Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам от 3 ноября 2016 г. N 4.2
по проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в части расходов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма).
В целях сокращения количества субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с одинаковыми или близкими целями предоставления и в целях повышения самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выборе конкретных методов достижения поставленных целей при использовании средств субсидий в проекте федерального бюджета с 2017 года, предусмотрены консолидированные субсидии в области здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, рыбохозяйственного комплекса, в рамках реализации государственной национальной политики, поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2017-2019 годах субсидии на поддержку агропромышленного комплекса, предоставляемые в рамках Госпрограммы, консолидированы для обеспечения гибкости управления бюджетными средствами, путем определения субъектами Российской Федерации самостоятельно направления расходования средств получаемых субсидий в зависимости от приоритетов государственной политики в агропромышленном комплексе в субъекте Российской Федерации. Количество межбюджетных трансфертов сокращается с 54 до 7.
В связи с этим необходимо отметить существенные изменения, внесенные в паспорт Госпрограммы, по сравнению с действующей редакцией, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 N 1421) в части перечня подпрограмм и основных мероприятий.
В действующей редакции Госпрограммы утверждены 11 подпрограмм и 2 федеральные целевые программы в том числе:
- подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"
- подпрограмма "Управление реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
- Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
- Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"
- подпрограмма "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Развитие молочного скотоводства" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания" (с 2017 года не реализуется)
- подпрограмма "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса"
В проект паспорта Госпрограммы в соответствии с распределением бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов добавляются 4 новые подпрограммы:
- подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса"
- подпрограмма "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса"
- подпрограмма "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"
- подпрограмма "Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса".
Таким образом, проект паспорта Госпрограммы включает в себя 7 подпрограмм и 2 федеральные целевые программы.
Вместе с тем, законопроектом N 15455-7 предусмотрено финансирование только 5 подпрограмм и 2 федеральных целевых программ.
Финансовое обеспечение 2 подпрограмм - "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" и "Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса" законопроектом на 2017 - 2019 годы не предусмотрено.
В соответствии с проектом паспорта Госпрограммы утверждены 10 целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы.
Расходы федерального бюджета в 2017-2019 годах на реализацию Госпрограммы уменьшены по сравнению с уровнем 2016 года.
млн руб | |||||||
Год |
Утвержденная госпрограмма |
ФЗ N 365-ФЗ от 14.12.2015 |
в соответствии с законопроектом N 2428-7 |
Законопроект N 15455-7 |
% к утвержденной госпрограмме |
% к 2016 ФЗ N 365-ФЗ |
% к 2016 году в соответствии с законопроектом N 2428-7 |
2016 |
258 139,9 |
237 000,0 |
214 565,7 |
|
91,8 |
|
|
2017 |
300 227,2 |
|
|
204 486,1 |
68,1 |
86,3 |
95,3 |
2018 |
324 028,1 |
|
|
197 957,8 |
61,1 |
83,5 |
92,2 |
2019 |
337 775,2 |
|
|
194 055,9 |
57,45 |
81,8 |
90,4 |
Расходы на реализацию Госпрограммы, предусмотренные в Законопроекте, составят в 2017 году 204 486,1 млн. рублей, что составляет 1,26% от общей суммы расходов федерального бюджета, в 2018 году - 197 957,8 млн. рублей (1,23% от общей суммы расходов), в 2019 году - 194 055,9 млн. рублей (1,21% от общей суммы расходов).
Бюджетные ассигнования на реализацию Госпрограммы уменьшены относительно бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом N 359-ФЗ на 2016 год, на 2017 год - на 32 513,9 млн. рублей, или на 13,7 %, на 2018 год - на 39 042,2 млн. рублей, или на 16,5 %, на 2019 год - на 42 944,1 млн. рублей, или на 18,1%.
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2016 год N 2428-7 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2*100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Всего |
214 565,7 |
204 486,1 |
95,3 |
197 957,8 |
96,8 |
194 055,9 |
98,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" |
1 862,0 |
94,1 |
5,1 |
91,1 |
96,8 |
89,1 |
97,8 |
Подпрограмма "Управление реализацией Государственной программы" |
23 612,2 |
25 210,3 |
106,8 |
23 326,3 |
92,5 |
22 779,6 |
97,7 |
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
14 479,5 |
15 447,1 |
106,7 |
15 825,1 |
102,4 |
16 072,3 |
101,6 |
Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" |
7 576,0 |
8 725,9 |
115,2 |
8 725,9 |
100,0 |
8 742,4 |
100,2 |
Подпрограмма "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" |
8 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" |
83 769,0 |
69 644,5 |
83,1 |
67 346,1 |
80,4 |
65 700,8 |
78,4 |
Подпрограмма "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса" |
11 621,9 |
9 865,9 |
84,9 |
9 636,7 |
82,9 |
9 448,4 |
81,3 |
Подпрограмма "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" |
63 645,2 |
75 498,4 |
118,6 |
73 006,8 |
114,7 |
71 223,3 |
111,9 |
Депутаты Комитета отмечают существенное сокращение финансового обеспечения подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" по сравнению с 2016 годом в 2017 году на 1 767,9 млн. рублей, в 2018 году - на 3,0 млн. рублей, в 2019 году - на 2,0 млн. рублей.
Законопроектом не предусмотрены в 2017-2019 годах бюджетные ассигнования на реализацию основного мероприятия "Стимулирование обновления парка сельскохозяйственной техники" в связи с недостаточностью расчетных объемов финансового обеспечения рассматриваемой меры поддержки для приобретения сельхозтоваропроизводителями необходимого количества техники в большинстве субъектов Российской Федерации, а также необходимостью приоритизации расходов федерального бюджета.
В 2016 году на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках данного мероприятия было предусмотрено 9 862,0 млн. рублей (из федерального бюджета - 1 862,0 млн. рублей и 8 000,0 млн. рублей в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 674-р).
Такая поддержка позволила увеличить темпы обновления парка сельскохозяйственной техники, доля закупок отечественной техники выросла на 15%. Несмотря на это, доля машин со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам составляет 60,3%, по зерноуборочным комбайнам - 45,4%, по кормоуборочным комбайнам - 42,9%, темпы выбытия опережают темпы обновления парка сельхозтехники. Уровень оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей остается на низком уровне, что не позволяет качественно выполнить все технологические операции и ведет к недополучению и потерям продукции.
В целях проведения комплексной модернизации и технического перевооружения отрасли, депутаты Комитета считают необходимым сохранение объема субсидирования данного мероприятия на уровне не ниже уровня, достигнутого в 2016 году.
В рамках Госпрограммы предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 году в сумме 157 436,7 млн. рублей, в 2018 году - 153 166,9 млн. рублей, в 2019 году 150 154,2 млн. рублей.
В рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" предусмотрено направление субсидий:
на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (консолидированная субсидия) в 2017 году в сумме 21 675,5 млн. рублей, в 2018 году - 20 960,1 млн. рублей, в 2019 году - 20 448,1 млн. рублей. Ассигнования уменьшены относительно бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом N 359-ФЗ на 2016 год, на 2017 год - на 1 549,5 млн. рублей, на 2018 год - на 2 264,9 млн. рублей, на 2019 год - на 2 776,9 млн. рублей;
на повышение продуктивности крупного рогатого скота молочного направления в 2017 году - 11 964,4 млн. рублей, в 2018 году - 11 569,5 млн. рублей, в 2019 году - 11 286,9 млн. рублей. Ассигнования уменьшены относительно бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом N 359-ФЗ на 2016 год, на 2017 год - на 1 177,65 млн. рублей, на 2018 год - на 1 572,55 млн. рублей, на 2019 год - на 1 855,15 млн. рублей;
на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (консолидированная субсидия) в 2017 году - 36 004,6 млн. рублей, в 2018 году - 34 816,4 млн. рублей, в 2019 году - 33 965,8 млн. рублей;
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию данной подпрограммы по сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшены на 14 124,5 млн. рублей, в 2018 году на 2 298,4 млн. рублей, в 2019 году на 1 645,3 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках основных мероприятий "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей" и "Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса" в связи с общими подходами к формированию Законопроекта.
В подпрограмме "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" предусмотрены средства на финансирование нового мероприятия "Поддержка льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса" (в 2017 году - 5 124,6 млн. рублей, в 2018 году - 4 955,5 млн. рублей, в 2019 году - 4 834,4 млн. рублей).
Механизм льготного кредитования предусматривает переход на систему, при которой процентная ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей изначально составит не более 5% годовых, что позволит сделать заемные средства более доступными для организаций АПК.
Депутаты Комитета считают, что применение такого механизма кредитования будет способствовать наращиванию темпов роста производства продукции, повышению ее конкурентоспособности, будет способствовать ускорению технической модернизации отрасли.
В рамках данной подпрограммы бюджетные ассигнования на реализацию основных мероприятий "Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе" и "Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса" увеличены в 2017 году на 2 633,9 млн. рублей и 2 407,9 млн. рублей соответственно.
На реализацию данных мероприятий предусмотрены субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (консолидированная субсидия) в 2017 году - 58 842,9 млн. рублей, в 2018 году - 56 900,9 млн. рублей, в 2019 году - 55 510,9 млн. рублей;
на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования (консолидированная субсидия) в 2017 году - 11 530,9 млн. рублей, в 2018 году - 11 150,4 млн. рублей, в 2019 году - 10 878,0 млн. рублей;
В целом ресурсное обеспечение подпрограммы "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличено на 11 853,2 млн. рублей, в 2018 году уменьшено на 2 491,6 млн. рублей, в 2019 году на 1 783,5 млн. рублей.
В 2018-2019 годах финансовое обеспечение данной подпрограммы сформировано исходя из уровня 2017 года с учетом общих подходов к формированию Законопроекта.
Бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" в 2017-2019 годах не предусмотрены (в 2016 году - 8 000,0 млн. рублей), что обусловлено приоритизацией расходов федерального бюджета, концентрируемых в очередном бюджетном цикле на цели развития мелиорации, обеспечения общих условий функционирования отраслей АПК, стимулирования инвестиционной активности в отрасли и исполнения принятых расходных обязательств федерального бюджета.
Параметры финансового обеспечения федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 967,6 млн. рублей, в 2018 году на 378,0 млн. рублей, в 2019 году на 247,2 млн. рублей за счет соответствующего изменения параметров Федерального дорожного фонда.
На мероприятия в рамках данной федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" предусмотрено в 2017 году - 15 419,9 млн. рублей, в 2018 году - 15 798,7 млн. рублей, в 2019 году - 16 046,6 млн. рублей
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" по сравнению с предыдущим годом в 2017 году увеличены на 1 149,9 млн. рублей, в 2018 году сохранены на уровне 2017 года, в 2019 году по отношению к уровню 2018 года увеличены на 16,5 млн. рублей за счет увеличения ресурсного обеспечения переходящих объектов и увеличения ассигнований федерального бюджета на исполнение Указания Президента Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N Пр-542 (Капустинское водохранилище Чеченской Республики).
На мероприятия в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" предусмотрено в 2017 году - 1 998,5 млн. рублей, в 2018 году - 1 970,8 млн. рублей, в 2019 году - 2 017,9 млн. рублей.
Объемы финансового обеспечения подпрограмм "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса" и "Управление реализацией Государственной программы" на 2017-2019 годы в целом определены исходя из уровня 2016 года с учетом общих подходов к формированию Законопроекта.
В рамках основного мероприятия "Осуществление компенсации понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие причинённого ущерба в результате чрезвычайных ситуаций природного характера" зарезервированы бюджетные ассигнования на компенсацию сельхозтоваропроизводителям, обеспечивающим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельхозпродукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации на 2017 год - 3 385,8 млн. рублей, на 2018 год - 3 278,9 млн. рублей, на 2019 год - 3 207,6 млн. рублей.
Комитет предлагает реализовывать компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, независимо от наличия договоров сельскохозяйственного страхования.
Депутаты Комитета считают, что в целях закрепления положительной динамики развития производства сельскохозяйственной продукции и сырья, достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо в 2017-2019 годах обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса.
Депутаты Комитета рекомендуют при дальнейшей работе над законопроектом N 15455-7 предусмотреть возможность направления в 2017 году дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию следующих мероприятий Госпрограммы:
- на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в размере 10 000,0 млн. рублей (подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие");
- на подпрограмму "Стимулирование инвестиционной деятельности":
* на поддержку льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса - 10 000,0 млн. рублей;
* на субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе - 4 900,0 млн. рублей;
- на поддержку малых форм хозяйствования - 9 500,0 млн. рублей (в рамках основного мероприятия "Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития АПК");
- на реализацию мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" - 5 000,0 млн. рублей;
- на реализацию мероприятий ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" - 5 000,0 млн. рублей.
С учетом данных предложений, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным поддержать принятие проекта федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.