Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 9 ноября 2016 г. N 6/2
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 15471-7 О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 15471-7 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Представленным законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2020 года действие Федерального закона от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ). Причинами приостановления, согласно пояснительной записке к законопроекту, являются "отсутствие источников финансового обеспечения и отсутствие законодательной области применения долгового рубля".
Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) государство взяло на себя обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (в период до 20 июня 1991 года), в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования (в период до 1 января 1992 года) и в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года (статья 1). Общая сумма таких гарантированных сбережений оценивается в 345,54 млрд. рублей.
Перечисленные гарантированные сбережения признаны внутренним государственным долгом обеспеченным государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации (статьи 2 и 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
В целях исполнения вышеназванного публично-правового обязательства государства, предусмотрено переоформление гарантированных сбережений в целевые долговые обязательства Российской Федерации, имеющие статус ценных бумаг (статья 5 Федерального закона N 73-ФЗ).
В качестве единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации предложена долговая стоимость, определяемая исходя из уровня покупательной способности денежных средств в 1990-1991 годах (статья 7 Федерального закона N 73-ФЗ).
Порядок установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства предусмотрен Федеральным законом от 6 июля 1996 года N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства" (далее - Федеральный закон N 87-ФЗ).
За единицу номинала целевого долгового обязательства принят долговой рубль стоимость которого определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора (статьи 1 и 2 Федерального закона N 87-ФЗ).
Контрольная стоимость необходимого социального набора должна вычисляться на основе данных о ценах и тарифах на товары и услуги в целом по Российской Федерации, определяемых Федеральной службой государственной статистики, а базовая стоимость необходимого социального набора должна устанавливаться федеральным законом. Статьей 1 Федерального закона N 21-ФЗ, изменяемого законопроектом, базовая стоимость необходимого социального набора установлена в сумме 464 рублей СССР. При этом действие указанного федерального закона регулярно приостанавливается с 2003 года по 2016 год.
В настоящее время расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, основой определения которого является указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, этот показатель не утверждается и не публикуется (Определение Верховного Суда РФ от 14 января 2014 года N 19-КГ13-13).
Согласно информации, содержащейся в пояснительной записке к законопроекту объем средств, необходимый на погашение целевых долговых обязательств Российской Федерации в которые переведены все гарантированные сбережения, оценен в 41,5 трлн. рублей в 2017 году, в 43,4 трлн. рублей в 2018 году и в 45,1 трлн. рублей в 2019 году.
Кроме того, статьей 12 Федерального закона N 73-ФЗ закреплено, что помимо порядка определения долговой стоимости целевых долговых обязательств, установленного Федеральным законом N 87-ФЗ, федеральными законами должны устанавливаться также порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания.
Поскольку соответствующие федеральные законы не приняты, механизм восстановления и обеспечения ценности гарантированных сбережений граждан Российской Федерации не может быть реализован.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 15471-7 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", но вместе с тем, учитывая высокую социальную значимость выполнения Российской Федерацией обязательств по восстановлению и обеспечению ценности денежных сбережений своих граждан, полагает необходимым ускорить разработку и принятие соответствующих федеральных законов, позволяющих государству в полной мере исполнить указанные обязательства.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.