Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 ноября 2016 г. N 03-07-07/63846
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу отнесения выполняемых (оказываемых) научными организациями работ (услуг) к научно-исследовательским, опытно-конструкторским, техническим и инжиниринговым работам (услугам) в целях применения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, на основании подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологии, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, предусмотренные данным подпунктом.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются вышеуказанные работы, выполняемые за счет средств бюджетов как исполнителями, так и соисполнителями этих работ.
Указанной статьей Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, предусмотренного указанными подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса, не установлен.
По нашему мнению, основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ.
Что касается отнесения услуг к инжиниринговым, то согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса к инжиниринговым услугам в целях применения налога на добавленную стоимость относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с НК РФ не подлежит налогообложению на территории России выполнение НИОКР за счет бюджетных средств, средств РФФИ, РФТР и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей, а также выполнение таких работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров. При этом не установлен перечень документов, подтверждающих право на применение указанной налоговой льготы.
По мнению Минфина России, основанием для освобождения от НДС НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства.
Согласно НК РФ к инжиниринговым услугам в целях применения НДС относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 ноября 2016 г. N 03-07-07/63846
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 25 ноября 2016 г. N 46, в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", декабрь 2016 г., N 12