1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе) (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" от 15 октября 2016 г. N 1050 (далее - Положение), и содержат рекомендации к форме и содержанию предложения по приоритетному проекту (программе).
1.2. Понятия, используемые в методических рекомендациях, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении.
2. Рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе)
2.1. Предложения по приоритетным проектам (программам) служат формой инициирования приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (далее - основные направления), утвержденным решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет).
2.2. В целях решения общественно-значимых задач по каждому из основных направлений, утвержденных решением Совета, рекомендуется определять отдельные приоритетные проекты (программы) (далее - проект, программа).
2.3. Подготовка предложений по приоритетным проектам (программам) осуществляется по форме согласно приложению и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
2.4. Форма предложения по приоритетному проекту (программе) включает следующие основные разделы:
раздел 1 "Общие сведения";
раздел 2 "Органы управления проектом (программой)";
раздел 3 "Дополнительные сведения, ограничения и допущения".
2.5. В наименовании предложения по приоритетному проекту (программе) указывается действие (создание, организация и пр.), объект над которым совершается действие (система, производство и пр.), а также территория реализации. Наименование предложения по приоритетному проекту (программе) рекомендуется формулировать одним предложением, раскрывающим его суть.
В наименовании предложения по приоритетному проекту (программе) возможно отражение эффекта от его реализации.
Пример:
повышение качества оказания услуг в сфере YYY на территории Российской Федерации;
создание IT-технопарков на территории Российской Федерации.
2.6. Раздел "Общие сведения" содержит следующую информацию:
"Наименование направления". Указывается основное направление, утвержденное решением Совета, в рамках которого подготавливается предложение по приоритетному проекту (программе).
Пример: безопасные и качественные дороги;
"Обоснование проекта (программы)", в котором приводится описание существующих или возможных проблем, на решение которых направлена реализация предложения по приоритетному проекту (программе), либо описание возможностей, которые целесообразно использовать посредством реализации предложения по приоритетному проекту (программе). Дополнительно, при необходимости, указываются причины появления проблем и возможностей;
"Формальные основания для инициации проекта (программы)". Указывается связь проекта (программы) с указами и поручениями Президента Российской Федерации, поручениями и указаниями Председателя Правительства Российской Федерации и иными официальными документами, содержащими прямые или косвенные основания для инициации и последующей реализации проекта (программы).
При заполнении графы рекомендуется указывать реквизиты соответствующих официальных документов.
Пример:
пункт 2 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 июля 2016 г. N 1;
"Связь с государственными программами Российской Федерации". Приводится перечень (наименования) государственных программ Российской Федерации с указанием соответствующих подпрограмм и основных мероприятий государственных программ Российской Федерации, в рамках которых полностью или частично планируются к реализации мероприятия проекта (программы).
В перечне государственных программ Российской Федерации необходимо указывать реквизиты нормативных правовых актов, которыми утверждены соответствующие государственные программы Российской Федерации.
Пример:
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319), подпрограмма "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства", основное мероприятие 6.1. "Организация развития автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" ;
"Цели проекта (программы)". Указываются цели, которые планируется достигнуть за счет реализации предлагаемого проекта (программы). Цели должны содержать конкретные количественные или качественные показатели с указанием целевых значений, которые планируется достигнуть до 2018 года, и перспективных значений показателей.
Формулировка целей должна соответствовать решению обозначенных проблем, изложенных в обосновании проекта (программы), и указывать на выгоды и эффекты, получаемые от реализации проекта (программы).
Пример:
1. Повысить к 2018 году обеспеченность жильем на одного гражданина Российской Федерации на XX квадратных метров и довести ее к 2025 году до XX квадратных метров на человека.
2. Снизить к 2018 году потребность граждан Российской Федерации в жилье с XX до XX% (к 2025 году - до XX%);
"Показатели проекта (программы)". Перечисляются 2-5 показателей, которые однозначно могут указать на достижение каждой цели проекта (программы) или свидетельствовать об их недостижении.
Для каждого показателя указывается:
наименование;
единица измерения;
алгоритм (формула) расчета;
базовое значение (если возможно) и целевое значение;
оценка сроков достижения целевого значения (указывается в формате "ДД.ММ.ГГГГ");
прогнозное значение показателя без реализации проекта (программы);
"Способы достижения целей, основные результаты и мероприятия проекта (программы)". Рекомендуется описывать не менее двух альтернативных способов достижения целей проекта (программы) с указанием для каждого из способов основных результатов и перечня мероприятий проекта (программы).
Формулировать мероприятия рекомендуется в терминах, создаваемых продуктов или услуг (возведенных крупных объектов, созданных или модернизированных технологических процессов, разработанных программных продуктов, утвержденных нормативных правовых актов и пр.). Пример способа достижения целей:
Развитие рынка кредитования YYY:
внедрение электронного формата кредитного дела (пример мероприятий: внесение изменений в нормативную правовую базу в части требований к порядку ведения кредитного дела; разработка информационной системы; обучение пользователей и пр.);
создание и организация деятельности консультационных центров в сфере кредитования YYY (пример мероприятий: заключение соглашений с базовыми юридическими центрами, разработка стандартов оказания финансовых услуг в сфере YYY, создание на базе центров института финансовых советников и пр.);
"Стратегические риски и возможности", которые могут существенно повлиять на достижение или недостижение целей предложения по приоритетному проекту (программе). Для каждого риска рекомендуется указывать способы минимизации вероятности наступления риска и последствий от его наступления; для возможностей - способы использования возможностей.
Формулировка риска должна содержать описание негативных последствий от его наступления, описание факторов или событий, вызывающих возникновение риска (рисковое событие), а также причину их появления.
Пример риска:
Нежелание организаций вступать в саморегулируемую организацию из-за дополнительного контроля над деятельностью членов саморегулируемых организаций по причине наличия на рынке некачественных услуг в данной сфере бизнеса.
Мероприятие по предупреждению наступления риска: предварительное экспертное обсуждение с ключевыми представителями рынка необходимости создания саморегулируемой организации и условий членства в ней.
Пример возможности:
Приобретение опыта организации международных мероприятий при организации и проведении чемпионата мира по YYY в России в ГГГГ году. Мероприятия по реализации возможности: заключение партнерских соглашений между отечественными и иностранными компаниями, участвующими в организации мероприятия, с целью изучения опыта.
"Оценка длительности проекта (программы)". Указывается предварительная оценочная длительность проекта (программы) в месяцах, либо планируемая дата начала и дата окончания (указываются в формате "ММ.ГГГГ"), к которой цели и показатели проекта (программы) должны быть достигнуты.
Пример: 42 месяца или 12.2016 г. - 10.2020 г.;
"Оценка бюджета проекта (программы)". Указывается предварительная оценка затрат на реализацию проекта (программы) по годам в разрезе возможных источников финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные фонды, институты развития, частные инвестиции и пр.). В случае бюджетного финансирования, указывается возможность финансирования в рамках доведенных лимитов или потребность в дополнительных средствах.
Пример: XX млн рублей (в том числе ХХ млн рублей - федеральный бюджет, ХХ млн рублей - Фонд развития моногородов).
2.7. Раздел "Органы управления проектом (программой)" содержит следующую информацию:
"Куратор проекта (программы)". Указывается заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (ФИО и должность);
"Функциональный заказчик". Федеральный орган исполнительной власти в наибольшей степени заинтересованный в результатах проекта (программы). Определяет основные требования к результатам проекта (программы), согласовывает результаты и показатели эффективности, обеспечивает приемку промежуточных и окончательных результатов проекта (программы);
"Руководитель проекта (программы)". Лицо (ФИО и должность), обладающее необходимым уровнем квалификации в сфере проектного управления, наделенное полномочиями и ответственностью по управлению проектом (программой);
"Перечень основных исполнителей и соисполнителей мероприятий проекта (программы)". Указывается перечень (наименования) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных органов и организаций, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий проекта (программы).
2.8. Раздел "Дополнительные сведения, ограничения и допущения" содержит следующую информацию:
"Ограничения". Рекомендуется приводить описание факторов касающихся сроков, бюджета, требований безопасности, а также правовых, технических и иных ограничений, в рамках которых планируется реализация проекта (программы).
Пример:
реализация проекта (программы) с привлечением исключительно отечественных подрядчиков;
неразвитость инфраструктуры рынка YYY и пр.;
"Допущения и предположения". Указываются факторы и условия, принимаемые в качестве исходных данных для оценки параметров предложения по приоритетному проекту (программе) и обоснования его целесообразности реализации и реализуемости, а также условия, в рамках которых цели проекта (программы) будут достижимы.
Пример:
цели проекта (программы) достижимы при уровне инфляции в течение всего проекта (программы) не более X%;
цели проекта (программы) достижимы при сохранении уровня финансирования по соответствующей государственной программе Российской Федерации;
"Предложения по форме реализации". Указывается форма реализации предложения по приоритетному проекту (программе): проект или программа.
В случае если формой реализации предложения по приоритетному проекту (программе) выступает программа, указывается предлагаемый список проектов и мероприятий программы, реализация которых позволит достичь ее целей и показателей.
Выбор программы как формы реализации рекомендуется осуществлять при следующих характеристиках предложения по приоритетному проекту (программе):
предложение по приоритетному проекту (программе) содержит несколько разнородных целей;
цели предложения по приоритетному проекту (программе) содержат конечные выгоды и эффекты, достигаемые, в том числе, за счет эксплуатации (использования) результатов, полученных в ходе реализации проекта (программы);
на достижение целей предложения по приоритетному проекту (программе) влияют различные факторы, не всегда связанные друг с другом;
масштабность предложения по приоритетному проекту (программе), характеризующаяся наличием разнородных показателей, результатов и способов достижения результатов, что позволят выделить внутри предложения по приоритетному проекту (программе) несколько отдельных проектов;
наличие в предложениях по приоритетному проекту (программе) отдельных циклически повторяющихся мероприятий;
в рамках реализации предложения по приоритетному проекту (программе) требуется выделение нескольких территориальных (региональных) проектов с собственной организационной структурой, либо предусмотрено тиражирование результатов проекта в субъектах Российской Федерации или нескольких органах или организациях.
В ином случае форму реализации предложения по приоритетному проекту (программе) рекомендуется определять как проект;
"Дополнительная информация". Указывается существенная дополнительная информация о предложении по приоритетному проекту (программе), которую необходимо учесть при принятии решения о запуске проекта (программы).
3. Оценка качества подготовки и полноты содержания предложения по приоритетному проекту (программе)
3.1. Предложение по приоритетному проекту (программе) подлежит оценке на соответствие качества его подготовки и полноты содержания положениям настоящих методических рекомендаций. Оценка предложения по приоритетному проекту (программе) осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в таблице.
3.2. По каждому критерию выделяется обязательность (требование или рекомендация) и уровень проработки.
Оценка уровня проработки предложения по приоритетному проекту (программе) по соответствующему критерию осуществляется экспертным путем по следующей градации: отсутствует, низкая, средняя, высокая.
Для отдельных критериев, по которым невозможно оценить уровень проработки по приведенной градации, указываются следующие значения: соответствует, не соответствует.
Таблица
Критерии оценки
качества подготовки и полноты содержания предложения по приоритетному проекту (программе)
Наименование критерия |
Требование/рекомендация |
Уровень проработки |
Управленческие критерии
| ||
Предложение по приоритетному проекту (программе) не противоречит законодательству Российской Федерации |
требование |
|
Содержание предложения по приоритетному проекту (программе) соответствует одному из основных направлений, утвержденных решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам |
требование |
|
Предложение по приоритетному проекту (программе) согласовано с потенциальным функциональным заказчиком и куратором |
требование |
|
Предложение по приоритетному проекту (программе) согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
требование |
|
Руководитель проекта программы обладает необходимым уровнем компетентности в сфере проектного управления* |
требование |
|
Содержательные критерии
| ||
Обоснование предложения по приоритетному проекту (программе) содержит описание возможностей и проблем, на решение которых направлен проект (программа) |
требование |
|
Цели предложения по приоритетному проекту (программе) соответствуют решению проблем, изложенных в обосновании, и содержат количественные или качественные показатели |
требование |
|
Цели предложения по приоритетному проекту (программе) содержат целевые значения показателей, которые планируется достигнуть к 2018 году |
требование |
|
По показателям предложения по приоритетному проекту (программе) указан способ расчета, базовое и целевое значение, приведена оценка сроков достижения и прогнозные значения показателей без реализации проекта (программы) |
требование |
|
По каждому из способов достижения целей предложения по приоритетному проекту (программе) указаны основные результаты и мероприятия проекта (программы) |
требование |
|
Предложение по приоритетному проекту (программе) содержит перечень проектов и мероприятий (применяется при реализации в форме программы) |
требование |
|
Риски предложения по приоритетному проекту (программе) содержат описание негативных последствий от их наступления, событий, вызывающих возникновение рисков (рисковое событие), а также причины их возникновения |
требование |
|
Определены источники финансирования предложения по приоритетному проекту (программе) |
требование |
|
Технические критерии
| ||
Решение об определении формы реализации предложения по приоритетному проекту (программе) соответствует характеристикам, указанным в методических рекомендациях |
рекомендация |
|
Количество показателей предложения по приоритетному проекту (программе) составляет от 2 до 5 единиц |
рекомендация |
|
Заполнены все обязательные поля предложения по приоритетному проекту (программе) |
требование |
|
______________________________
* Пункт вступает в силу с 1 июля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены Методические рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту.
Предложения по приоритетным проектам (программам) служат формой их инициирования по основным направлениям стратегического развития России до 2018 г. и на период до 2025 г.
Приведена форма предложения. В ней содержатся следующие разделы: общие сведения; органы управления проектом (программой); дополнительные сведения, ограничения и допущения.
Определены критерии оценки качества подготовки и полноты содержания предложения.
Методические рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе) Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 7955п-П6
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был