Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 3 ноября 2016 г. N 03-12-12/2/64527
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 25.13 предусмотрено, что контролируемой иностранной компанией признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры (с учетом исключений, предусмотренных статьей 25.13 Кодекса).
В виде такого исключения контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора) (пункт 12 статьи 25.13 Кодекса).
При этом осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с пунктом 8 статьи 25.13 Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
Таким образом, контроль над иностранной структурой без образования юридического лица со стороны налогового резидента Российской Федерации может осуществляться, в том числе посредством иностранной организации, контролирующим лицом которой он является. При этом в целях признания налогового резидента Российской Федерации в данном случае контролирующим лицом учитывается наличие (отсутствие) у него в отношении прибыли (доходов, имущества) иностранной структурой без образования юридического лица прав, предусмотренных пунктом 12 статьи 25.13 Кодекса. Соответственно, в случае отсутствия таких прав он не может быть признан контролирующим лицом этой структуры.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу о контроле над иностранной структурой без образования юридического лица со стороны налогового резидента Российской Федерации указано следующее.
Такой контроль может осуществляться в том числе посредством иностранной организации, контролирующим лицом которой является указанный налоговый резидент. При этом в целях признания последнего контролирующим лицом учитывается наличие (отсутствие) у него в отношении прибыли (доходов, имущества) иностранной структуры без образования юрлица определенных прав. В частности, речь идет о фактическом праве на доход (его часть), получаемый такой структурой. Или о праве распоряжаться ее имуществом. Либо о праве получить имущество данной структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора). Соответственно, в случае отсутствия таких прав он не может быть признан контролирующим лицом этой структуры.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 ноября 2016 г. N 03-12-12/2/64527
Текст письма официально опубликован не был