Заключение Счетной палаты РФ о 7 ноября 2016 г. N ЗСП-893/11-01
на проект федерального закона N 15466-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 15466-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 28 октября 2016 г. N 7) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается сохранить на период до 2019 года включительно тарифы страховых взносов, действующие в 2016 - 2018 годах для основной категории плательщиков, в размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов; 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов; 5,1% - на обязательное медицинское страхование) и в размере 10% - на обязательное пенсионное страхование сверх установленной величины базы для исчисления страховых взносов.
Кроме того, законопроектом предлагается увеличить тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование с 1 января 2019 года с 5,1% до 5,9%, а также перенести на два года (с 1 января 2019 года на 1 января 2021 года) переход на "прямые" выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация в части сохранения в 2019 году тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование потребует выделения средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 487,8 млрд. рублей. Перенос, срока перехода на "прямые" выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальными органами ФСС, как следует из финансово-экономического обоснования, приведет к увеличению коэффициента сбора страховых взносов и позволит получить дополнительные доходы в 2017 году в объеме 2,7 млрд. рублей, в 2018 году - 14,2 млрд. рублей, в 2019 году - 5,8 млрд. рублей.
Расчеты, подтверждающие вышеуказанные объемы предполагаемых выпадающих и дополнительных доходов, в материалах к законопроекту отсутствуют.
Перенос срока перехода на "прямые" выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за пределы действия федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, является нецелесообразным. Обоснования, подтверждающие получение дополнительных доходов в связи с указанным переносом срока, в материалах к законопроекту отсутствуют.
Следует отметить, что решение об увеличении в 2019 году с 5,1% до 5,9% тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование не соответствует Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, внесенным в Государственную Думу в составе материалов к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в которых предлагается снизить в 2019 - 2020 годах совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды с 34% до 30%, сохранив его на текущем уровне.
Расчеты в части оценки финансовых последствий увеличения в 2019 году до 5,9% тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в материалах к законопроекту отсутствуют.
Кроме того, Счетная палата Российской Федерации полагает необходимым отметить, что Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10% с сумм, превышающих эту базу, предусмотрен на период 2012 - 2015 годов.
В целях дальнейшего развития пенсионной системы Стратегией предусматривается поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки.
Вместе с тем предложение о продлении действующего тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период до 2019 года не содержит обоснования его приемлемости для субъектов экономической деятельности, а также соответствия объему обязательств по распределительной составляющей пенсионной системы.
Помимо этого полагаем важным обратить внимание на то, что при установлении тарифа страховых взносов в размере 22% для основной категории плательщиков к плательщикам, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотренным статьей 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, при расчете страховых взносов, уплачиваемых ими в фиксированном размере, применяется тариф страхового взноса в размере 26%, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, ведет к ущемлению прав этой категории граждан. В связи с этим соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации целесообразно скорректировать в части приведения размера тарифа в соответствие с общеустановленным.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан Счетной палатой Российской Федерации при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.