов.
Для оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" устанавливается следующий показатель:
"Качество работ" ([НЦБ{1.1}]_i) в части выполнения п.п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемой работы" Конкурсной документации (далее - Техническое содержание) (по данным форм 4.2 и 4.5).
Коэффициент значимости показателя = 1.
По каждой заявке на участие в конкурсе Конкурсная комиссия оценивает качество предлагаемой работы, а именно:
а) предложения участника конкурса по порядку и методологии выполнения работ, реализации конкретных технических решений ([НЦБ{1А}]_i);
б) предложения участника конкурса по повышению технического уровня заданной в разработку научно-технической продукции ([НЦБ{1Б}]_i).
Согласно форме 4.5 документации об Аукционе предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работы должны быть представлены в текстовой форме и могут включать следующую информацию:
1. Предложения по порядку и методологии решения поставленных в Требованиях к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ целей и задач, включая описание организации и порядка выполнения работ (в том числе выбор средств и методов, определяющих наилучший результат, а именно изложение закрепленных в действующих ГОСТах общесистемных подходов к порядку выполнения ОКР с привязкой к тематике лота; предложения по проведению в процессе выполнения работы участником конкурса математического и (или) физического моделирования для решения поставленных в работе задач; предложения по использованию при выполнении работы специализированных систем автоматизации проектных работ и научно-технического задела (при наличии).
2. Предложения участника закупки по повышению технического уровня заданной в разработку научно-технической продукции, в том числе по увеличению состава и улучшению характеристик выполняемых работ, указанных в Требованиях к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ (Раздел III конкурсной документации), в том числе предложения по изменению, дополнению и вводу новых пунктов технического задания, в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и эксплуатационных характеристик научно-технической продукции и/или расширение ее диапазона применения (при наличии)".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Центр перспективных технологий и аппаратуры" обоснованной в части указания в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 12.10.2016 N ПРО1 причины отклонения Заявителя не соответствующей положению Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.10.2016 N К-1750/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 октября 2016 г. N К-1750/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был